Дымковская игрушка

 
 

Кирпикова Алла Геннадьевна,

педагог дополнительного образования

МБОУ СОШ 131 г. Новосибирска, ДОЛ «Солнечный мыс – 2»

 

Дымковская игрушка

Я заинтересовалась и увлеклась дымковской игрушкой более двадцати лет назад. Меня привлекли в этом традиционном народном творчестве яркие цвета, необычность фигур, а позднее мне захотелось самостоятельно научиться делать такую игрушку.

Познакомилась с технологией изготовления этого промысла и поняла, что глину и обжиг в печи надо заменить чем-то другим. В результате проб и ошибок нашлась альтернатива: вместо глины стала использовать обычный пластилин, а от обжига и вовсе отказалась. Это намного облегчает организацию работы кружков в оздоровительных детских летних лагерях, а также обеспечивает безопасность, так как не нужна в таком случае довольно дорогостоящая печь, а также заготовка особого состава глины.

Постепенно я разработала свою методику и технологию изготовления игрушки.

Цель такой деятельности заключается в следующем: вызвать интерес к народным игрушкам, познакомить с декоративно-прикладным творчеством.

Задачи кружковой работы:

1. Воспитание интереса к народному искусству.

2. Развитие мелкой моторики, глазомера, чувство цвета и ритма у детей.

3. Формирование умения использовать элементы и цвет дымковской росписи.

4. Составлять узор на готовой форме из кругов, полосок, волнистых линий.

5. Формировать умение правильно держать кисточку.

Последовательность занятий по изготовлению игрушки

Первое занятие в кружке начинается со знакомства детей (численность 10-12 человек) с историей возникновения дымковской игрушки, с её особенностями и наглядной демонстрацией фигур лошадок, петушков, баранов, собачек, барышень, оленей. Но сначала всем предлагается выполнить фигурку лошадки.

На втором занятии отрабатываются навыки работы с пластилином, а именно: разделение пластилина на отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем отличается, что она делается не из одного куска, а нескольких. Для этого пластилин делится на куски, из них дети учатся формировать шарики, колбаски, конусы и полоски, потом соединять путём примазывания всех деталей в единую фигурку. Те, у кого хорошо получаются заготовки, приступают уже к изготовлению более сложной фигурки (петух, барыня, баран).

На третьем занятии осуществляется лепка игрушки и обваливание в муке.

На четвёртом занятии игрушку покрываем клеем ПВА.

На пятом занятии игрушку покрываем белой гуашью.

На шестом занятии разрабатывается эскиз элементов росписи игрушки на бумаге. Процесс разработки эскиза обычно совместный, я сама показываю на рисунках, что можно использовать. Прежде чем расписать игрушку, каждый работает над своим проектом, выбирает понравившийся образец, и в результате получается рисунок в цвете, по которому потом и делается роспись. Младшим детям предлагается скопировать понравившуюся роспись, старшие же могут проявить творчество и самостоятельность.

На следующих занятиях работа идёт над росписью игрушки, на это уходит 2-3 дня. В процессе росписи возможно многократное исправление рисунка, устранение брака, грязи посредством покрытия белой гуашью.

Итогом работы является выставка-ярмарка поделок, которые изготовлены от начала до конца (от куска пластилина до готовой формы) самостоятельно одним ребёнком.

  

Количество просмотров: 7608  

Добавить комментарий

1. Нравственные истоки подвига человека в годы Великой Отечественной войны (по рассказу Андрея Геласимова «Идрицкая сила»)
2. Проектирование урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» в информационной среде
3. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника литературы. Мастерская стиха». 5 класс
4. Сценарий театральной постановки по мотивам произведения Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
5. Мастер-класс по изготовлению поделок из фетра
6. Викторина «Юрий Левитан – глашатай Победы»: к юбилею великого диктора
7. Рабочая программа спецкурса «За страницами учебника литературы. Мастерская прозы». 6 класс
8. Дымковская игрушка
9. День рождения Деда Мороза
10. Программа курса для учащихся 8 классов «За страницами школьного учебника. Мастерская чтения»
11. Калейдоскоп идей
12. Новый год с детьми. Советы родителям
1. «Поэзия первой половины ХХ века»: технологическая карта урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. «Это чудо – сказочная гжель» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Формирование патриотических чувств у детей через непосредственно образовательную деятельность в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Конспект НОД по развитию речи дошкольников с использованием мультипликации на тему «Дикие животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Белая береза под моим окном» с использованием мнемотаблиц ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Дружба между детьми как средство выражения заботы и внимания ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Битва за Берлин. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Детские презентации как форма познавательно-речевого развития у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Краткосрочный проект для дошкольников старшего возраста «Имя у тебя одно!» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Использование знаков артикуляции гласных звуков в системе коррекционной работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в страну здорового питания» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Компьютерная игра для детей дошкольного возраста «Эти замечательные животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Сценарий развлечения педагога с детьми «Осень на шляпах к нам пришла» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дидактические пособия как средство сенсорного, творческого, познавательного и речевого развития детей в период адаптации в детском саду ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. «Салат из сказок» с использованием smart-стола и кубиков как метод развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. «Лаборатория историй»: из опыта работы учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы