Обучение окружающему миру в начальной школе: актуальные электронные ресурсы

 
 

Косачева Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 180 г. Новосибирска

 

Обучение окружающему миру в начальной школе: актуальные электронные ресурсы

В наше время дети получают много различной информации. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. И я, как учитель, должна не отставать от детей и идти в ногу со временем. Бурное развитие новых информационных технологий и их внедрение в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Все это здорово помогает в учебно-воспитательном процессе: заинтересовывает детей, дает возможность детям наглядно увидеть и понять множество тем лучше и быстрее. Но всеми этими достижениями нужно уметь пользоваться в меру. Ведь никто и ничто не заменит живого учительского слова.

Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Современное образование немыслимо без современных средств обучения.

Как использование ЭОР поможет учителям начальной школы? Цифровые образовательные ресурсы открывают для педагога новые возможности по формированию базовых УУД у младших школьников. Качественные электронные учебники, как правило, составлены таким образом, чтобы достичь формирования у школьников всех необходимых УУД – без привлечения других учебных пособий. Задания по каждой изучаемой теме разнообразны, интерактивны, позволяют работать как индивидуально, так и в парах, и в группах. Младшие школьники привыкают к разным формам работы, учатся оценивать себя после выполнения всех заданий, получают адресную обратную связь. И все это – без дополнительных усилий со стороны педагога. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при подготовке к уроку я стараюсь предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, может быть для контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизация пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем стараюсь выбрать различные виды работ и действий. Страницы электронного приложения не просто повторяют страницы учебника, но и существенно дополняют его за счет интерактивных заданий, видеорядов, информационных ссылок.

Уроки с использованием ИКТ более интересные, продуманные, наглядные. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержится в пособии или на сайтах Интернета. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиа ресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео. Таким образом, используются все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

Ребята с удовольствием выполняют задания в электронном виде, ждут их проверки.

Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов.

В своей работе я использую следующие информационные источники:

а) мультимедийные презентации;

б) электронные энциклопедии и библиотеки, словари;

в) интерактивные карты и атласы;

Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт существенно выше, чем печатных. При работе с электронной картой можно:

– приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения;

– наносить надписи при помощи клавиатуры.

Использование интерактивных карт существенно расширяет сферу учебной деятельности учащегося и учителя в процессе обучения и повышает эффективность учебного процесса.

г) видеоматериалы.

Дети с удовольствием смотрят видеоролики. Однажды на уроке окружающего мира, когда при изучении природных зон России я использовала ресурс «Интерактивные карты животных и растений», услышала такую фразу от ученика: «Сегодня мне урок очень понравился!»

Используя в учебном процессе видеофрагменты, можно провести экскурсию-путешествие по любому городу и стране, природной зоне, увидеть, услышать звук моря, голоса птиц.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ.

Уроки с применением мультимедийных презентаций провожу систематически, но не чаще трех раз в неделю (по требованиям к применению ТСО на уроках в начальной школе).

Богатую коллекцию к урокам окружающего мира можно найти на сайтах:

http://www.zavuch.info/;

http://moi-mummi.ru/ – Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"

http://pochemu4ka.ru/ – Детский развивающий портал «ПочемуЧка!»

http://potomy.ru – Детская энциклопедия «Вместе познаем мир»

http://vneuroka.ru/okrmir.php

http://tours.kremlin.ru – Открытие Кремля

http://www.infokart.ru/ – Карты и картография

http://allforchildren.ru/ – Сайт для детей

http://eorhelp.ru/synopsis – Электронные образовательные ресурсы

http://interneturok.ru/ru/ – Интернет-уроки.

Также важна здоровьесберегающая составляющая урока. Проведение мультимедийного урока отнюдь не означает, что все 45 минут ученики должны смотреть в экран. Необходимо чередовать виды учебной деятельности. Важнейший вопрос – сохранение зрения.

Мы не должны забывать, что мультимедийные средства обучения могут привести к перенасыщению информацией на уроке, что, в свою очередь способствует повышению утомляемости детей. Стандартные правила для обычной российской школы таковы: для детей, которые учатся в первом классе, в возрасте от шести до семи лет, нормальное время для работы за компьютером на уроке информатики составляет 10 минут. Для ребят, учащихся в классах, начиная от второго, и заканчивая пятым, общая продолжительность работы за компьютером составляет 15 минут.

Таким образом, внедрение ЭОР в образовательный процесс не модное увлечение, а веление времени. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем учебного занятия без мультимедиа. Современный урок не эффективен и, по большому счету, бесполезен, если он не имеет под собой технологической основы, если он не спроектирован, не посчитан по всем этапам с четко выверенными дидактическими целями воспитательными развивающими задачами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя. В 2-х кн. / Б. Ц. Бадмаев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания.

2. Учительский портал – http://www.uchportal.ru/

3. Электронные образовательные ресурсы: современные возможности М. А. Бовтенко.

4. Информационные технологии в образовании http://bit.edu.nstu.ru/

5. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. Сайт «Информика» http://ed.gov.ru/

Количество просмотров: 14035  

Комментарии

Спасибо, за интересную информацию.

Страницы

Добавить комментарий

1. Цикл краткосрочных образовательных практик с применением ИКТ «О Вологодчине интересно» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
2. Использование цифровых образовательных ресурсов в обучении математике в начальной школе ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
3. Буктрейлер как средство повышения читательской активности младших школьников ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
4. Семейный интерактивный календарь «Безопасность дорожного движения» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Создание проекта «Новосибирск в цифрах» с использованием инструментов информационно-образовательной среды ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Создание образовательного календаря «Экскурсии в начальной школе» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Использование микроскопа в курсе внеурочной деятельности «Занимательная экология» для учащихся начальной школы ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. Искусственный интеллект в образовании: использование нейросети GigaChat в обучении младших школьников ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Применение инструментов информационно-образовательной среды в обучении младших школьников на уроках изобразительного искусства ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
10. Применение инструментов информационно-образовательной среды в обучении младших школьников на уроках математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Мультимедийные инструменты для обучения: опыт применения LearningApps ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Реализация проекта «День Синички» с использованием инструментов информационно-образовательной среды в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Мнемонические приёмы для развития памяти младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Использование новых форматов текста на уроках русского языка и литературы для повышения качества образования ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Интерактивные игры в информационно-образовательной среде на уроках математики в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Геймификация на уроках окружающего мира в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Воспитательное событие «Правила дорожного движения» с использованием инструментов информационно-образовательной среды в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Создание web-квестов и их использование в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Социально-эмоциональное развитие младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы