Новой школе – современный учитель

 
 

Гонтаренко Лилия Игоревна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МАОУ «Инженерный лицей НГТУ» г. Новосибирска

 

Новой школе – современный учитель

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

Конфуций

Каким должен быть учитель в современной школе? Ответить на этот вопрос гораздо сложнее, чем кажется с первого взгляда. Сегодня для школы начинается новый этап ее развития. Учебные заведения приступили к реализации Федерального государственного образовательного стандарта. В этих условиях к педагогам предъявляются новые требования, ориентированные на воспитание всесторонне развитой личности. Кроме того, новые требования предъявляются и к историческому образованию в условиях внедрения Историко-культурного стандарта и перехода на линейную структуру образования. В сложившихся условиях учителя современной школы должны стать ориентиром для своих учеников в процессе их воспитания. Подобная точка зрения была сформулирована А. Дистервегом: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». Педагог создает условия для формирования гражданской позиции школьников, что особенно ярко должно проявляться в обществоведческих курсах, таких как история и обществознание. Необходимо затрагивались патриотические чувства воспитанников, говорить о долге каждого человека перед своей страной и показывать проявление гражданской позиции человека на конкретных исторических примерах.

Педагог – это тот человек, на котором лежит ответственность за духовно-нравственное воспитание своих учащихся, ведь на уроках они познают нормы морали, социальные нормы, принятые в обществе, оценивают их. Наиболее эффективно этого можно добиться через построение взаимодействия учителя и учеников на уроке и вне его. Думаю, что по-настоящему современный учитель – это друг, готовый помочь своим учащимся ответить на возникающие у них вопросы во время учебных занятий, поддержать в решении проблем, выходящих за рамки уроков. Между учителем и учащимися должен существовать эмоциональный контакт, тогда и дети будут более открытыми, и взаимодействие станет намного более эффективным. Только при наличии эмоционального контакта с учеником преподаватель сможет достучаться до личности ребенка, оказать воздействие на его систему ценностей, на его взгляд на окружающий мир. Учащиеся тянутся в большей мере к тем учителям, которые в их представлении их лучше понимают, зачастую это молодые педагоги, не так давно пришедшие работать в школу и лучше понимающие и воспринимающие современную культуру, ценности нынешних подростков. В связи с этим можно прийти к выводу, что установление подобных дружеских отношений может вызывать проблемы в образовательном процессе, педагог рискует потерять свой статус в глазах школьников, потерять свой авторитет. Поэтому для педагога важно не перейти ту грань, за которой его ученики прекратят видеть в нем учителя. Нужно четко прочертить границы общения, которое должно сохранять формальный характер, необходимо соблюдать культуру общения, нельзя позволять высказывать неуместные мысли, реплики, но при этом должен быть установлен эмоциональный контакт.

Учитель – это человек, который оказывает воздействие на жизнь учащихся, с которыми он работает, который зачастую является для них примером для подражания, поэтому на учителе лежит огромная ответственность за судьбы своих учеников. В этой связи необходимо всегда помнить о своей роли. На мой взгляд, современный учитель – это человек, который должен любить детей, ведь учитель – это не работа, это призвание, о чем свидетельствуют слова Д.И. Менделеева: «К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность». Настоящему современному учителю необходимо действительно любить своих учеников, ведь каждому из них он отдает часть своей души, часть себя, а это невозможно осуществить без любви. Это чувство сближает педагога и учащихся, позволяет им прийти к взаимопониманию и взаимоуважению, что необходимо для формирования всесторонне развитой личности ребенка. Но самое главное, что это чувство позволяет сохранять оптимизм, находить силы для решения вновь и вновь возникающих проблем. Если учитель любит детей, он любит свою работу, она приносит ему счастье, а это в свою очередь позволяет дарить счастье детям. Именно в таких условиях, на мой взгляд, достигает успеха педагог в школе.

Таким образом, современный учитель в новой школе – это педагог, сочетающий в себе все лучшее из старых подходов к образованию и в тоже время адаптирующийся к новым образовательным условиям. Он ответственен за воспитание и развитие личности учащегося, что, на мой взгляд, делать необходимо путем взаимодействия учителя и ученика, а не навязывания правильной точки зрения. Во многом эта ответственность ложится на молодых педагогов, которые в глазах детей находятся к ним ближе, а это большая ответственность, ведь педагог воплощает в себе пример для подрастающего поколения.

Количество просмотров: 2403  

Добавить комментарий

1. Теоретические и практические предпосылки модернизации системы профориентации Новосибирска ВЫПУСК №90-91, октябрь 2020
2. Внедрение основ робототехники в школе ВЫПУСК №64, апрель 2016
3. Педагогическое мастерство ВЫПУСК №64, апрель 2016
4. Как сильно доллар разрушает мировую экономику ВЫПУСК №64, апрель 2016
5. Проблемы повышения квалификации педагогов ВЫПУСК №64, апрель 2016
6. Безработица: причины и последствия ВЫПУСК №64, апрель 2016
7. Использование образовательных ресурсов сети интернет для подготовки к ГИА ВЫПУСК №64, апрель 2016
8. Особенности изучение темы «Аппаратные шифраторы» в процессе изучения информационных технологий ВЫПУСК №64, апрель 2016
9. Риски страховых взносов в социальном страховании ВЫПУСК №64, апрель 2016
10. Государственные программы для поддержки малого бизнеса в 2016 году ВЫПУСК №64, апрель 2016
11. Новой школе – современный учитель ВЫПУСК №65, июнь 2016
12. Транспортный налог в России: достоинства и недостатки ВЫПУСК №64, апрель 2016
13. Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проектов ВЫПУСК №64, апрель 2016
14. Роль родителей в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями ВЫПУСК №64, апрель 2016
15. Значение принципа наглядности в процессе обучения информатики ВЫПУСК №64, апрель 2016
16. Кружковая деятельность как неотъемлемая часть педагогического процесса ВЫПУСК №64, апрель 2016
17. Методические аспекты организации кабинета информатики и вычислительной техники ВЫПУСК №64, апрель 2016
18. Роль учителя технологии в воспитании нравственности учащихся ВЫПУСК №64, апрель 2016
19. Система работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей ВЫПУСК №64, апрель 2016
20. Проблемы современного технологического образования ВЫПУСК №64, апрель 2016

Страницы