Полихудожественный подход развития детей дошкольного возраста

 
 

Гавшина Арина Юрьевна,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 491 «Лучики» г. Новосибирска

 

Полихудожественный подход развития детей дошкольного возраста

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слышат и наши дети. Её ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека. Дети не умеют и не любят слушать музыку. У сегодняшнего поколения засорен слуховой канал, не развито образное восприятие, нет концентрации внимания. Причиной тому являются недостатки в воспитании музыкальной культуры детей, серьёзные упущения в формировании восприятия музыки, прежде всего, в детском саду.

Проблема восприятия музыки – одна из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса, и несмотря на значительное количество специальных исследований во многом еще не решена. Как мне кажется, интересен полихудожественный подход в восприятии музыки, когда в комплексе, синтезе переплетены виды искусства и деятельности.

Прежде всего, надо определить, что такое «полихудожественный подход»? Полихудожественный подход – это личностно-ориентированное планомерное привлечение детей к различным видам искусств в их взаимодействии, результатом которого является формирование комплекса эстетических свойств личности, полихудожественного сознания и способности к полихудожественной деятельности, обеспечивающих готовность к художественно-творческой самореализации и художественно-эстетического самосовершенствования. Идея полихудожественного подхода была выдвинута Борисом Петровичем Юсовым в 1987 году. Суть подхода заключается в интеграции и взаимодействии разных видов художественной деятельности и художественного творчества дошкольников. Полихудожественность заключается в многогранном восприятии и отражении художественных образов, во время которых происходит выход за рамки «одного искусства», осознание и выражение действительности. Все явления, объекты и образы представляются разными художественными способами: звуком, пластикой, движением, цветом, ритмом, словом, знаком, символом. Б. П. Юсов утверждал, что в душе ребенка взаимодействуют все виды искусств, что ребенок изначально восприимчив и способен к различным видам художественной деятельности.

Под полихудожественной деятельностью подразумеваю, прежде всего, деятельность, в которую дети входят с позиции творцов, в которой они, пользуясь элементарными, доступными им средствами, могут импровизировать, активно проявлять и выражать свои эмоциональные переживания, что способствует формированию у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру.

Приобщая детей дошкольного возраста к искусству, использую наиболее эффективную форму – полихудожественный подход, где «поли» – много, «художеств» – искусств, т.е. много искусств. Одновременное восприятие нескольких видов искусств (синтез искусств: живопись, музыка и поэзия), взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркие эмоционально-эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа. Восприятие произведений искусства сочетается с собственной творческой деятельностью детей: танцевальная импровизация, пропевание мелодий, театрализация, речетворчество, создание графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами. Основой творческой деятельности детей является воображение и образное мышление.

Особый настрой и внутреннюю атмосферу художественного произведения можно передать с помощью музыкальных, художественных и литературных произведений. Знакомя ребенка с произведениями искусства, помогаю ему проникнуть внутрь созданной художником картины, войти в «предлагаемые обстоятельства», мысленно прикоснуться к изображенным предметам, услышать, как они звучат; предложить, затем создать свою композицию, соответствующую его эмоциональному состоянию, выбирая цветовой колорит и рисуя образы.

При изображении музыкального образа в рисунке, у детей развивается эмоциональное отношение к цвету как к выразительному средству, которое передаёт различные оттенки эмоционального состояния; эмоциональное отношение детей к классическим произведениям музыкального искусства, увеличивается длительность прослушивания, возникает желание слушать и понимать музыку как непрерывный процесс смены образов, настроений и чувств.

Вызывая активную деятельность детей при помощи образного и поэтического слова, раскрываю содержание, сюжет, характер музыкального произведения (пьесы, песни, инструментальной или вокальной музыки), активизирую воображение ребенка: вовлекаю его в «мысленное» действие, вызываю образный ряд. Важное место в такой работе занимает процесс вербализации, он помогает точно передавать эмоциональный смысл услышанного и увиденного. В результате этого восприятие музыки ребенком становится эмоционально-осмысленным.

Музыка помогает погрузить участников процесса, иллюстрирует те картины, образы, вызывая переживания, настроения, эмоции, являясь одновременно и фоном, и движением, происходящим сегодня и сейчас. Действенная природа ребенка моментально отзывается на импульсы, идущие от нее, помогает сориентироваться в мире своих эмоций и оформиться в процессе рисования конкретного образа.

Отдельные виды художественного творчества не существуют изолированно друг от друга, что выражается не только в появлении новых синтетических жанров искусства, но и интегративности художественного мышления, в расширении художественной сферы. Интегрированная специализированная деятельность обеспечивает своевременную смену различных видов деятельности, что поддерживает интерес детей к занятиям музыкой и рисованием. Занятия с использованием полихудожественного подхода динамичны, часто меняются позы детей, их движения, что отвечает их возрастным потребностям.

Опираясь на полихудожественный подход в формировании творческих способностей дошкольников, объединяющий различные виды деятельности: музыкально-художественную, игровую, социально-коммуникативную, педагог, владея спецификой различных видов искусства, зная выразительные особенности их художественных средств, способен дать возможность ребенку видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Количество просмотров: 11812  

Комментарии

)

Страницы

Добавить комментарий

1. Повышение качества дошкольного образования средствами дистанционного обучения дошкольников
2. Деятельность методического объединения педагогов в формате функционирования интерактивной методической работы в ДОУ
3. Современные технологии в реализации национального проекта «Образование»
4. Двигательная активность. Ее влияние на здоровье и формирование правильной осанки у дошкольников
5. Опыт организации детского экологического проекта «Божья коровка»
6. Реализация образовательной программы дошкольного образования с использованием информационно-коммуникационных технологий
7. Психологический климат в ДОУ: проблемы и способы их решения
8. Модель организации развивающей предметно-пространственной среды в комбинированной разновозрастной группе детского сада
9. «Никто не забыт, ничто не забыто»: патриотическое воспитание дошкольников
10. Дидактическая игра как средство развития представлений о живой природе у детей 4-5 лет
11. Метод проектов как эффективная форма организации исследовательской деятельности в ДОУ
12. Использование дидактического пособия «Развивающая предметно-пространственная среда в профориентационной работе ДОО»
13. Современный детский сад – территория развития!
14. Сенсорное развитие дошкольников
15. Вокал как средство развития музыкальных способностей детей
16. Мы одна команда: организация образовательного пространства в условиях самоизоляции
17. Сказка как универсальное средство развития ребенка дошкольного возраста
18. Комплексный подход в проведении тематических недель в ДОУ
19. Проект «Цветные пятницы»
20. Полихудожественный подход развития детей дошкольного возраста

Страницы

1. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Слушать, слышать и воспринимать… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение? ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Субъектность как важное условие формирования успешной личности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Исследование психологического микроклимата в педагогическом коллективе ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы