Роль педагога-психолога в организации сотрудничества ДОУ с семьёй

 
 

Гулиева Елена Сергеевна,

педагог-психолог МКДОУ д/с № 293 г. Новосибирска

 

Роль педагога-психолога в организации сотрудничества ДОУ с семьёй

Только вместе с родителями, общими усилиями,

педагоги могут дать детям большое человеческое счастье.

В. Сухомлинский

Семья – это первая общественная ступень в жизни ребенка. Ребенок учится межличностному взаимоотношению уже с начала своего рождения, когда он находится и воспитывается в семье. Под руководством родителей приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания, умения и навыки жизни в обществе.

Поэтому роль семьи в жизни и воспитании ребенка огромна. Семья приобщает ребенка к окружающей действительности, влияя на ребенка посредством родительского слова, действия. Под влиянием взрослых формируется основа мировоззрения ребенка, формируются нравственные нормы поведения, закладывается основа социального «Я». Поэтому семья – определяет очень многое в жизни ребенка и является основной средой его обитания.

Проходя определенный этап детства, ребенок поступает в детский сад. Это событие всегда сопровождается большими изменениями как в жизни ребенка, так и родителей. Здесь все незнакомое, новое для ребенка. Более того, ребенок на этом этапе достаточно большую часть своего времени должен находиться в среде ДОУ, где неизвестная ему в отличие от семьи обстановка, незнакомые пока еще люди, отсутствие близкого человека, новый распорядок дня. Сюда входит и педагогический коллектив, и сверстники, с которыми ему приходится не только взаимодействовать, но и выстраивать гармоничные отношения для комфортного пребывания в новой среде. Тем самым в его жизнь, помимо семейной среды, добавляется среда образовательной организации, с которой ребенок должен научиться взаимодействовать.

В этом периоде ребенку становится достаточно трудно. Адаптация к новым условиям проходит легче в том случае, когда родители осознают, в какой ситуации сейчас находится ребенок. Когда родители понимают все обстоятельства и работают над адаптацией дома, проводят позитивные беседы с ребенком по поводу пребывания его в дошкольном учреждении, уделяют ребенку свое внимание, заботу, проявляют интерес к его деятельности и жизни маленького ребенка. Хорошо, если родители стараются соблюдать требования и режимные моменты дошкольного учреждения, для того чтобы ребенок чувствовал себя комфортно как в семье, так и в ДОУ. Тем самым у ребенка формируется самостоятельность, которая оказывает влияние на нормальную самооценку и уверенность в себе.

Для малыша будет намного труднее, если родители на этом этапе не станут принимать должного участия, не будут уделять ему внимание, проявлять интерес к его жизни, позитивно настраивать ребенка к среде ДОУ, своевременно не окажут помощь, тем самым сформировав негативные черты личности, закрепив нежелательное поведение ребенка к новой среде.

В настоящее время актуальной является проблема взаимодействия всех участников образовательного процесса, а именно выстраивание отношений между субъектами в форме сотрудничества. Главным образом это связано с сотрудничеством между педагогами и родителями, так как, с одной стороны, без участия родителей в ДОУ невозможно осуществлять плодотворное развитие ребенка, с другой стороны, в психолого-педагогической помощи и поддержке со стороны специалистов нуждаются сами родители. В этом случае педагог-психолог оказывает профессиональную помощь родителям и педагогам в создании взаимодействия ДОУ с семьей. Педагог-психолог изучает взаимоотношения детей и родителей, определяет, имеются ли трудности во взаимоотношениях родителей с детьми, особенности семейного воспитания. Помогает педагогам определять причины сложностей взаимодействия с семьями воспитанников.

Таким образом, педагог-психолог направляет педагогический коллектив придерживаться такого правила взаимодействия с семьей, как создание условий, способствующих эмоциональному сближению, гармонизации детско-родительских отношений, получению родителями, педагогами и детьми опыта партнерских отношений.

Планируя работу с семьей, педагогу-психологу необходимо учитывать уже имеющийся опыт общения и взаимодействия с родителями, возрастные особенности детей, а также индивидуальные особенности семей воспитанников.

Основными формами взаимодействия с родителями, как правило, являются:

– консультации;

– беседы с родителями и детьми;

– информационные уголки;

– выступления на родительских собраниях.

Взаимодействие педагога-психолога обычно начинается с ознакомительной беседы при поступлении ребенка в детский сад. В беседе выявляется отношение родителей к этому новому этапу в жизни семьи. Выявляются педагогом-психологом особенности семейного воспитания, взаимодействие между членами семьи, сотрудничество в семье, учитываются семейные традиции, а также предполагаемая степень участия в работе учреждения.

Беседа с родителями строится по принципу обратной связи, когда родителю задаются вопросы, на которые он сам должен дать логический ответ, и тем самым совместно с педагогом-психологом подойти к взаимодействию и сотрудничеству.

При выступлениях на родительских собраниях педагогом-психологом указываются возрастные особенности детей и, исходя из этого, определяется, на что нужно для данного возраста обратить внимание и тем самым выстраиваются пути взаимодействия между участниками образовательного процесса: педагогами, родителями и узкими специалистами.

Стендовая информация формируется в том числе исходя из наиболее часто интересующих вопросов, где перед родителями идет описание проблемной ситуации, материалы размещаются в непринужденной, позитивной форме, с иллюстрациями. Часто родителю задаются вопросы, на которые он сам должен дать ответ. Это делается для того, чтобы родители подумали и сделали логическое заключение и в дальнейшем коррекцию в поведении своего ребенка. После чего родителю даются рекомендации специалиста педагога-психолога.

Таким образом, перед педагогом-психологом стоит одна из главных задач – организация взаимодействия и эффективного сотрудничества всех участников образовательного процесса.

Список используемых источников:

1. Арнаутова Е. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. – 2002. – № 4. – с.10.

2. Буцева К. Психолого-педагогическое просвещение родителей. // Методист, 2006. – № 7. – с. 50.

3. Современный ребенок: семья плюс детский сад // Обруч, 2008. – № 1.– с. 3.

Количество просмотров: 6490  

Добавить комментарий

1. Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
2. Я – будущий защитник Отечества: воспитание гражданственности и патриотизма в проектной деятельности
3. Сотрудничество семьи с образовательной организацией в условиях пандемии
4. Коллективное творчество с детьми младшего дошкольного возраста
5. Использование дидактического материала и оборудования в процессе развития звукового восприятия у детей дошкольного возраста
6. Роль народного творчества в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
7. Социальная адаптация, личностная самореализация дошкольников в процессе организации волонтерских поисково-исследовательских объединений краеведческой направленности
8. Шаг за шагом в мультимир
9. Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
10. Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи
11. Роль педагога-психолога в организации сотрудничества ДОУ с семьёй
12. Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
13. Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
14. Семья и детский сад: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
15. Социальное партнерство семьи и образовательной организации
16. Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
17. Технология взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников
1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы