Полиэтнические группы в детском саду – реальность XXI века

 
 

Самойло Лилия Николаевна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 100 г. Новосибирска

 

Полиэтнические группы в детском саду – реальность XXI века

В современном российском сообществе идет тенденция к нарастанию единства граждан, актуализируется задача, связанная с формированием культурных компетенций, знаний о других народах и их традициях. Включение человека, как представителя народа, в большую общность страны отвечает национальным интересам Российского государства.

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны».

Такой мегаполис, как Новосибирск, уже давно приобрел статус многокультурного города. Год от года его культурные границы расширяются, жителями становятся представители разных национальностей и культур. Чтобы комфортно существовать в многонациональном сообществе, достойно вступать в диалог и просто жить в обстановке доверия и взаимного уважения, нужно уметь понимать и принимать инонациональное. Ведь у нас есть главное, что нас объединяет – общечеловеческие ценности.

Актуальность проблемы обусловлена наблюдающейся тенденцией к увеличению числа иноязычных детей. В МАДОУ д/с № 100 более 20 % иноязычных детей. Детский сад расположен в отдаленном районе города, микрорайон МЖК, где проживает большое количество иноязычного населения: таджики, узбеки, киргизы, казахи, азербайджанцы и др. Учитывая особенности микрорайона, вопрос социализации, взаимоотношений детей, в том числе и в условиях детского сада, стоит очень остро.

Наш педагогический опыт работы в полиэтнической группе начался с сентября 2018 года. Разные по национальности, способностям, степени владения русским языком и сформированности социальных качеств, дети, переступив порог детского сада, попали в совершенно новый для себя мир с иными нормами жизни и деятельности. С одной стороны, пространство их жизни стало шире и богаче, с другой стороны, им предстояло научиться ориентироваться в этом пространстве, жить по его правилам и режиму, говорить на не родном для себя русском языке. Дети ощущали себя психологически неуютно, напряженно, неуверенно. Были неактивны, молчаливы, не открыты для общения и взаимодействия.

Изучив реальную ситуацию, мы разработали проект «Будем дружить!», направленный на осознание родной национальной культуры через сопоставление с культурой другого народа. Наполненность пространства культурными знаками национальных традиций, семьи, Родины позволит почувствовать каждому ребенку – таджику, узбеку, армянину, киргизу, русскому, китайцу, что он вызывает неподдельный интерес, здесь его ждут, здесь живет частичка его родного дома, а его присутствие создает атмосферу радости общения, познания и удивления перед многообразием мира.

Реализация проекта проходила на базе МАДОУ д/с № 100 с сентября 2020 г. по май 2021 г. Участники проекта: родители, педагоги и дети подготовительной группы. Без родителей, как носителей национальной культуры, просто невозможно обойтись.

Цель проекта: Социокультурная адаптация детей в полиэтнической группе через взаимодействие семьи и детского сада.

Задачи:

1. Создать атмосферу психологического комфорта, заинтересованности детей друг в друге.

2. Формировать доверительные отношения детей и взрослых.

3. Воспитывать дружелюбие, открытость, уважение к собственной и чужой культуре.

4. Обеспечить психологическое сопровождение всем субъектам проектной деятельности.

В течение года проведено много различных мероприятий:

– театрализованный праздник «День матери» (с национальными танцами, в национальных костюмах);

– детско-родительские презентации «Мой национальный костюм»;

– игровая шоу-программа «Новый год в разных национальных вариантах»;

– праздник «Коляда». Символ солнца в культурах России, Армении;

– игра-викторина «Сундучок со сказками». (Сказки Китая, Таджикистана, Узбекистана, Армении, Киргизии);

– спортивно-игровой праздник с национальными состязательными играми, посвященный 23 февраля;

– Парад Победы – многонациональный праздник.

 

За время реализации проекта созданы мини-музей национального костюма, предметов культуры и быта разных народов и альбом «Национальность как визитка».

Данные, полученные из анализа диагностики результативности работы с семьями по проекту «Будем дружить!», позволяют утверждать, что все участники (100%) удовлетворены, получили массу положительных эмоций и полезной информации.

Участие в совместных мероприятиях помогло лучше понять друг друга, улучшить психологический климат в группе детского сада, сплотить детей и родителей. Каждое мероприятие расширяло знания о ценностях и традициях разных национальностей.

Родители высказали огромную благодарность организаторам проекта за создание теплой дружественной атмосферы в группе. Рады, что достойным завершением года стал многонациональный фестиваль «Пирог дружбы».

Список литературы

1. Антонова О.В. Роль детских дошкольных учреждений в социализации детей в условиях трансформации общества. – Уфа, 2006.

2. Васильченко Л.С. Мультикультурно-развивающая среда музея детского сада как условие социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста / Л.С. Васильченко // Вестник ТГПУ. – 2013. – № 9.

3. Гасанов З.Т., Матис В.И. Воспитание культуры межнационального общения. М., 2004.

4. Дьяченко Л.Ю. Формирование основ этнокультуры у старших дошкольников. – М., 2014.

Количество просмотров: 52013  

Добавить комментарий

1. Взаимодействие с семьями воспитанников в современных условиях
2. Полиэтнические группы в детском саду – реальность XXI века
3. «Кто нас защищает?»: проект краеведческой направленности в детском саду
4. Развитие связной речи дошкольников через театрально-игровую деятельность
5. С чего начинается Родина
6. Музыкальный фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста
7. Песочная мультипликация в детском саду
8. «Юные ремесленники»: художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста
9. Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста в условиях вызовов новой реальности
10. Ранняя профессиональная ориентация в педагогической деятельности педагога дошкольного учреждения
11. Портфолио группы как инструмент взаимодействия ребенок – родитель – воспитатели
12. Использование игровых технологий в математическом развитии детей дошкольного возраста
13. Развитие связной речи у младших дошкольников в различных видах деятельности
1. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Игра как средство обучения грамоте ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Технология празднования мероприятий в современном формате ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы