Теоретические и практические предпосылки модернизации системы профориентации Новосибирска

 
 

Красноусова Инна Константиновна,

магистрант Института филологии, массовой информации и психологии

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»,

направление «Медиаобразование»

 

Теоретические и практические предпосылки модернизации системы профориентации Новосибирска

2020 год стал сложным для вех отраслей экономики, рынок труда не стал исключением. Из-за единого экономического пространства с Российской Федерацией экономика Сибирских регионов также претерпела те негативные социально-экономические процессы и тенденции, которые имеются на федеральном уровне. Снижение объемов производства, рост числа убыточных предприятий, последствия финансового кризиса, инфляция, низкая инвестиционная активность, затратность и издержки производства обуславливают сокращение спроса на рабочую силу, оказывают неблагоприятное влияние на состояние рынка труда региона [1].

По данным Росстата, динамика уровня работающего и неработающего населения стабильна и не превышает 6,7% за последние 4 года [2]. В январе 2020 года видна положительная тенденция, падение уровня безработицы почти на 1 %, но борьба с пандемией в этот период нанесла свой удар. Показатель уровня безработицы вернул былые позиции. В данном графике не отображено самозанятое население и те, кто занят в теневых сферах экономики и работает неофициально. Для этих граждан неоплачиваемый отпуск мог длиться весь период самоизоляции.

График 1. Динамика безработицы в Новосибирской области за 2017-2019 года и II квартал 2020 [2].

На рынке труда происходит изменение структуры. При, казалось бы, стабильности рынка происходит перераспределение и переход на новые направления деятельности. В связи с режимом «самоизоляции» многие работники продолжили свою деятельность в домашних условиях на удаленном режиме. Появляется необходимость обретения новых навыков на прежних местах работы и в найме дополнительных сотрудников, обеспечивающих бесперебойное функционирование предприятий в сети интернет. Профессия «продавец» уходит в онлайн и теперь это «менеджер интернет-магазина», у которого появляются новые обязанности и необходимость иметь знания в области использования компьютерной техники.

Еще 10 лет назад в связи с развитием коммерческих предприятий огромной популярностью пользовались профессии экономиста и юриста, сегодня самыми актуальными становятся профессии SMM менеджера, профессия, о которой еще год назад мало кто знал.

Особое влияние на кадровую ситуацию в Новосибирске оказывает:

1. Несбалансированность рынка труда. Закрытие градообразующих предприятий в областях города. Достойный уровень дохода могут обеспечить только предприятия в городе.

2. Изменение социально-экономической ситуации в стране. Граждане вынуждены менять условия ведения бизнеса. Весной 2020 года туристические агентства и большие торговые центры вынуждены были закрыть свои двери для посетителей. В тоже время магазины одежды смогли найти каналы сбыта продукции через интернет-площадки. Туристические же агентства вынуждены искать другие направления для реализации программ отдыха.

3. Несоответствие количества специалистов требуемым отраслям. Веяния моды и популярность некоторых направлений обучения ведут к переизбытку выпускников коммерческих специальностей. В тоже время за 2019 год, по данным портала HH.RU, вырос спрос на специальности из сферы госслужбы (+24%), добычи сырья (+28%), вырос спрос на услуги водителей (+24%) (Данные по России). В целом по России востребованность специалистов из производственной сферы выросла на 12% [3]. Падение же общего количества вакансий произошло за счет четырех сфер: банковская, страхование, строительство, маркетинг. Только за последний год в городе Новосибирске были расформированы подразделения таких банков, как Альфа Банк, Сбербанк и Банк «Открытие» с увольнениями обслуживающего персонала.

Самая низкая конкуренция на рабочие места в медицинской отрасли и на вакансии научно-образовательной сферы.

Дисбаланс в сферах рынка труда усугубляется продолжающейся проблемой в высшем образовании, когда зашкаливает конкурс на специальности, трудоустройство по которым становится проблемой для студента, а на востребованные профессии вузы не могут набрать студентов [7].

4. Недостаточная связь между субъектами профессионального образования и работодателем.

 

График 2. Уровень безработицы в России (2016-2018 год)

В первом полугодии 2018 года было опубликовано 250 183 вакансии и 2 327 434 резюме. При этом на долю молодежных вакансий в июне 2018 года пришлось 9% от общего количества предложений [4]. Уровень безработицы среди молодежи в марте 2018 года составил 13,5% [4].

На сегодняшний день только треть (32%) отечественных компаний не принимают на работу специалистов без опыта. Основная причина – нехватка времени, возможностей и желания для обучения молодого персонала [5]. Да и выпускник выбирает чаще всего высокий уровень дохода, а не наработанный опыт, меняя работу по специальности на заработок по профессии с низкой потребностью в квалификации.

Наблюдается разрыв между навыками выпускников и ожиданиями работодателей. Несоответствие профессионально важных качеств выпускников требованиям работодателей проявляется в широком масштабе независимо от профиля деятельности с учётом приоритетов набора персонала, удовлетворённости работодателей, а также различий восприятия уровня квалификации выпускников [6].

5. Отсутствие системы профориентации на региональном уровне.

Не все способны психологически и профессионально адаптироваться к жизненным реалиям рынка труда и успешно самореализоваться в профессии. Отсутствие программ по профориентации в регионе, психологической поддержке делает путь работника к своему новому рабочему месту долгим и сложным. Не всегда работник может объективно оценить свои сильные и слабые стороны для выбора подходящей работы.

Положение молодежи на рынке труда

Проблема выбора профессии встает сегодня перед человеком очень рано, уже за время получения среднего общего образования ситуация на рынке труда может успеть измениться коренным образом так, что выбранный несколько лет назад профиль подготовки окажется уже не столь востребованным. Уточнение выбора, его коррекция или даже смена – реальная практическая задача, которая встает перед человеком несколько раз в его трудовой жизни. Однако результаты относительно недавних опросов показывают, что существенное количество выпускников школ продолжают выбирать профессию случайно или вообще не могут хоть сколько-нибудь мотивированно обосновать свой выбор [8].

Таблица 1. Численность занятых и безработных по возрастным группам в Новосибирской области в возрасте от 15 лет и старше

 

Всего

В том числе в возрасте, лет

Средний возраст, лет

15-19

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

50-54

55-59

60-69

70-и старше

Численность занятых, тыс. чел.

1315,4

5,9

 

65,3

 

176,5

 

206,7

201,1

177,1

 

150,0

131,7

123,5

75,3

2,3

41

Численность безработных, тыс. чел.

90,7

0,3

 

10,7

 

10,0

19,0

9,9

9,7

10,8

6,6

10,4

2,5

0,7

39

Уровень безработицы, в %

6,4

 

0,4

11,8

11,0

 

20,9

10,9

 

10,7

11,9

7,2

11,5

2,9

0,8

х

 

По статистике, предоставленной Росстатом, на 2020 год 20 тыс. человек в возрасте от 20 до 29 лет не могут найти работу. В возрасте 30-34 лет также высокий уровень безработицы среди молодежи, человек психологически готов менять свою жизнь и сферу деятельности, он достаточно опытен, но хочет развиваться. Главной причиной такого высокого уровня безработицы является внутренний личностный рост, когда он уже не готов выполнять работу на прежних условиях, в тоже время имеет достаточно опыта, чтобы быть ценным сотрудником. В этот период жизни многие меняют профессию, ищут работу по душе.

Высокий уровень молодежной безработицы в России чаще всего связывают с низким уровнем оплаты труда в выбранной сфере, не соответствующим полученной квалификации, и потребностям молодых людей, начинающих самостоятельную трудовую жизнь. Получается, что уже имея диплом, молодой специалист фактически вынужден еще несколько лет оставаться иждивенцем или искать более высоко оплачиваемую работу, но не по полученной специальности [8].

Очень важно в старшей школе иметь представление о направлении дальнейшей деятельности, о тех навыках, которые необходимо развивать, о тех знаниях, которые необходимо получить. В этом может помочь профориентация учащихся – как проводник от учебного заведения до конечного работодателя, через самопознание и оценку собственных возможностей. Потому как выбор профессии должен быть совершен осознанно. В результате есть возможность уже после средней школы принять взвешенное решение, благодаря которому развитие и становление подростка в рабочем коллективе будет равномерным, уверенным и интересным.

Профессиональная ориентация учащихся – это информационная и организационно-педагогическая деятельность семьи, образовательных организаций, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь детям в выборе профессии с учетом индивидуальных интересов личности и потребностей рынка труда [9, с.172].

Важна работа федеральных программ и властей региона по профориентации, их актуальность для определенной экономической и социально-политической ситуации, которые учитывают все факторы, влияющие на кадровую ситуацию. Горизонталь профориентационной детальности, реализуемая в учебных заведениях педагогами средних школ, тоже не стоит оставлять без внимания. Работа родителей, помощь в самоопределении подростка.

Положение молодежи на рынке труда продолжает оставаться крайне неустойчивым. Этому способствует и низкая информированность о существующих профессиях и их доступности, экономическая ситуация в стране, особенности региона, несоответствие оплаты труда потребностям, отсутствие опыта и более поздняя социальная зрелость. Современная молодежь часто может позволить себе выбирать, менять решения, совершать ошибки прежде, чем окончательно определится с выбором сферы трудоустройства [8].

Система профориентации молодежи должна учитывать постоянно меняющиеся условия и ориентировать на направление деятельности и развитие способностей, а не на конкретную профессию.

Обучение и повышение квалификации является непрерывным процессом, появляется такое понятие, как непрерывное образование.

Особенностью современного рынка труда является несоответствие спроса предложению, дифференциация по секторам, где подавляющее большинство стремится в сектор услуг, возникновение роста потребности в новых кадрах, повышение требований к работникам торговой сферы, открытие новых рынков на онлайн-пространстве. А также необходимость за короткое время получать большой объем информации, анализировать ее и получать навыки, которые еще недавно были не нужны.

Профессия должна соответствовать потребностям рынка. Это сложное равновесие должно регулироваться государственными программами, в то же время психолого-педагогическое равновесие должно обеспечиваться с помощью родительского воспитания и школьного обучения.

Список литературы:

1. Региональный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодежи / Под ред. С. В. Панина, Т. А. Макаренко. – М.: МЦНИП, 2014. – Режим доступа: https://www.litres.ru/raznoe/regionalnyy-podhod-k-organizacii-profession...– Дата доступа: 12.08.2020.

2. Показатели безработицы в НСО и России: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://novosibstat.gks.ru/storage/mediabank/BFMG4Jsa

3. Что происходит на рынке труда: итоги-2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://novosibirsk.hh.ru/article/26045. – Дата доступа: 12.08.2020.

4. Что ждет выпускников и молодых специалистов на рынке труда? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://novosibirsk.hh.ru/article/22892. – Дата доступа: 12.08.2020.

5. Грицюк М. Без опыта, но с амбицией 16% молодых россиян не имеют постоянной работы / Грицюк М. // «Российская газета». – 18 августа 2010. – Федеральный выпуск № 5262 (183)

6. Ожидания работодателей в отношении профессиональных навыков выпускников на современном рынке труда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42467683&, для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация – Дата доступа: 12.08.2020.

7. Рынок труда: грозит ли Новосибирску дефицит кадров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/nsk/02/08/2017/598055da9a79471e15c782d4. – Дата доступа: 12.08.2020.

8. Молодежный рынок труда: профессиональное самоопределение и современные трудовые предпочтения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42983977. – Дата доступа: 12.08.2020.

9. Алиев М.А., Умалатова З.М., Алибекова З.Н. Профессиональная ориентация как основа подготовки востребованных региональных кадров // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – №2 (81). – С. 172-174.

Количество просмотров: 1511  

Добавить комментарий

1. Теоретические и практические предпосылки модернизации системы профориентации Новосибирска ВЫПУСК №90-91, октябрь 2020
2. Внедрение основ робототехники в школе ВЫПУСК №64, апрель 2016
3. Педагогическое мастерство ВЫПУСК №64, апрель 2016
4. Как сильно доллар разрушает мировую экономику ВЫПУСК №64, апрель 2016
5. Проблемы повышения квалификации педагогов ВЫПУСК №64, апрель 2016
6. Безработица: причины и последствия ВЫПУСК №64, апрель 2016
7. Использование образовательных ресурсов сети интернет для подготовки к ГИА ВЫПУСК №64, апрель 2016
8. Особенности изучение темы «Аппаратные шифраторы» в процессе изучения информационных технологий ВЫПУСК №64, апрель 2016
9. Риски страховых взносов в социальном страховании ВЫПУСК №64, апрель 2016
10. Государственные программы для поддержки малого бизнеса в 2016 году ВЫПУСК №64, апрель 2016
11. Новой школе – современный учитель ВЫПУСК №65, июнь 2016
12. Транспортный налог в России: достоинства и недостатки ВЫПУСК №64, апрель 2016
13. Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проектов ВЫПУСК №64, апрель 2016
14. Роль родителей в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями ВЫПУСК №64, апрель 2016
15. Значение принципа наглядности в процессе обучения информатики ВЫПУСК №64, апрель 2016
16. Кружковая деятельность как неотъемлемая часть педагогического процесса ВЫПУСК №64, апрель 2016
17. Методические аспекты организации кабинета информатики и вычислительной техники ВЫПУСК №64, апрель 2016
18. Роль учителя технологии в воспитании нравственности учащихся ВЫПУСК №64, апрель 2016
19. Система работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей ВЫПУСК №64, апрель 2016
20. Проблемы современного технологического образования ВЫПУСК №64, апрель 2016

Страницы