Пять слагаемых успеха детского пресс-центра

 
 

Меледина Мария Владимировна,

педагог дополнительного образования,

руководитель медиашколы «САМиGo»

МБУДО ЦДТ Советского района г. Новосибирска

 

Пять слагаемых успеха детского пресс-центра

Вот уже 12 лет я руковожу детским пресс-центром. Причем не школьным, где наладить работу гораздо проще (одно пространство, налаженная инфраструктура, общее для детей расписание), а в сфере дополнительного образования. И за это время методом проб и ошибок вывела для себя несколько общих правил, помогающих сделать нашу общую с ребятами работу максимально эффективной.

Правило 1: материальная база. Да, дети могут быть самыми талантливыми. Да, я тоже вполне себе харизматичная особа. Да, мы можем получать огромное удовольствие от общения друг с другом. Но до тех пор, пока у нас не будет своего помещения, куда можно приходить после уроков, падать на диван, пить чай или садиться к компьютеру с интернетом, работа не пойдет. Компьютеров, кстати, лучше бы несколько, в идеале и ноутбуков тоже, а еще принтер, сканер, штативы, фототехника… Коллеги пожмут плечами – откуда же всему этому взяться, ведь проблема финансирования одна из самых сложных. Могу поделиться личным опытом. Компьютеры и ноутбуки (разумеется, б/у) я собирала по всему городу, кинув призыв помочь старой техникой в соцсетях. У многих людей при покупке более новой модели старая остается просто где-то лежать и покрываться пылью. И пожертвовать ее для образования детей люди считают делом хорошим и правильным, за что им большое спасибо.

Еще один способ обогатить свою материально-техническую часть, это победы в конкурсах. Где-то техника идет в качестве приза, где-то за победу дают сертификаты в магазины электроники.

Про гранты думаю. Пристально думаю. Но пока не решилась, разобраться сложновато. Как только разберусь, обещаю поделиться результатами.

Правило 2: конкурсы. Да-да, именно те самые, за участие в которых можно получить неплохие призы. Но даже если призового фонда у конкурса нет, это все равно очень важная составляющая успешной работы редакции. Сегодня мы можем обнаружить огромное количество самых разных конкурсов, на любой вкус, масштаб и профиль. Участвовать везде просто не получится, поэтому задача руководителя просмотреть общую картину, выбрать приоритетные направления и работать строго по ним. Для ребят, собирающих портфолио, достижения в конкурсной деятельности – важный элемент личной траектории развития. Но и для всех остальных это приятный бонус и поощрение, как минимум, своего самолюбия – я могу, я конкурентоспособен, взгляд со стороны подтверждает, что я молодец.

Отдельно можно выделить интерактивные конкурсы, подобно «МБИ» от московского агентства «НАШпресс» или творческого испытания «Мульдимедийный прорыв» в рамках городского конкурса детских и юношеских СМИ на базе НГПУ: пользу таких соревнований в режиме реального времени сложно переоценить, даже если это не Всероссийский уровень, а локальный медиакросс. Именно на таких соревнованиях с жестким дедлайном и четкими ТЗ ребята понимают свои реальные возможности и сильные-слабые места, над которыми стоит поработать.

Правило 3: постоянное саморазвитие педагога. Мне кажется, что это правило самое важное, хотя и самое сложное. У каждого из нас есть рабочая нагрузка, семья, дом. Вписать сюда еще и учебу – крайне проблематично. Но необходимо. Мир вокруг развивается очень стремительно. Как только ты останавливаешься и произносишь фразу: «Я уже достаточно всего знаю», мир пожимает плечами и, обогнав тебя, исчезает за горизонтом. Тридцать лет назад, когда интернет только-только появился, мы и представить себе не могли, что телефоны станут нашим постоянным спутником, общение в соцсетях заменит дружеские посиделки на кухне, а спутниковый навигатор подскажет, через сколько подъедет нужный автобус и как пройти в библиотеку. Сегодня никак нельзя останавливаться, если речь идет об образовании, иначе тебе просто нечего будет дать своим ученикам. Навык создания стенгазеты – это здорово, но в современном медиапространстве важнее владеть технологиями монтажа, дополненной реальности, кодировки и так далее. Не вместо стенгазет, но вместе с ними.

А еще лично мне просто нравится учиться. Нет, конечно, когда я по ночам делаю домашки с жесткими дедлайнами, мне это не очень нравится. Но зато я могу прийти в пресс-центр со словами: «Люди, мне тут такую интересную вещь рассказали, я попробовала, это правда здорово, давайте покажу». В этот момент между мной и ребятами нет разницы: и я, и они ученики. Иногда они увлекаются и в считаные дни осваивают новинку гораздо лучше меня. Пусть. У каждого своя дистанция на этом марафоне развития. Главное – не прекращать двигаться.

Правило 4: совместные поездки. Наверное, у большинства из вас в жизни были какие-то выездные практики, конференции, форумы. Вот ответьте на вопрос: что вы больше помните – рутинную работу изо дня в день или эти дни поездки, пусть даже в сложных погодных или рабочих условиях?

Для меня ответ очевиден, так же как для моих ребят. Конечно, финансовая сторона вопроса очень сложная: я сама мама двух детей и знаю, как сложно выкраивать деньги из семейного бюджета на поездки. И все-таки мои дети ездят везде, где только можно. Потому что обойтись без нового свитшота можно, а вот без ярких впечатлений нет.

Хотя бы два раза в году мы ездим на самые интересные иногородние мероприятия: Дни детской прессы в Москве, молодежные медиафорумы, фестивали журналистики – повод найти несложно. Где-то победителям заочной части конкурсов предоставляются льготные условия. Где-то областная администрация готова помогать детям-лауреатам. Где-то приходится полагаться только на помощь родителей. И все равно это того стоит. Каждый выезд для детей – как ступенька роста. Расширяется не только кругозор, но и профессиональные навыки, а также остаются неформальное общение, новые друзья, новые идеи.

Правило 5: делегирование полномочий. Когда-то, когда я только начинала руководить своей школой журналистики, я старалась все делать сама. Учить, редактировать, монтировать, снимать, писать, быть корректором и верстальщиком… Мне хватило нескольких лет, чтобы понять: это тупиковый путь, если ты педагог. Ты выгораешь быстрее, чем восполняешь потраченную энергию. И я стала очень осторожно пробовать передавать часть задач другим. На удивление, ребята быстро освоили все то, что отнимало у меня столько времени и сил. Сегодня они сами вычитывают материалы, делают допечатную подготовку, верстают, собирают видеосюжеты, решают, каким будет номер газеты. У меня освободилось время для руководящей работы, у них появились вполне профессиональные компетенции. Это ли не успех?

Подводя итог, хочется сказать одно: дорогу осилит идущий. И если так сложилось, что вы работаете с детским пресс-центром, то самая главная ваша задача, в первую очередь, воспитать достойных людей. Людей, обладающих профессиональными навыками, людей, думающих и мыслящих, людей, в которых есть искренний интерес к этой жизни. А все это возможно, только если все воспитательные моменты вы применяете и к себе тоже. Тогда успеху быть.

Количество просмотров: 1852  

Добавить комментарий

1. Использование игрового метода для обучения студентов-журналистов основам медиабезопасности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Юридические аспекты деятельности школьных пресс-центров: соблюдение авторских прав и права на изображение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Особенности функционирования студенческого медиацентра в системе СПО: «ТПК-Медиа» Татарского педагогического колледжа ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Медиатизация истории как профессиональный и творческий путь юнкора ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Фактор семьи и «особенное» медиаобразование ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Медиапроект «Творительный падеж» как платформа для социализации и самоопределения школьников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Создание медиапространства в сельской школе как средство становления личности обучающихся ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Медиа и образование: новый подход к домашним заданиям по русскому языку и литературе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Факультативные занятия по журналистике для обучающихся специализированного учебного заведения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Лаборатория проектных решений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Фотодайвинг»: как погрузить школьников в мир фотожурналистики ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Наставничество как преодоление «кризиса мастерства» медиапедагога в системе дополнительного образования детей ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Дополненная реальность как аттракционный компонент мерченговой продукции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Школьные медиа как инструмент гражданско-патриотического воспитания: инструкция для применения начинающему руководителю пресс-центра ВЫПУСК №106, апрель 2023
17. Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика ВЫПУСК №105, февраль 2023
18. Опыт создания и использования анимационных короткометражных учебных фильмов при обучении шахматам детей дошкольного возраста (на примере сериала «Обезьянка Молли учится играть в шахматы») ВЫПУСК №105, февраль 2023
19. Телевидение стало ближе: создание детской телевизионной передачи «Волшебный ключик» на базе детского сада № 389 как средство развития и воспитания дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
20. Роль медиасредств в эффективном обучении шахматному искусству детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022

Страницы