«Музыка страны – музыка души моей»: опыт изучения песен советских композиторов в объединении «Гитара»

 
 

Парчуков Сергей Евгеньевич,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 
 
 

Вальщикова Марина Владленовна,

методист МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

«Музыка страны – музыка души моей»: опыт изучения песен советских композиторов в объединении «Гитара»

Не зря говорил великий В.А. Сухомлинский, что «музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». Музыка – это великий инструмент формирования личности. Простые семь нот могут повести за собой на подвиг великий, могут успокоить в трудную минуту. Они могут усыпить малыша и выразить признание в любви. Мы часто не задумываемся о том, какую музыку мы слушаем, но если вдруг услышим что-то странное, то отреагирует на это, прежде всего, не наш мозг. Реагирует душа человека. Эта тонкая материя и есть отражение нашей человеческой сущности.

Я – педагог. Я – музыкант. И дети, которые приходят на мои занятия по гитаре, ждут от меня не просто чуда открытий. Они хотят быть услышанными. Ведь это, в основном, подростки. А для них важно не просто музыкальное образование. Это время поиска и познания себя. И мы вместе делаем это через музыку.

Чего хотят и что любят в музыке современные подростки. Опыт показывает, что большинство из них не могут еще определиться со своими музыкальными предпочтениями. Большинство обращает внимание на более-менее популярные мелодии. Они хотят быть в тренде! Но при этом они забывают об истоках музыкальной культуры, о традициях своего народа и своей страны. Я уверен, что здесь кроется большая проблема. Нельзя строить свое будущее, забывая или даже не зная своего прошлого.

Я пока считаю себя только начинающим педагогом. Работаю в Центре внешкольной работы «Галактика» чуть больше шести лет. Я стремлюсь не просто научить детей и подростков извлекать из гитары гаммы и играть простые или сложные аккорды. Я хочу научить их уважительно относиться к Музыке, как к части великой культуры народа.

А начинаем мы осваивать эту музыкальную культуру с простых, но важных в воспитательном плане, народных инструментальных композиций, таких как «Во поле березка стояла», «Елочка». А дальше уже идут более сложные произведения русских, советских и зарубежных авторов. Я стремлюсь показывать своим ученикам лучшие образцы мировой музыкальной культуры. И для меня очень важно, чтобы дети понимали многогранность гитарного исполнительства. Это могут быть барды, джаз-гитаристы, солисты ансамблей, просто любители-самоучки. Но всех их объединяет одно – любовь к музыке. Именно любовь, как важнейшее чувство человека, я хочу воспитать в своих учениках. Любовь к своей семье, своей Родине, уважение своей истории. И в этом мне помогает наша нестареющая классика, произведения великих композиторов и поэтов: Р. Рождественский, М. Фрадкин, А. Пахмутова. Их песни действительно содержат в себе огромную энергию любви.

Взрослеют мои ученики, уже несколько выпусков было за мою недолгую профессиональную деятельность. Я замечаю, что они, конечно, исполняют свои любимые мелодии для своих друзей, очень радуются при этом своей растущей популярности. Но вместе с тем я вижу, что не отказываются они и от выступлений на дворовых праздниках в честь ветеранов Великой Отечественной войны, где исполняют «Землянку» и «Катюшу». А на День матери дарят они своим матерям их любимые песни. Какие-то технические ошибки вполне компенсируются искренностью исполнения. Они выступают сольно и в ансамбле. И ответственность, и дисциплина в этих выступлениях тоже важны.

В последнее время наметилась определенная тенденция к тому, чтобы научиться играть на гитаре без глубокого освоения курса музыкальной грамоты и законов сольфеджио. Не берусь судить, хорошо это или плохо. Для меня это пока просто факт. Но раз есть такая образовательная потребность, необходимо сформировать для нее определенное программное обеспечение. Именно так и родилась у меня идея создания новой программы под названием «#БЕЗНОТ». Но даже в этом случае не меняется основной принцип обучения, когда мы осваиваем сначала простые народные композиции. Они рождают определенный отклик в душе у подростков, потому что эти мелодии знакомы с детства, легко ложатся на слух, просты в исполнении. А дальше… а дальше мы вместе ищем такие музыкальные произведения, которые затрагивают определенные струны души. И начинает раскрываться душа, и глаза уже сияют совсем по-другому, и уходит дрожь из пальцев. Я вижу, как растет человек, взрослеет. Станет он музыкантом или нет – это уже не очень важно. Главное, что он любит музыку, играет свои любимые песни своим друзьям и родным. А это ведь так важно, чтобы пела душа у человека в кругу родных и друзей. Значит, есть будущее у нас, оно продолжается в наших детях!

«Когда меня не станет – я буду петь голосами моих детей и голосами их детей. Нас просто меняют местами…» (Баста «Сансара»).

Количество просмотров: 5395  

Добавить комментарий

1. Танец как средство становления личности патриота и гражданина
2. Онлайн-смена «Хорошо тому, кто в своем дому (русская изба)» как эффективная форма мотивации современного ребенка к изучению традиционного быта
3. Организация совместных походов и экскурсий в объединении туристско-краеведческой направленности «Сибиряки» Центра дополнительного образования «Лад»
4. Военно-спортивная игра «Марш-бросок», посвященная Сталинградской битве
5. Графические упражнения как средство развития художественных способностей
6. Реализация проекта «Волшебный мир театра»: из опыта организации летней оздоровительной кампании
7. Использование приема «толстых» и «тонких» вопросов в изучении оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»
8. Семейные мастерские (домовые): воспитательный потенциал сотворчества детей и родителей
9. Перспективные направления развития в системе дополнительного образования
10. «Музыка страны – музыка души моей»: опыт изучения песен советских композиторов в объединении «Гитара»
11. Опыт работы хореографического коллектива «Releve» в условиях дистанционного обучения: возможности и затруднения
12. Современные подходы в реализации программ художественной направленности
13. Новые технологии в физической культуре
1. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Организация работы с родителями обучающихся младшего школьного возраста в рамках студии «Северное сияние» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Формирование мотивации обучающихся на участие в конкурсных мероприятиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Взаимодействие с родителями в рамках соревновательной деятельности в детском оздоровительно-образовательном бассейне ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формы организации работы с родителями в Школе раннего развития «Дорастем до неба» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Профориентация в дополнительном образовании: опыт организации и проведения занятия по знакомству с работой художников-витражистов ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. «Один за всех и все за одного»: из опыта социального сотрудничества с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Реализация проекта «Семейное дзюдо»: опыт успешного взаимодействия с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Творческое взаимодействие как основа доверительного отношения ребёнка, родителей и педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Духовная связь поколений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Методы и средства общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Успешная концертная деятельность детского хореографического коллектива как результат совместной работы педагога-хореографа и концертмейстера ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Создание привлекательного визуального контента для успешного онлайн-присутствия образовательного учреждения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Проектирование современного учебного занятия ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы