Использование пособий на основе ТРИЗ-технологии в работе по повышению уровня речевого развития дошкольников

 
 

Чуркина Любовь Геннадьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево

 

Использование пособий на основе ТРИЗ-технологии в работе по повышению уровня речевого развития дошкольников

Речевое развитие – значимая образовательная область ФГОС ДО. Полноценное развитие детей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности невозможно, и главная задача ДОО в данной области – сформировать устную речь дошкольников на таком уровне, чтобы дети не использовали трудности в установлении контактов со сверстниками и взрослыми и их речь была понятна окружающим.

Но, сожалению, повышенная занятость родителей на работе – это одна из особенностей воспитания современных детей. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых, а компьютер и телевизор все чаще заменяют чтение сказок, беседы с родителями, совместные прогулки и игры. Результатом этого является одна из главных особенностей детей – отставание в развитии речи.

Данные исследований современных педагогов и психологов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные речевые нарушения.

Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для развития речевых умений и навыков, поэтому работу по развитию речи своих воспитанников провожу в разных видах деятельности и во всех режимных моментах.

Основным видом деятельности дошкольников является игра. И развить речевые навыки через игру мне помогает использование игровых пособий на основе технологии ТРИЗ. Данные пособия способствуют активизации мыслительной и речевой деятельности детей, преодолению детьми замкнутости, умению отстаивать свою точку зрения, формированию у детей всех сторон устной речи.

Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы в группе оформили уголок «Речевичок», в который поместили подборку артикуляционной гимнастики, пальчиковых упражнений, энциклопедии, рисунки и мини-рассказы детей на разные темы, составили картотеку дидактических игр по всем направлениям развития речи. Для сенсорного развития детей оформили следующий дидактический материал: рисование по образцу, нанизывание бусиной, лабиринты, дорожки, шнуровки. Уголок постоянно оборудуется и пополняется в соответствии с возрастом воспитанников.

Показателем полноценного развития речи являются формирование словарного запаса, грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, связной речи.

Так, для понимания и употребления обобщающих понятий использую игры: «Что в круге», «Я знаю», «Наоборот». В играх ребятам помогают помощники умной головы (глаза, уши, нос, руки), а также использование карточек с именами признаков. Изучить объекты и рассказать о них с помощью анализаторов и признаков нам помогает игра «Изучи объект».

Эффективным методом совершенствование лексико-грамматического строя речи считаю использование в работе кругов Луллия. Ребята с удовольствием выполняют задания на данном пособии, сами меняют кольца, комбинируют задания, пытаются определить цели и правила игры. В практической работе с детьми, на основе кругов Луллия, мы предлагаем такие игры, как: «Что из чего?», «Сосчитай-ка», «Чей детёныш?», «Кто кем был» и т.д.

Данное пособие многофункционально, и мы его также используем на занятиях по развитию звуковой культуры речи. На начальном этапе, когда мы вводили понятия «звук», детям предлагали такие игровые упражнения, как: «С какого звука начинается слово?», «Если услышишь нужный звук, хлопни в ладоши». Чтобы заинтересовать детей не только слышать заданный звук, но и находить его на картинках с объектами, в названии которых он есть, мы оформили игру «Куда спрятался звук?»

За основу игры мы взяли круги Луллия, на большом круге разместили картинки с объектами, а на малом – карточки с буквами. При вращении малого круга стрелка указывает на букву, а ребёнок должен совместить букву и картинку с объектом, в названии которого данная буква стоит в начале слова. Целью следующего этапа: научить детей находить слова с заданным звуком и определять его позицию в слове. Мы усовершенствовали игру, на большом круге сделали окошки для букв, а на малом – стрелку, которая указывает на букву. К игре добавили планшеты со схемами позиции звука в слове.

Педагоги-практики знают, что на занятиях по развитию связной речи особенно сложным видом речевой деятельности для ребёнка является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что содержание рассказов детей почти одинаково, они страдают скудностью, наличием слов-повторов, длительными паузами между предложениями. Поэтому при составлении рассказов по сюжетной картине мы используем творческие задания для освоения тризовских алгоритмов. Данные приёмы побуждают ребёнка посмотреть на объекты с разных точек зрения, задуматься, что было раньше, что будет позже, какое настроение у героев, что они чувствуют. Такой подход ведёт к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта. Примерами таких игр могут быть игры: «Ожившие предметы», «Волшебный гость», «Да-нет», «К нам пришёл волшебник».

Одним из приемов развития связной речи является заучивание стихотворений. К сожалению, запомнить стихотворение могут дети с хорошей памятью, а дети, у которых недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, испытывают затруднения. Сделать эту работу доступной и интересной для детей мне помогает технология «Шифрования».

Сначала дети предлагают различные варианты схематизации слов, затем выбирается и зарисовывается наиболее подходящий символ. По окончанию знакомства с текстом дети сначала вместе с педагогом, а затем самостоятельно заучивают стихотворение. Использование технологии «Шифрования» облегчает процесс запоминания, делает его увлекательным, укрепляет ситуацию успеха у самого робкого и неуверенного ребёнка. Через некоторое время пособие убираем, а дети вспоминают картинки и их последовательность.

Практика показала, что работа в данном направлении позволяет повысить уровень развития речевых умений ребёнка. На момент выпуска в школу дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли, строить речевые высказывания в процессе общения.

Таким образом, применение пособий на основе технологии ТРИЗ помогает мне решать задачи речевого развития детей, а детям легко, без принуждения, в игровой форме осваивать программу дошкольного образования.

Список используемой литературы

1. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи /Омельченко Л.В./ Логопед. 2008. № 4. с. 102-115.

2. Пчёлкина Е.Л. Детский алгоритм решения изобретательских задач. /Пчёлкина Е.Л./ Учебно-методический комплекс. Часть 3. 2010. с.78.

3. Сидорчук Т. А., Корзун А.В. Воображаем, размышляем, творим… / Сидорчук Т.А./ 2006.

4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей…» М; Владос, 2004.

Количество просмотров: 13422  

Добавить комментарий

1. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
2. Новый взгляд на родительские собрания нашего ДОУ
3. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста
4. Методы и формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников
5. Интеграция как фактор развивающего взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
6. Использование пособий на основе ТРИЗ-технологии в работе по повышению уровня речевого развития дошкольников
7. Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников
8. Использование интегрированного подхода в работе по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста
9. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей в детском саду
10. Квест-игра как современная форма образовательной деятельности в ДОУ
1. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Слушать, слышать и воспринимать… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение? ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Субъектность как важное условие формирования успешной личности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Исследование психологического микроклимата в педагогическом коллективе ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы