Языковая подготовка учащихся на основе интегрированного подхода к инженерному образованию
Сегодня перед Россией стоят глобальные задачи, связанные с интенсивной интеграцией страны в мировое экономическое пространство, повышением конкурентоспособности отечественной промышленности. Реалия такова, что страна стала испытывать дефицит в высококвалифицированных инженерах. Каждый второй работодатель испытывает дефицит рабочих кадров высокой квалификации (5-6 разряд), и почти половина (42 %) – нехватку высококвалифицированных инженеров. Такие результаты были получены по итогам опроса 500 руководителей предприятий «Кадровое самочувствие отечественной промышленности» [2].
Исходя из приоритетов государственной политики в области развития инженерного потенциала и высокой региональной и отраслевой потребностью Новосибирской области в высокопрофессиональных специалистах инженерно-технического профиля, было принято решение о реализации курса развивающих занятий «Технический английский» для инженерных классов МАОУ СОШ № 213 «Открытие».
Особую актуальность курс технического английского приобретает в связи с логикой развития конкурсного и соревновательного движения: обучающиеся МАОУ СОШ № 213 «Открытие» регулярно принимают участие в конкурсах и соревнованиях инженерной направленности, в перечень заданий которых входит подготовка презентационного видео о себе и о выполненном проекте, разработка технической документации проектов, инженерных книг, в том числе с аннотацией на английском языке.
Новизна данной программы состоит в применении новой образовательной формы для реализации принципа метапредметности в обучении английскому языку учащихся определенной возрастной категории, а именно в его практическом применении в области робототехники. Обучение конструированию, программированию, проектной деятельности идет параллельно с изучением английского языка и развитием творческих способностей. Собирая устройства и простые механизмы, ребята знакомятся с новой лексикой, названиями деталей конструктора «LegoMindstorms», действиями. Кроме того, модульная подача материала с его дроблением на теорию и практику положительно сказывается на результативности освоения курса.
Курс направлен на формирование иноязычной компетенции обучаемых, формировании межкультурных, когнитивных метапредметных и общеучебных умений, направленных на профориентационную деятельность и знакомство обучающихся с инженерными профессиями и связанными с ними трудовыми обязанностями.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система (занятие) с применением дистанционных технологий.
Для решения поставленных задач применяются следующие педагогические технологии [1]:
Игровые технологии (ролевые, деловые и пр.), роль которых особенно важна в коммуникативной методике, имитируют реальную деятельность, в т. ч. производственную и социальную, помогают вписать учебный процесс в контекст реальной жизни.
Технология КСО (коллективный способ обучения) предполагает обучение в динамических парах/мини-группах, когда «каждый учит другого». Групповые технологии обеспечивают активность учебного процесса и высокий уровень усвоения содержания и организуют работу следующим образом: каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. В группы объединяются учащиеся разного уровня обученности, информированности по данной теме, совместимости.
Компьютерные технологии связаны с использованием педагогических программных средств (обучающие, контролирующие программы); с использованием возможностей интернет-обучения и демонстрационного комплекса «компьютер – проекционное устройство» на уроках изучения нового материала и закрепления пройденного.
Технология уровневой дифференциации предполагает обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
Технология смешанного обучения – сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, а именно применение модели «Смена рабочих мест».
Кроме того, в рамках курса «Технический английский» предусмотрены экскурсии на производство, где учащиеся знакомятся не только с лексической стороной технического английского, но и улучшают свои знания в различных областях профессии.
Лексическая сторона речи изучаемого курса включает в себя, такие темы, как:
– описание характеристик различных предметов (ширина, длина, высота и т.д.);
– описание местонахождения различных предметов. Время. Решение проблем;
– описание функций различных предметов. Статистика;
– написание деловых писем и e-mail, заполнение резюме;
– описание различных дефектов и их возможных причин;
– описание проблем, связанных с техническим обслуживанием;
– техника безопасности. Правила безопасности. Несчастные случаи на производстве;
– основные этапы планирования проекта;
– описание типичных неисправностей, а также способов их исправления;
– логистика. Поставка товаров, функционирование сферы обращения товара, управление товарными запасами;
– новые изобретения. Роботы;
– мониторинг. Описание системы отслеживания/слежения;
– описание технического устройства и происходящих с ним процессов;
– правила и инструкции;
– предупредительные сигналы;
– техническая документация и правила ее составления;
– выявление проблемы, составление жалоб.
Благодаря знаниям, полученным при изучении курса «Технический английский», учащиеся принимают участие в инженерных конкурсах и чемпионатах, таких как «Worldskills juniors», «Робофест», «RoboCup», где требуются знания не только в области робототехники, но и знания технического английского, т.к. учащиеся представляют инженерные технические книги к роботам на английском языке.
С каждым годом повышается уровень результативности участия учащихся в научно-практических конференциях по английскому языку, наблюдается положительная динамика в плане охвата обучающихся участием в инженерных соревнованиях различного уровня, включая региональный и всероссийский. Учащиеся демонстрируют свои достижения не только в области технических специальностей, но и показывают уровень владения специальной лексикой и терминологией, навыками и умениями читать специальную литературу, говорить и писать по темам и проблемам избранной специальности, что делает процесс обучения более интересным и продуктивным.
Библиографический список
1. Мезенцева О.И. Современные педагогические технологии: учебное пособие. Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018.
2. Центр мониторинга развития промышленности [Электронный ресурс]: Половина Российских предприятий страдает от дефицита квалифицированных рабочих и инженеров. Город: Москва, 2017. URL: http://cmrp.ru/news/view/113.
Количество просмотров: 1436 |
Добавить комментарий