Образовательный квест как универсальное средство достижения планируемых предметных и метапредметных результатов обучающихся
Каждый педагог в своей профессиональной деятельности ищет новые интересные подходы в условиях меняющихся требований к результатам обучения. В нашем случае таким условием стала организация работы языкового отряда «Лингва», функционирующего летом в лагере дневного пребывания МБОУ гимназии № 9.
«Как заинтересовать ребят?», «Как провести первый день отряда так, чтобы все участники с удовольствием приходили каждое утро в течение 27 дней?». Эти вопросы послужили той мотивационной силой, которая и побудила нас к поиску новых интересных идей. Необходимо было найти такую интерактивную форму, которая отвечала бы следующим требованиям:
первое: большая группа детей (в 2015-2016 уч. г. в языковой отряд записались 40 человек!), которых нужно было занять;
второе: языковая направленность работы отряда, и в то же время разные по уровню владения языком и по возрасту ученики;
третье: летний период, который подразумевает отход от привычной школьной деятельности;
четвертое: ограниченный (в тот день в отряде работали три педагога!) педагогический ресурс.
Тогда и родилась идея организовать КВЕСТ-игру! Это отвечало нашим требованиям, и на тот момент такая форма была очень популярной среди школьников.
Мы приступили к поиску информации по данной теме, и, по причине ограниченного времени, решили использовать уже готовую игру-квест, подготовленную учителями английского языка Поляковой И.В. и Ракитянской-Пясецкой Н.В. г. Джанкой, Крым (https://infourok.ru/igrakvest-na-angliyskom-yazike-treasure-hunting-6922...), которую нашли в сети Интернет.
Цели игры «Treasure hunting»:
– совершенствование форм и методов внеклассной и внешкольной работы по изучению английского языка обучающимися через вовлечение их в занимательное интерактивное действие;
– развитие интереса к изучению английского языка.
Задачи:
– создание условий для раскрытия творческого потенциала и самореализации обучающихся;
– поддержка мотивации обучающихся к дальнейшему изучению английского языка.
Все задания были ориентированы на детей в возрасте 13-16 лет, и именно поэтому мы вносили изменения, адаптировав некоторые задания для детей 10-13 лет.
Коротко о правилах проведения игры-квеста "TREASURE HUNTING". Игра начинается с жеребьевки: участники поочередно вытягивают жребий с названием команды – “British”, “Americans”, “Canadians”, “New Zealanders”, “Australians” и “Russians”; распределившись на команды, участники выбирают капитанов; капитаны команд получают карты-маршрутные листы с указанием названий станций. Затем участники распределяются по станциям:
1 станция «Lexicology Palace» (игра в ассоциации);
2 станция «Curiosity Land» (страноведческий «паззл» по Британии);
3 станция «Grammar Village» (кроссворды на неправильные глаголы);
4 станция «Spelling Valley» (игра «дежурная буква»);
5 станция «Ocean of Numbers» (написать слова цифрами);
6 станция «Spy Glass» (расшифровать пословицу).
На каждой станции дети проходят испытания, отвечают на вопросы викторины, решают кроссворды, устанавливают логические связи, отгадывают загадки, и др. За правильные ответы на каждой станции команда получает «Золотой дублон», за неправильный ответ – «Черную метку».
К назначенному времени все команды прибывают к месту финального сбора (в нашем случае это был актовый зал) с конвертом, где лежат «Золотые дублоны» и «Черные метки», которые подсчитываются, а затем определяется победитель, которому вручается «Клад» – приз.
Получив положительный опыт проведения подобной игры и яркие эмоции и отзывы детей, впоследствии мы сами проектировали квесты, которые стали традицией языкового отряда «Лингва».
Так что же такое образовательный квест? От английского «quest» – поиск, «WebQuest» – поиск в сети Интернет. Термин «веб-квест» впервые ввел Берни Додж – профессор образовательных технологий университета Сан-Диего (США) в 1995г. и определил его как модель вовлечения Интернет-источников в образовательный процесс для решения учебных задач.
Шли годы, менялись требования к образованию, соответственно, менялись и обновлялись некоторые технологии. Вскоре стали появляться и «реал-квесты» (на природе, в классе и др.), которые сочетали виртуальный поиск с деятельностью в реальном мире. Затем появилась технология образовательного квеста. Технология, действительно, универсальная, так как объединяет элементы проектной технологии, ИКТ, проблемного и игрового обучения, взаимодействие в команде и сочетает целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и вспомогательных заданий с приключениями и игрой по определённому сюжету.
Настоящим методическим подспорьем для нас стала статья «Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования», авторами которой (Игумновой Е.А. и Радецкой И.В.) была разработана технологическая карта образовательного квеста https://scienceeducation.ru/pdf/2016/6/25517.pdf).
Используя технологическую карту образовательного квеста, мы спроектировали и показали свой первый «новый» урок в рамках проведения Открытого регионального семинара «Совершенствование образовательного процесса в контексте социального запроса системе образования», который проходил в нашем образовательном учреждении 21 октября 2017 года. Ниже приводим пример технологической карты этого урока.
Технологическая карта образовательного квеста
Элементы структуры |
Содержание |
Название |
«Новосибирск открывает двери…» |
Направленность |
Междисциплинарный квест: английский язык и краеведение. |
Цель и задачи |
Цель: познакомиться с названия достопримечательностей Новосибирска на английском языке и изготовить буклет – подарок в помощь для иностранки. Обучающие задачи: тренировать и закреплять лексические и грамматические навыки по теме; тренировать слухопроизносительные навыки по теме; совершенствовать лексические и грамматические навыки по теме. Развивающие задачи: развивать умения говорения (монологическая); развивать умения аудирования; развивать память, логику, мышление; развивать творческие способности учащихся; развивать общий кругозор обучающихся. Воспитательные задачи: способствовать воспитанию доброжелательности, отзывчивости, взаимопомощи, ответственности; воспитывать умение работать индивидуально, в группе; повышать мотивацию к изучению английского языка; воспитывать толерантное отношение и уважение к представителям иных культур, чувство патриотизма к родному краю, городу. |
Продолжительность |
45 мин. (урок) |
Возраст учащихся / целевая группа |
3-й класс (9 лет), родители учащихся (для помощи при выполнении основного задания). |
Легенда |
Видеообращение иностранки – гостьи Новосибирска с просьбой подсказать, куда можно сходить, чтобы получить наиболее полное представление о нашем городе, а также отдохнуть и провести время с пользой. |
Квест-герои |
Жеребьёвкой обучающиеся были разделены на 4 группы и 5-я группа – родители, присутствующие на уроке. |
Основное задание |
Помощь иностранной гостье нашего города. |
Сюжет и продвижение по нему |
1 этап – видеообращение гостьи Новосибирска; 2 этап – разделение на группы с целью добычи информации для создания будущего продукта; 3 этап – продвижение команд по четырем станциям; 4 этап – работа в группах с раздаточным материалом и создание своей странички будущего буклета; 5 этап – презентация своей работы каждой из команд с обсуждением по критериям; 6 этап – соединение всех листов в единый буклет, видеообращение иностранки с благодарностью; рефлексия. |
Задания/препятствия |
3 задания 3-х станций были направлены на повторение изученных лексико-грамматических структур («исправь ошибку в слове», «выбери правильную форму глагола», «найди ответ на вопрос» и т.д.) и на одной станции – творческой – ребятам необходимо было исполнить стихотворении или песню на английском языке. За правильно выполненное задание команда получала монетку, затем на финише монеты обменивались на конверты с информационным раздаточным материалом. |
Навигаторы |
Таблички-названия станций и маршруты движения команд. |
Ресурсы |
Видеозапись, фотографии с достопримечательностями Новосибирска, названия достопримечательностей на английском языке, листы-заготовки для будущего буклета. |
Критерии оценивания деятельности учащихся |
Во время презентации каждой группой одного из листов будущего буклета критерии были: правильное произношение, аккуратное оформление, выразительная речь. |
Итог квеста – образовательный «продукт» и рефлексия |
Создание иллюстрированного буклета с достопримечательностями Новосибирска. Обсуждение того нового, что узнали на занятии, что понравилось, что удалось / не удалось. |
Таким образом, использование технологии образовательного квеста позволило достичь поставленных целей и задач; ребята, их родители и все присутствовавшие на мероприятии поделились положительными эмоциями, а мы, педагоги, получили новый опыт использования данной технологии в рамках урочной деятельности.
Данная технология соответствует требованиям ФГОС и способствует созданию условий, формирующих личностное развитие и успешную социализацию обучающихся, освоение ими умения учиться и жить достойно и нравственно, реализуясь в созидательной деятельности.
Проектирование образовательного квеста в логике системно-деятельностного подхода предполагает ориентацию, во-первых, на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС (предметные, метапредметные), а во-вторых, на дидактические принципы деятельности, минимакса, целостности, психологической комфортности, вариативности и творчества.
Образовательный квест как в урочной, так и во внеурочной деятельности позволяет решить следующие задачи:
образовательную – вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;
развивающую – развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения обучающихся, формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации;
воспитательную – воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, краеведению, здоровьесбережению и здоровьесозиданию.
Количество просмотров: 7178 |
Добавить комментарий