Семья как фактор успешного сопровождения малыша в период адаптации его к ДОУ

 
 

Сапожникова Надежда Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ детский сад «Родничок» р. п. Линёво

Искитимского района Новосибирской области

 

Семья как фактор успешного сопровождения малыша в период адаптации его к ДОУ

Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни детей младшего дошкольного возраста. От того, как он пройдет, зависит успешное формирование основных базисных новообразований этого возраста. Малыши не могут самостоятельно справиться с трудностями, с которыми они сталкиваются в этот период, ведь их адаптивные возможности ограничены. Поэтому изменения социальной среды зачастую отрицательно сказываются на всех аспектах их здоровья и провоцируют замедление у них темпа развития. Практика убеждает, что эффективную помощь детям в этот трудный для него период могут оказать только самые близкие окружающие их люди – члены их семей. Закон «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования также подчеркивают главенствующую роль семьи в процессе их социализации. Однако в последнее время прослеживается снижение воспитательного потенциала семьи, изменение ее роли в первичной социализации дошкольников. Таким образом, с одной стороны, перед современными родителями стоит сложная задача – помочь своему ребенку успешно адаптироваться к новым условиям, а с другой стороны (на это указывает анализ результатов опроса родителей вновь поступивших дошкольников) – этому противодействует нехватка времени, отсутствие у них необходимых педагогических знаний.

Учитывая актуальность участия родителей в поддержке и сопровождении своих детей в адаптационный период, на начальном этапе уделяла большое внимание организации работы с родителями вновь поступивших дошкольников.

Первая встреча с родителями будущих воспитанников состоялась задолго до поступления малышей в детский сад и прошла в форме экскурсии по групповым комнатам. Ведь чаще всего родителей пугает неизвестность, и если они незнакомы с условиями, созданными в группе для малышей, это вызывает у них чувство тревоги, боязнь оставить своего ребенка в неизвестной среде. Поэтому в ходе экскурсии подробно рассказывала об условиях, созданных в группе для комфортного пребывания малышей, их успешного оздоровления, развития и воспитания. Показывала, где дети будут раздеваться, умываться, есть, спать, играть, творить, развивать свои сенсорные и другие способности. После экскурсии предоставила родителям информацию о себе, о том, как готовлюсь к встрече с их детьми, как с нетерпением жду их прихода. Затем обсудили волнующие родителей вопросы. Дала родителям рекомендации: «Как подготовить малышей к детскому саду?», «Какие условия необходимо создать для малышей в семье в период адаптации их к детскому саду?».

По окончании встречи отметила, что у большинства родителей снизилось чувство тревоги, напряженность, появился положительный настрой на детский сад. Родители получили необходимую информацию для подготовки своих детей к детскому саду. А это значит, что цель первой встречи достигнута.

Весь адаптационный период разделила на несколько этапов: «Я без мамы никуда!», «С воспитателем играю, мама пусть понаблюдает», «Маме я пока скажу, в группу я один пойду».

1 этап (примерно за две недели до поступления детей в детский сад): «Я без мамы никуда!» На этом этапе родители совместно со своим ребенком посещали дневные прогулки. На первой прогулке для детей и их родителей провела праздник «Давайте все подружимся!» с участием различных персонажей. Его цель – оставить положительное впечатление у детей и их родителей о детском саде, вызвать у них желание прийти сюда снова. Первый этап – ребёнок и его родители одно целое. На протяжении всего этапа ежедневно детей и родителей встречал игрушечный персонаж Зайка. Он предлагал родителям поиграть со своими детьми в игры, формирующие у малышей навыки самостоятельности, умение общаться, игры-забавы, игры с различными предметами и др. Также на этом этапе через родителей зайка знакомил детей с игровыми уголками, организовывал в них самостоятельные игры детей и родителей, их совместное творчество. В ходе таких игр родители под моим наблюдением знакомили своих детей с новой обстановкой, формировали у них необходимые навыки для успешной адаптации к новым условиям. Ну а у меня была возможность узнать индивидуальные особенности своих будущих воспитанников, их интересы, способности, постепенно приучать их к себе, тем самым формируя доверительное отношение каждого родителя ко мне. На этом этапе давала родителям практические навыки взаимодействия с малышами в период привыканиям к новым условиям, выяснила, какие еще педагогические знания необходимы родителям для дальнейшего успешного сопровождения своих детей в адаптационный период. Также в этот период учила родителей играть со своими малышами в игру «В детский сад мы идем». Основная идея – научить родителей правильно готовить своих детей к посещению детского сада, знакомить их через игру с мероприятиями, которые проводятся в детском саду, режимом дня. Таким образом, в ходе игры родители на положительных эмоциях формировали у малышей интерес к детскому саду. Аналогично проводилась игра «Лесной детский сад». Данные игры предлагала родителям организовывать с малышами и дома, чтобы через игру вызвать у будущих воспитанников интерес к детскому саду, а знакомство с жизнью в группе позволило бы им в дальнейшем чувствовать себя там увереннее и комфортнее. Во время таких игр родители повышали свою компетентность в вопросах успешного сопровождения и поддержки своих малышей в период адаптации их к детскому саду.

2 этап: (примерно вторая неделя посещения детьми дневных прогулок) «С воспитателем играю, мама пусть понаблюдает» – здесь в игровую деятельность с детьми включалась сама. Родителей постепенно переводила в роль наблюдателя.

На втором этапе вызывала у малышей интерес к играм, игрушкам. Приоритет в этот период отдавала играм-забавам, играм на формирование эмоционального контакта, доверия детей ко мне. Вместе с детьми строила замки из конструктора, катала их на машинках, подбрасывала воздушные шары, ходила на «рыбалку», рвала бумагу, пускала мыльные пузыри и др. Продолжала с ними играть в игры: «В детский сад мы идем», «Лесной детский сад», но в главной роли теперь выступала уже я, а не родители. Родители наблюдали за нами, а я показывала им способы взаимодействия с детьми для их поддержки в этот период и знакомила с играми для снятия у них эмоционального напряжения в условиях семьи.

Постепенно дети начинали проявлять стремление к самостоятельной игре, так как они, с помощью родителей, приобрели уже определенные игровые навыки, хорошо ориентировались на участке и в группе.

Это значило – пора переходить к 3 этапу, который назвала «Маме я пока скажу, в группу я один пойду» (начиная с первой недели посещения детьми детского сада). На этом этапе дети принимали, что будут оставаться в группе со мной. Итогом третьего этапа стал совместный праздник детей, их родителей и сотрудников детского сада «В детском садике своём замечательно живём». Данный праздник показал: малышам комфортно и интересно в своей группе, а родители уже без тревоги готовы оставить малыша в детском саду.

На всех этапах адаптационного периода я проводила просветительскую работу с родителями с целью повышения их педагогической компетентности в вопросах успешного сопровождения своих малышей в адаптационный период. Для этого использовала консультации, памятки, рекомендации, папки-передвижки со следующей тематикой: «Ваш ребёнок поступает в детский сад»; «Как подготовить ребёнка к детскому саду»; «Мама, не уходи! Как расставаться с ребёнком без слёз» и др. Проводила серии практических занятий с родителями: «Режим ребёнка в семье. Как его организовать?», «Игры для снятия эмоционального напряжения у малышей», что позволило родителям повысить свои знания в данном направлении.

На мой взгляд, очень эффективна оказалась использованная мною форма работы – онлайн-сообщение. Такое общение позволяло родителям (в связи с частой нехваткой у них времени) быстро, в удобной форме получать краткую необходимую информацию, мини-консультацию, ответ на интересующие их вопросы от всех специалистов детского сада.

Также повысить педагогическую компетентность у родителей, снять у них чувство тревожности, помогали проводимые на первом этапе ежедневные «педагогические пятиминутки». На них обсуждали, как прошел день, давала родителям конкретные рекомендации, для поддержки своих малышей в этот период. А родители получали уверенность – детям в детском саду нравится.

Результаты повторного анкетирования после проведенной работы показали, что родители осознали актуальность организации периода адаптации детей к детскому саду для сохранения и укрепления их здоровья и развития. Повысилась включаемость родителей в процесс сопровождения своих малышей с 46% до 94%, повысилась педагогическая компетентность родителей в данном направлении. Это позволило малышам постепенно, безболезненно привыкнуть к новым социальным условиям. На это указывает анализ результатов периода адаптации: отсутствие тяжелой адаптации и преобладание у малышей легкой степени адаптации. Это значит – проведенная работа эффективна.

Список литературы.

1. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей. / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик. – М., Просвещение, 2005. – 191с.

2. Дубинская Е.В. Как адаптировать ребёнка к детскому саду: проводим семинар практикум с родителями. / Е.В. Дубинская // Справочник старшего воспитателя № 8, 2016. С. 30

3. Кочетова Н.А. Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей. / Н.А Кочетова, И.А. Жёлтикова, М.А. Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014. – 218с.

4. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016. – 352 с.

5. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.

6. Сербина Т.А Адаптация детей к условиям детского сада в рамках проекта «Вода, вода, кругом вода» / Т.А. Сербина //Справочник старшего воспитателя № 9, 2014. С. 52

7. Майер А.А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. / А.А Майер, О.И. Давыдова, Н.В. Воронина. – М., ТЦ Сфера. 2011 – 128 с.

Количество просмотров: 8259  

Добавить комментарий

Target Image
1. Педагогическое проектирование: от идеи до результата
2. Использование технологии гарденотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
3. Лэпбук как условие системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников
4. Воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства
5. Использование детского проектирования в ознакомлении старших дошкольников с Новосибирском
6. Организация работы клуба «Шаг навстречу» в повышении психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
7. Пионербол для дошколят
8. «Неделя дорожной безопасности»: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма
9. Речевые игры в режимных моментах
10. Значение конструктивной деятельности для детей дошкольного возраста
11. От простых игр с детьми к конструированию
12. Семья как фактор успешного сопровождения малыша в период адаптации его к ДОУ
13. Использование различных видов конструкторов в работе логопеда
14. Лого-робот «Bee Вot» – помощник логопеда
15. Мы по городу шагаем: экскурсия о правилах дорожного движения
16. Шашки – интеллектуальный досуг в детском саду
17. Метод проектирования как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании
18. Клуб «Речевичок»: взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в вопросах коррекции речевых нарушений
19. Реализация в ДОУ части, формируемой участниками образовательных отношений
20. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы