Окошко для познания мира и самих себя

 
 

Воронова Елена Ивановна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 78 г. Новосибирска

 

Окошко для познания мира и самих себя

Приучая ребенка к книге, вы не просто учите его читать,

но и делаете его будущую жизнь ярче, интереснее и богаче.

Олег Рой, русский писатель

Я очень люблю детскую классическую литературу! Произведения Линдгрен, Родари, Андерсена, Пушкина, Михалкова, Носова, Маршака, Успенского… К сожалению, многие классические детские произведения я прочла, будучи учителем. Американский писатель Генри Дэвид Торо призывал: «Читайте в первую очередь классические произведения, иначе вы не успеете это сделать!»

Детские годы пробегают быстро, и многие школьники так и не знают всех историй, которые любила рассказывать фантазёрка Пеппилотта, в какую неприятную переделку попал белый пудель, чем так печальна история гуттаперчевого мальчика. При выходе из четвёртого класса дети порой не могут назвать даже десятку детских классических произведений и их авторов. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Эта тема с каждым новым набором детей становится более актуальной при замещающем влиянии на чтение телевидения, Интернета, аудио и видеопродукции.

Цель моей профессиональной деятельности: создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника в условиях внеурочной деятельности через развитие читательского интереса с использованием эффективных технологий.

Сегодня в нашей стране уделяется особое внимание детскому чтению. Ниже представлены нормативные документы в области образования и чтения.

ФГОС НОО с изменениями. «Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности», п.12.1.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования. «Выпускник научится осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения и саморазвития, воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта», п.1.2.3.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. «Поддержка семейного воспитания включает использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности», глава 3.

План основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Указа Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». «Пополнение библиотечных фондов общедоступных и школьных библиотек детской литературой, в том числе исторической и патриотической направленности», п. 64.

Напомню, читательская компетентность – способность к индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Как организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении? В.А. Сухомлинский, великий русский педагог, считал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

На мой взгляд, самой эффективной формой приобщения к чтению является проведение фестивальных Недель, посвящённых писателям – юбилярам или книгам – юбилярам. При составлении плана воспитательной работы я просчитываю, каким детским авторам или книгам мы уделим внимание в этом году. Задолго до Недели книги предлагаю детям внимательно прочитать произведение, сделать иллюстрации или поделки, подготовить пересказ самого интересного отрывка. В первый день Недели книги знакомлю ребят с автором произведения, устраиваю выставку других книг. Во второй день провожу викторину. В плане Недели есть конкурсы для грамотеев, где содержанием в заданиях выступает уже знакомая нам книга. Потом и день математики, а главные герои в задачках – герои из книги. Фотосессии в образах главных героев, квесты – новое веяние времени. Самый интересный день в Неделе – последний, когда в праздничной атмосфере подводятся итоги, вручаются грамоты, звучат самые лучшие отрывки, сценки, придуманные детьми загадки, частушки и стихи про героев книги. Уверяю, что память об этой книге останется у детей надолго.

Участие в конкурсных литературных программах на разных уровнях – это ещё одна продуктивная форма работы над книгой. В 2017 году группа учащихся моего класса стала победителями районного конкурса «Янтарные страницы» в номинации «Самая лучшая книжка». Мы представляли книгу о Пеппилотте к юбилею Линдгрен.

В 2018 году мои учащиеся заняли семь призовых мест в районном конкурсе авторской фотографии «Книжный натюрморт».

В прошлом году моя ученица Наливкина Дарья стала участницей радиоконкурса «Сибирские сказки». «Путешествие в страну растений» – лучшая её сказка августа. Дашина история вошла в первый сборник «Сибирских сказок» по итогам прошлого года.

Ежегодно мои ученики принимают активное участие в городском конкурсе «Мы за правильное питание» среди обучающихся города Новосибирска. В этом году они попробовали свои силы в номинации «Короткометражный фильм», представив историю о здоровой пище на мотив сказки А. С. Пушкина о царе Салтане. Ребята замечательно разыграли сказку и заняли первое место в категории детей 9-11 лет. Наша сказка, приуроченная к Году Театра, интересная, яркая и очень поучительная.

Мои ребята – активные участники всероссийской игры «Лукоморье».

Читательская компетентность школьника позволяет решать нестандартные задачи. Дети приобщаются к сочинительству. На областной творческий конкурс «Отцы и дети русской словесности: «Кладовая М. Пришвина» к 145-летию М.М. Пришвина мы приготовили с ребятами целый Сборник рассказов и сказок о природе и назвали его «В природе столько доброты». Ранее, к юбилею нашего города, в школе вышел Сборник стихов, рассказов и рисунков «С любовью о Новосибирске». В него вошли стихи моих учащихся. Ребята не только пишут, но и с удовольствием и результативно участвуют на школьных конкурсах чтецов.

Систематическое чтение книг способствует развитию речи и орфографической зоркости. Сметанкин Дмитрий, мой четвероклассник, в течение этого учебного года стал лауреатом районного и городского конкурса рисунков и сочинений «Связь поколений: вчера, сегодня, завтра», а также победителем областного конкурса сочинений «Герой в моей семье».

Посещение театров, библиотек – важная составляющая при формировании читательской компетентности. «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге», – писал французский философ Вольтер. «Пока живы библиотеки, культура не погибнет», – считал советский и российский филолог Д. С. Лихачев. Каждую четверть мы посещаем с ребятами библиотечные мероприятия и театральные постановки.

Учитель – главный проводник в мире добрых и умных книг. Качественная организация любого литературного мероприятия – залог успеха в деле продвижения книги и чтения. В моей методической копилке много сценариев литературных викторин и праздников. Я с удовольствием с ними делюсь на страницах своего сайта: https://helene12064.wixsite.com/elenavoronova, в образовательных сетях. В электронной газете «Интерактивное образование» НИОС представлены мои разработки.

Перечитают ли мои дети всю детскую классику, станут ли поэтами или писателями, будут ли они частыми посетителями театров и библиотек – большой вопрос. Но ведь сегодня мне, учителю начальных классов, лучше делать что-то, чем совсем ничего не делать.

И ещё два маленьких секрета.

Первый. Книг в русской и зарубежной литературе много. Точно знаю, чтобы приобщить младшего школьника к чтению, нужно выбирать для него самые лучшие, самые проверенные временем, самые любимые многими поколениями книги. Русский писатель Олег Рой уверяет: «Разве может обычный человек стать волшебником, полететь на другую планету или отправиться в далёкое путешествие – в другие страны, на необитаемые острова или даже сквозь время, в прошлое или в будущее? Я отвечу: «Конечно, и очень легко!» Для этого ему достаточно лишь взять в руки хорошую книгу».

И второй. Знаете ли вы, какая награда для меня самая ценная после того, как заканчивается очередное мероприятие, посвящённое чтению. Не поверите, обыкновенный вопрос детей: «А какую следующую книгу мы будем читать?» Значит, Неделя книги прошла с пользой для дела, копилка знаний пополнилась, осмысление произошло, наслаждение от чтения получилось.

А какую читать книгу дальше, я уже знаю…

Количество просмотров: 9391  

Добавить комментарий

1. Технологии развивающего обучения как необходимое условие подготовки обучающихся к решению задач, стоящих перед современным обществом
2. Организация внеклассных мероприятий как эффективная форма взаимодействия педагога начальной школы и родителей
3. Профессиональное самоопределение учащихся с нарушениями слуха через проектную деятельность
4. «Он победил и время, и пространство»
5. Нескучные интеллектуальные игры: из опыта работы
6. Окошко для познания мира и самих себя
7. Использование пиктограмм в работе с глухими и слабослышащими детьми
8. Математическая речь – цель и средство обучения математике, фактор повышения качества математической подготовки школьников: условие успешного внедрения ФГОС
9. Технологии развивающего обучения как необходимое условие успешного внедрения ФГОС
10. Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС (на примере УМК «Английский в фокусе»)
11. Шахматы в школе как инструмент гармоничного развития личности
12. Январский фестиваль иностранных языков в МБОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова»
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы