Развитие артистических навыков у дошкольников путём прочтения русских народных сказок и воплощения их персонажей на сцене

 
 

Николаева Валентина Геннадьевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ «Первомайский» г. Новосибирска

 

Развитие артистических навыков у дошкольников путём прочтения русских народных сказок и воплощения их персонажей на сцене

В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

В. А. Сухомлинский

В сентябре 2019 года я набрала класс предшкольной подготовки и впервые решила применить программу «Мир кукол» к детям дошкольного возраста. Дошкольное детство – это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, управляют и регулируют все остальные его психические функции. Эмоции ребёнка дошкольного возраста проявляются в первую очередь при взаимодействии с яркими, интересными объектами окружающей действительности, являются своеобразными индикаторами внутреннего состояния.

Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям кукольный театр. Кукольный театр способствует развитию у детей артистизма и творческих способностей, и я, как руководитель кукольного театра «Теремок», должна увидеть эти качества у детей, раскрыть их и помочь детям проявить себя. Я решила реализовать это путём прочтения русских народных сказок и воплощением их персонажей на сцене. Сказка входит в жизнь детей с раннего возраста и остается с ними на долгие годы. Со сказки начинается их знакомство с окружающим миром, с миром человеческих взаимоотношений. Во время прочтения сказок дети сопереживают героям, хотят помочь и защитить их, представляют себя на их месте. Сказки помогают сделать обучение творческим, интересным, развить фантазию ребёнка. Именно с содержания известных ребенку сказок легче всего начать развитие артистизма.

Артистизм – это не только игра в кого-то, это, прежде всего, состояние души, способной на время не просто казаться кем-то, а, в самом деле «быть». Исчезают условности, всё искренне переживается, все эмоции настоящие, все мысли и слова выстраданные. Первостепенное значение имеет одна из удивительных черт артистизма – перевоплощение. Перевоплощение требует актёрских способностей, умения «сыграть роль», способности стать другим, оставаясь самим собой. А дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу.

Дошколятам интересен не только просмотр спектакля, но и деятельное участие в своих собственных представлениях. Очень важно, чтобы исполнение ребёнка было не простым заучиванием текста и правильно выполненным движением, а выразительной игрой, которая отличалась бы артистизмом. Играя мышонка, ребёнок представляет его. Какой он – маленький, юркий, тонкоголосый, при этом не забывает о характере: смелый или трусливый, проворный или неуклюжий. Изображение деда – это не просто прихрамывание, а сгорбленный старичок, у которого болит спина и ноги, он еле ковыляет. Если хитрая лисичка, у нее в повадках чувствуется осторожность, наигранная ласковость. Надев куклу на руку, дети могут подойти к своим товарищам, поговорить с ними, пошалить. Это приучает детей не бояться выглядеть смешными и непонятыми, умению держаться на сцене.

Свои занятия кукольного кружка стараюсь выстроить интересно, позитивно и результативно. Эмоциональность и артистичность у детей развиваю поэтапно. Каждое занятие начинаем с артикуляционной разминки и мимики. Сегодня дети на память знают более тридцати скороговорок. Каждый ребёнок читает скороговорку, чётко и быстро проговаривая звуки. При этом он мимикой, движением рук показывает содержание текста.

Мимика. Мы разминаем мышцы лица: тянем себя за щечки, отправляем воздушные поцелуйчики, делаем языком упражнение часики или качельку, и надуваем по очереди щечки. Улыбка. Улыбаемся широко, так чтоб зубки было видно, как будто подарку радуемся. Теперь обиделись, надули губки, бровки нахмурили. И чередуем улыбку с надутыми губками несколько раз. Игра. Дети закрывают ладошками глаза – это ширмочки. Говорю, какой на сцену выходит сказочный герой, а дети изображают его выражение лица. По очереди появляются грустный, злой, хитрый, удивленный и весёлый герой.

Детьми выучено более десятка стихотворений и потешек. Ребёнок должен прочитать с позиции разных персонажей, согласно тому, какая кукла у него в руке. Например, инсценировка стихотворения «Идёт бычок качается» с интонацией волка, другая интонация Колобка, третья – Красной Шапочки и т.д. Каждое стихотворение обыгрывается куклой. Это дает возможность «вжиться» в роль и прочувствовать героя.

Игра «Кто это?» выявляет талант к пародированию. Нужно более точно изобразить какого-либо сказочного героя. Остальные угадывают.

Импровизированный танец. Под музыку детки изображают животных: поросят, зайчиков, медведей, слонов.

Копирование звуков, движений, внешнего вида животных. Например, медведя, зайца, лягушки.

Постановка маленьких сценок с участием нескольких животных на тему «Животные – друзья», «Животные – враги», «Семья» и др.

Копирование растений. Например, колючка, падающий лист, цветок на ветру, распускающийся цветок.

Копирование неживых предметов. Например, вешалки, компьютера, телефона, кипящей кастрюли. Эта очень сложная работа, поэтому несомненно требует точного определения «характера» выбранного предмета.

Театральные постановки детских сказок таких как «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка» – это еще один из моих любимых методов развития артистических навыков детей. Чтобы внести новизну в давно знакомую сказку, создаётся элемент неожиданности, загадочности. Например, использование приёма «Пропажа сказочного героя». Предлагаю игровую ситуацию, например, в сказке «Теремок», медведь пошёл обратной дорогой, или в сказке «Колобок», лиса идёт не навстречу колобку. Интересен такой приём «Новый герой сказки». Ввожу в сюжет сказки новый персонаж. Это необходимо для нарушения привычных стереотипов. Например, в сказке «Колобок» не Колобка испекла баба, а …

Ритмические упражнения. Сказка «Репка».  «Топ, топ, топ, зашагали ножки, топ, топ, топ, прямо по дорожке... По широкой, а теперь по узкой...» (ходьба по ребристой доске). «Шелестят листочки ш-ш-ш. Дует ветерочек ш-ш-ш» (дыхательное упражнение: вдох и выдох с проговариванием «ш-ш-ш»). «Веточки качаются, деревья наклоняются» (ходьба с движением рук). Вот и огород, встанем в хоровод (дети встают в круг). Будем репку сажать и водичкой поливать» (упражнение «наклоны вперёд»). «Теперь можно отдохнуть и ладошки отряхнуть» (упражнение "хлопки"). «Испачкались ножки? Отряхнём калоши» (упражнение «притопы»). «Выросла репка большая – пребольшая» (упражнение «потянулись на носочках, руки вверх»). «Тянем-потянем, вытянуть не можем. Бабку позвали, внучку позвали. Тянем- потянем, вытянуть не можем. Позовём на помощь кошку: «Эй, кошечка, выходи, с нами репку потяни!». «Кошечка потянулась» (стоя не четвереньках, опускать- поднимать спинку). «Тянем-потянем, вытянуть не можем» (упражнение – «потянуться вверх, подняться на носочки»). «Позовём на помощь Жучку: Жучка, выходи, с нами репку потяни» (ползание на четвереньках). «Тянем-потянем, вытянуть не можем. Ну-ка, все вместе! Вытянуть не можем. Ай да репка уродилась! Кто же нам поможет? Мышка, мышка, помоги, репку с нами потяни. Мышка нам и помогла - репку вытянула. Потянула за вершок – показался корешок. Вот, что значит вместе, дружно взяться за работу. Вот обрадовался дед, пригласил всех на обед».

Сказка «Курочка Ряба». «Жили-были дед и баба. Они ходили так (ходьба обычная). И так (ходьба парами). И была у них курочка Ряба (ходьба с высоким подниманием колен, плавное движение руками. Сидя на корточках, «клюют зёрнышки). Снесла курочка яичко, не простое, а золотое (яичко гладкое, «погладить» яичко плавными движениями рук). Дед бил-бил. Не разбил (стучат кулачком о кулачок). Баба била - била, не разбила (стучат кулачком об кулачок).  Прибежала мышка (бег на носочках). Хвостиком махнула (плавные повороты туловища, руки перед грудью). Яичко покатилось и разбилось (присели). Дед плачет (зажмурить глаза и открыть). Повторить несколько раз. Баба плачет (зажмурить глаза и открыть). Повторить несколько раз. А курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба (выполняют перекрёстные движения руками – обхватывают плечи – «успокаивают»). Я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое. Вот такое (плавное движение руками – показ круглой формы).

Важна система в проведении игр, упражнений на развитие артистизма, эмоциональности. При этом я использую в работе видеозапись, где дети анализируют своё продвижение по развитию артистических навыков, а также умение работать перед камерой, а значит, на сцене.

Хочется надеяться, что активное применение на занятиях кукольного кружка методов театрализации будет способствовать развитию артистизма у детей. Как известно, артистами не рождаются, ими становятся. Это долгий, тяжёлый труд, который педагог должен пройти со своими подопечными, чтобы увидеть на сцене ярких «звёздочек», которые бы показали нам свой высокий уровень артистизма на сцене.

Количество просмотров: 6506  

Добавить комментарий

1. Специфика организации учебных занятий в театральной студии для детей старшего школьного возраста
2. Театральная студия как инструмент формирования разносторонне развитой личности
3. К вопросу о возможностях театрализации как педагогической технологии
4. Театрализованная деятельность как средство развития художественно-творческих способностей детей
5. Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка на занятиях в МБУДО ЦДО «Алые паруса»
6. Роль сказки в духовно-нравственном становлении растущей личности
7. Роль детской художественной литературы и театрализованных игр в формировании личности и речевом развитии ребёнка
8. Методические рекомендации по подготовке начинающего актёра к публичному выступлению «На сцене – дети!»
9. Значение музыкально-дидактических игр на занятиях вокалом с детьми младшего школьного возраста
10. Развитие артистических навыков у дошкольников путём прочтения русских народных сказок и воплощения их персонажей на сцене
11. «Под зонтиком добра». Системно-комплексный подход в приобщении детей дошкольного возраста к художественной литературе в условиях дополнительного образования
1. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Организация работы с родителями обучающихся младшего школьного возраста в рамках студии «Северное сияние» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Формирование мотивации обучающихся на участие в конкурсных мероприятиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Взаимодействие с родителями в рамках соревновательной деятельности в детском оздоровительно-образовательном бассейне ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формы организации работы с родителями в Школе раннего развития «Дорастем до неба» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Профориентация в дополнительном образовании: опыт организации и проведения занятия по знакомству с работой художников-витражистов ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. «Один за всех и все за одного»: из опыта социального сотрудничества с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Реализация проекта «Семейное дзюдо»: опыт успешного взаимодействия с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Творческое взаимодействие как основа доверительного отношения ребёнка, родителей и педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Духовная связь поколений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Методы и средства общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Успешная концертная деятельность детского хореографического коллектива как результат совместной работы педагога-хореографа и концертмейстера ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Создание привлекательного визуального контента для успешного онлайн-присутствия образовательного учреждения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Проектирование современного учебного занятия ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы