Блог учителя начальных классов как инструмент медиаобразования в формате урочной и внеурочной деятельности

 
 

Бусурманова Ирина Бахткалеевна,

учитель начальных классов

МОАУ «СОШ № 31» г. Орска

 

Блог учителя начальных классов как инструмент медиаобразования в формате урочной и внеурочной деятельности

Современное школьное образование адаптируется к новым условиям и типам обучения, в том числе связанным с применением мультимедийных средств и площадок. При их объективном использовании учебно-воспитательный процесс становится «живым» и привлекательным для представителей поколения Z. Разнообразие использования интернет-ресурсов помогает повысить мотивацию учеников к изучению предмета.

На примере десятилетней авторской практики рассмотрим особенности создания и функционирования учительских блогов, созданных на платформе blogger.com. Данная платформа позволяет создать учебные проекты без установки специальных программ и навыков программирования.

«Ищи меня в блоге»

С точки зрения реализации основной педагогической цели, блог является эффективным инструментом для повышения качества образования за счет внедрения дистанционных образовательных технологий и эффективного использования информационных и коммуникационных ресурсов.

На описанной выше платформе функционируют два авторских проекта: «Дневничок» (https://ifpbpf.blogspot.com/), KIDS.ru (https://moyssailiya.blogspot.com/).Они отличаются по своему функционалу и содержанию. Познакомиться с форматом и содержанием проектов, созданных на данной платформе вы можете в рамках интерактивной презентации (https://view.genial.ly/5fa1987487f1e30d1b78274e/horizontal-infographic-l...).

Блог KIDS.ru (https://moyssailiya.blogspot.com/) отражает события школьной жизни и направлен на реализацию воспитательной и информативной функции: здесь размещаются посты о различных событиях, фото- и видеоотчеты о проведенных мероприятиях, новости класса, поздравления, также представлен познавательный материал для развития детей.

Родители (законные представители) первоклассников с первого сентября были ознакомлены с функционалом, структурой и содержанием блогов. Для соблюдения принципов работы с персональными данными от родителей было получено согласие на размещение персональных данных детей и использование материалов с их участием (фото и видео).

Сервис позволяет переходить на интересные детские сайты, виртуальные экскурсии, онлайн-тренажеры, конкурсы. Часть материалов готовится с использованием новых технологий, например ресурс Диктор Mail.ru (https://dictor.mail.ru/) позволяет при помощи нейросети записывать любые ваши сообщения в новостном формате. Программа позволяет выбрать диктора, фон, монтировать готовое видео, добавлять титры, картинки, музыку.

Блогокабинет – инструмент для эффективного заочного обучения

Блог «Дневничок» является платформой для организации заочного и дистанционного обучения, которая показала свою эффективность в период пандемии. С этой целью для первоклассников были созданы блогокабинеты по изучаемым предметам «Русский язык» (https://heccrbqzpsrdyfxfkrt.blogspot.com/), «Математика» (https://vfntvfnbrfyfxfkrf.blogspot.com/), «Литературное чтение» (https://kbnthfnehyjt.blogspot.com/), «Окружающий мир» (https://jrheobqvbh.blogspot.com/), «Технология», «Изобразительное искусство» (https://irfnekrf.blogspot.com/).

Основной формат занятий – асинхронный урок. Обучающимся (родители выступают в роли тьюторов) предлагается спектр заданий по теме, в качестве заданий для закрепления полученных знаний представлена работа с видеоконтентом, игры. У родителей есть возможность в домашних условиях повторить с ребенком изученное на уроке или пройти материал самостоятельно, если ребенок находится на больничном. Асинхронное обучение дает возможность многократно входить в блогокабинет в удобное для каждого ученика время и изучать материал в удобном темпе обучения.

Блоговая игропрактика

Ежедневно в учительском блоге предлагаются рекомендуемые задания на выбор, которые подкрепляются видеоуроками, схемами, тренажерами, играми. Блог как игровая онлайн-площадка позволяет размещать контент, созданный с использованием «мозаики цифровых ресурсов», например, проект «Увлекательное путешествие с Машенькой» (https://rdtcnbuhfheccrbqzpsr.blogspot.com/). В рамках интерактивной викторины ученики расширяют свой кругозор, узнают о современных технологиях и изобретателях.

Рассматриваемый ресурс позволяет создавать веб-квесты для проведения внеурочных занятий (например, «Моя малая родина»; https://moyorsk.blogspot.com/) и расширения кругозора учеников начальной школы (например, «Чудеса света» https://gfhjdjp.blogspot.com/, «Полет в космос» https://ufufhby.blogspot.com/).

Проблемные задания c элементами ролевой игры выполняются с использованием информационных ресурсов интернета. Такой формат взаимодействия, как коллаборация, вызывает интерес не только у детей, но и родителей.

Принципы кооперации и работы в команде эффективно отрабатываются в проведении на базе блог-площадки конкурсов. Была апробирована практика проведения международных конкурсов, с широкой географией участников и привлечением независимого жюри. С 10 по 21 февраля 2020 года на блог-платформе проводился Международный сетевой литературный конкурс «Хороша зимушка-зима!» (https://cnhjbntktqjhcr.blogspot.com/), в котором участвовали ученики первых классов средней общеобразовательной школы № 31 города Орска (Россия) и Лощницкой гимназии Борисовского района (Беларусь).

Летний лагерь «онлайн»

Работа в условиях пандемии показала, что блог является оптимальной площадкой для организации и проведения онлайн-лагеря. При этом у ребенка появляется возможность, не выходя из дома, посетить не одну, а несколько смен. Тематическая программа предусмотрена для полного погружения детей в совместную деятельность, которая подразумевает выполнение интересных интерактивных заданий в разных творческих направлениях, участие в онлайн-встречах и беседах с сотрудниками библиотек, музеев, писателей. В качестве такой практики можно привести работу онлайн-лагеря «Золотой ключик» (https://pjkjnjqrk.blogspot.com/?zx=f6ca5aa4885422f1).

Таким образом, в рамках работы с блогами ученики начальной школы не только получают знания по основной программе, но и навыки работы с медиаинструментами, получения и обработки информации при помощи онлайн-сервисов. Родители вместе с детьми осваивают технологии онлайн-обучения и медиапедагогики.

Количество просмотров: 4126  

Добавить комментарий

1. Использование игрового метода для обучения студентов-журналистов основам медиабезопасности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Юридические аспекты деятельности школьных пресс-центров: соблюдение авторских прав и права на изображение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Особенности функционирования студенческого медиацентра в системе СПО: «ТПК-Медиа» Татарского педагогического колледжа ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Медиатизация истории как профессиональный и творческий путь юнкора ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Фактор семьи и «особенное» медиаобразование ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Медиапроект «Творительный падеж» как платформа для социализации и самоопределения школьников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Создание медиапространства в сельской школе как средство становления личности обучающихся ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Медиа и образование: новый подход к домашним заданиям по русскому языку и литературе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Факультативные занятия по журналистике для обучающихся специализированного учебного заведения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Лаборатория проектных решений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Фотодайвинг»: как погрузить школьников в мир фотожурналистики ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Наставничество как преодоление «кризиса мастерства» медиапедагога в системе дополнительного образования детей ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Дополненная реальность как аттракционный компонент мерченговой продукции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Школьные медиа как инструмент гражданско-патриотического воспитания: инструкция для применения начинающему руководителю пресс-центра ВЫПУСК №106, апрель 2023
17. Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика ВЫПУСК №105, февраль 2023
18. Опыт создания и использования анимационных короткометражных учебных фильмов при обучении шахматам детей дошкольного возраста (на примере сериала «Обезьянка Молли учится играть в шахматы») ВЫПУСК №105, февраль 2023
19. Телевидение стало ближе: создание детской телевизионной передачи «Волшебный ключик» на базе детского сада № 389 как средство развития и воспитания дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
20. Роль медиасредств в эффективном обучении шахматному искусству детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022

Страницы