|
Иголинский Денис Александрович,студент 2 курса, направление «Профессиональное обучение», профиль «Информатика и вычислительная техника», Факультет технологии и предпринимательства, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск |
Риски страховых взносов в социальном страховании
Уплата страховых взносов является одной из самых динамичных. В последнее время часто вносятся многочисленные изменения и дополнения в Федеральный закон от 24 июля 2009 г № 212-ФЗ, определяющий основные направления реформы социального страхования, регламентирующего отказ от уплаты ЕСН и фактически осуществляющего переход на уплату страховых взносов, поступающих в государственные социальные внебюджетные фонды, базой для начисления которых и регламентированы ФЗ.
Уплата страховых взносов, ее понимание страхователями-налогоплательщиками и исполнительными органами вызывает многочисленные разногласия и споры. При практической реализации норм НК РФ, писем Минздравсоцразвития, Фонда социального страхования РФ и других нормативных актов и федеральных законов, обусловливающих облагаемую базу, обязанностью которой является непосредственная уплата страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды являющихся обязательным возмездным платежом, уплачиваемым страхователями (организациями, как юридическими так и физическими лицами), не принадлежащих им на праве собственности, в случаях, установленных действующим законодательством соответствующих норм, являющихся добровольным на праве собственности, хозяйственного ведения форм, зачисляемый в бюджет соответственного государственного социального внебюджетного фонда в целях финансового обеспечения гарантированных государственных прав граждан на обеспечение по обязательному социальному страхованию. В связи с этим возникает масса проблемных ситуаций, что приводит к возникновению рисков страховых взносов для страхователей-налогоплательщиков.
Наиболее типичными и одновременно сложными остаются вопросы об определении облагаемой базы, в частности о признании отдельных видов выплат, экономической обоснованности расходов для целей обложения страховыми взносами в отчетных (налоговых) периодах. Федеральные законы РФ в период сложного перехода и модернизации социального страхования устанавливают напрямую свою силу п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ перечня, «не подлежащего обложению страховыми взносами», только пособия, которые выплачиваются на основании и в соответствии со следующим:
– законодательством Российской Федерации;
– законодательными актами субъектов Российской Федерации;
– решениями представительных органов местного самоуправления.
К пособиям, на которые распространяются положения п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона № 212ФЗ, например, относятся суммы страхового обеспечения, установленные п. 2 ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» перечень выплат, которые не учитывают для целей налогообложения.
Перечень расходов, оплата которых не облагается страховыми взносами, установленный ст. 9 Закона № 212-ФЗ, является исчерпывающим, и оплата, в том числе расходов, не поименованных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке, как выплаты, производимые в пользу работников в рамках трудовых или гражданско-правовых правоотношений.
Но одновременно с этим устанавливаются определенные критерии для признания расходов и экономической обоснованности компенсационных выплат, определяющих, попадает ли та или иная выплата под обложение страховыми взносами, не возникает ли его риск для страхователя-налогоплательщика. Такие компенсационные выплаты, расходами которыми, являются затраты, должны быть: 1) обоснованы; 2) не превышающие установленные нормы РФ и других локальных актов; 3) документально подтверждены. Значит, круг тех расходов, которые уменьшают облагаемую базу, ограничивается. Исполнительные органы с учетом этих специальных критериев выявляют расходы, которые налогоплательщики необоснованно вносят в общую массу учитываемых выплат для целей обложения страховыми взносами.
Следует учитывать, что положения Закона № 212-ФЗ, в отличие от ранее действовавшей гл. 24 НК РФ, не увязывают возникновение объекта обложения страховыми взносами с учетом организацией выплат в пользу работников в целях налогообложения прибыли [2]. Законность действий исполнительных органов в таких случаях вызывает сомнения. Законодатель РФ приводит довольно неточные определения этих критериев или не приводит вообще. Проанализировав проблему применения критерия экономической оправданности расходов на компенсации командировочных расходов в российском законодательстве, можно предложить несколько возможных подходов к ее решению.
Во-первых, введенное ранее понятие экономической оправданности должно быть дополнено его определением, как и другие оценочные понятия. Ввести и разграничить понятие уплаты страховых взносов. Следует дополнительно ввести критерий возникновения рисков страховых взносов для страхователя – налогоплательщика, например, для систематической уплаты страховых взносов, являющей обязанностью уплачивать страхователей напрямую страховые взносы в бюджет Фонда социального страхования в полном объеме гарантирующих выделение и возмещение суммы выплат своим работникам по расходам на выплату социального страхования в связи с материнством и об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Недостатки такого подхода очевидны – установление исчерпывающих перечней требует постоянной работы по их обновлению, что выполнить надлежащим образом практически невозможно.
Во-вторых, внесение изменений в законодательство не следует считать главным направлением решения проблемы. Большая часть проблем в области налоговых, страховых правоотношений возникает в сфере правоприменительной практики и решена может быть там же. Именно формирование системной и непротиворечивой практики применения тех или иных норм создает потенциал для преодоления недостатка, свойственного всему праву и правилам применения в целом, – абстрактности норм. Многие ситуации могут быть исключены именно в рамках формирования надлежащей правоприменительной практики (в особенности судебной) и разъяснений Минздравсоцразвития России, ПФР РФ, ФСС РФ и других органов, пролонгировавших и создающих нормативные и правовые акты.
Риски страховых взносов, возникающие в связи с переложением бремени налогового, страхового контроля за постоянным контролем уплаты страховых взносов страхователей-налогоплательщиков, представляют собой возникновение претензий со стороны исполнительных органов к добросовестности таких страхователей и, как следствие, отказ в признании обоснованными те или иные виды выплат подлежащих обложению страховыми взносами и в предоставлении страховых вычетов, снижения соответствующих тарифов по двум видам социального страхования. Для снижения таких рисков налогоплательщик может предусмотреть получение от подотчетных лиц ряда оправдательных документов соответствующих нормам РФ.
В современной российской системе социального страхования риски страховых взносов очень высоки. Причинами, порождающими такие риски, могут быть как действия налогоплательщика, так и действия государства. При этом налоговые риски обусловливаются неопределенностью налогового законодательства и правоприменительной практики, других нормативно-правовых актов и могут служить существенным фактором в характеристике системы Фонда социального страхования России.
Практика показывает, что риски страховых взносов нуждаются в специальном управлении. В этом случае могут быть рекомендованы особые приемы управления рисками страховых взносов.
Научный руководитель – канд. пед. наук, доц.
Ю. Г. Шихваргер
Количество просмотров: 2669 |
Добавить комментарий