Формирование здорового образа жизни учащихся и дошкольников через реализацию программы «Разговор о правильном питании»

 
 

Воронина Ольга Владимировна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории,

заместитель директора МБОУ СОШ № 96

с углублённым изучением английского языка г. Новосибирска,

руководитель ГМО ответственных за формирование культуры здорового питания,

старший преподаватель ФГБОУ ВО «НГПУ»,

Почетный работник общего образования Российской Федерации

 

Формирование здорового образа жизни учащихся и дошкольников через реализацию программы «Разговор о правильном питании»

Программа «Разговор о правильном питании» реализуется в образовательных организациях Новосибирской области (школах, детских садах) с 1999 года, позволяет формировать у обучающихся полезные привычки и побуждает их заботиться о своем здоровье.

Активно используются педагогами и воспитателями все три содержательных модуля здоровьесберегающей и здоровьеформирующей программы:

– «Разговор о здоровье и правильном питании» – для детей 6–8 лет.

– «Две недели в лагере здоровья» – для детей 9–11 лет.

– «Формула правильного питания» – для подростков 12–13 лет.

Широко применяются ресурсы программы: учебно-методический комплект, состоящий из рабочих тетрадей, методических пособий для педагога, лифлетов для родителей, плакатов.

Сайт «Разговор о правильном питании» (www.prav-pit.ru), онлайн-игры, электронный конструктор, обучающие видеоуроки, презентации занятий и материалы методической библиотеки оказывают неоценимую помощь при проведении занятий.

Программа внедряется в образовательное пространство области под руководством специалистов кафедры охраны здоровья, основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры и спорта ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО.

За время работы по программе «Разговор о правильном питании» в области накоплен богатый опыт по реализации интересных педагогических практик, связанных с формированием основ культуры здоровья у детей.

Педагогические работники региона в период с 2007 по 2020 гг. десять раз становились победителями и призерами Всероссийского конкурса методик реализации программы «Разговор о правильном питании», участниками Международной конференции «Воспитываем здоровое поколение» в Москве:

2020 г. – III место (конкурс методик) Самойлова Наталья Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 96 г. Новосибирска;

2019 г. – I место (конкурс стендовых докладов) Усольцева Любовь Васильевна, Леонова Татьяна Владимировна, воспитатели МКДОУ № 1 «Ручеек» г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области;

2018 г. – I место (конкурс стендовых докладов) Моисеева Мария Валерьевна, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида «Теремок» г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области;

2017 г. – III место (конкурс методик) Страшко Лина Александровна, Фоменко Полина Даниловна, воспитатели МКДОУ Краснозерский детский сад № 4, Краснозерский район Новосибирской области;

2016 г. – II место (конкурс методик) Иванова Ирина Александровна, учитель английского языка МБОУ СОШ № 96 г. Новосибирска;

2012 г. – III место (конкурс методик) Федина Людмила Михайловна, учитель начальных классов МБОУ города Новосибирска «Лицей № 113»;

2010 г. – III место (конкурс методик) Трубачева Анна Вадимовна, учитель начальных классов МКОУ «Емельяновская ООШ» Мошковского района Новосибирской области;

2009 г., 2007 г. – I место (конкурс методик, приз зрительских симпатий) Воронина Ольга Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 96 г. Новосибирска;

2008 г. – I место (конкурс методик) Букреева Наталья Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 96 г. Новосибирска.

Огромный интерес к занятиям по программе за двадцать два года ее реализации в Новосибирской области стал возможным именно благодаря идеям, интересным образовательно-игровым форматам, которые привнесли участники конкурса методик.

Варианты реализации программы в образовательных учреждениях региона различны: внеклассная работа, факультативные занятия, интеграция тем курса в предметы, введение элементов народной культуры.

Так, педагогом МБОУ СОШ № 96 города Новосибирска совместно с детьми и родителями был создан интерактивный сайт «Путешествие на кухню», где учитель и школьники представляют свои материалы по истории и современности кухонного быта русского народа в процессе прохождения тем программы «Разговор о правильном питании».

Сайт знакомит учащихся, родителей, учителей с особенностями кухонного быта русского народа в прошлом и настоящем. Небольшие экскурсии по кухням прошлого и настоящего применяются на уроках окружающего мира и во внеклассных мероприятиях.

Сайт воспроизводится веб-браузером, содержит текст, статическую и анимационную графику, элементы пользовательского интерфейса, Flash анимацию. Его использование временно возможно со съёмных носителей. В будущем планируется опубликовать материалы для всеобщего использования.

На первой странице ребята знакомятся с домовенком Кузей, который рассказывает много нового и интересного о кухне от древних времён до наших дней.

В галерее опубликована подборка фотографий по разделам «Крестьянская изба», «Боярский терем», «Современная кухня», «Детские рисунки». В разделах размещены фотографии крестьянских изб и их интерьера (красный угол, печной угол, русская печь), а также изображения печных принадлежностей и крестьянской посуды. Можно увидеть фотографии поварен, трапезных, царских и боярских палат, посуды царской и боярской. Полюбоваться изображениями интерьеров современной кухни, печей, приборов и инструментов, которые экономят время хозяек.

В кинозале опубликованы музыкальные мультфильмы «Разговор у русской печки», «Пир на весь мир», из которых можно узнать о жизни предметов крестьянского быта, о том, как выглядел пир у русского царя. Озвучивали и рисовали героев мультфильмов дети.

На странице «Интерактивные материалы» размещены игры «Кухонная викторина» (командный вариант) и «Кухонная викторина» (индивидуальный вариант) с описанием, десять вариантов различных тестов.

В разделе «Сценарии» размещены разработки различных внеклассных занятий по программе, презентации. На странице «Рецепты» опубликованы порядок приготовления и ингредиенты блюд крестьянской, боярской и современной кухонь.

В разделе «Источники» опубликована использованная литература, ссылки, есть информация об авторах сайта.

Интересен опыт реализации профильных смен по программе «Разговор о правильном питании» в МБОУ СОШ № 96: «Здоровые люди», «Азбука здорового питания», «Безопасность – залог здоровья», «Кулинарные открытия» и многих других.

Смены проходят в каникулярное время и во второй половине дня в течение всего года, повторяются из года в год и не являются единичными, различаются содержанием образовательной и развивающей деятельности (в зависимости от тем программы). Профильные приоритеты во многом определяют содержание всех проводимых мероприятий.

Профильные смены по темам программы являются одним из эффективнейших средств формирования коммуникативных навыков их участников, в том числе:

– сотрудничества (умения коллективного планирования, взаимодействия с другими людьми, взаимопомощи, умения находить и исправлять ошибки в работе других);

– коммуникации (организация и взаимодействие: формулировка вопросов, ведение диалога, участие в дискуссии, отстаивание своей точки зрения или поиск компромисса);

– презентации (навык выступления, монолога, умение уверенно держать себя, отвечать на неожиданные вопросы без дополнительной подготовки и т.п.).

Одной из задач программы является формирование у обучающихся интереса к народным традициям людей разных национальностей, расширение знаний об истории и традициях своего народа. Это формирует у детей представление о правильном, здоровом, сбалансированном питании и его культуре.

Поэтому опыт работы еще одного педагога школы № 96 через проведение занятий в форме «Международного кафе» чрезвычайно интересен. Ведь в классах обучаются дети разных национальностей, именно такие занятия помогают изучить обычаи, традиции и культуру питания людей разных наций, сформировать уважение и интерес к истории своего народа, культуре и истории других людей.

Программа «Разговор о правильном питании» (часть 1) широко используется в детских садах Новосибирской области. Занятия проводятся в подготовительных группах в течение года один-два раза в неделю. Реализация тем происходит не только в режимных моментах (длительность занятия 30 минут), но и в совместной и свободной деятельности с детьми на протяжении всего дня.

Опыт работы детских садов области богат. Воспитанники детских садов не умеют читать, поэтому используются различные формы проведения занятий и работы с тетрадями на печатной основе в соответствии с возрастом и особенностями детей. ФГОС дошкольного образования подразумевает «человека играющего», поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольников. Именно поэтому игровые методы – основа организации обучения по программе «Разговор о правильном питании».

«К правильному питанию через детскую литературу» нас приглашает воспитатель детского сада «Теремок» Болотнинского района города Болотное Новосибирской области. Использование сказок, стихов, рассказов, малых фольклорных форм при работе по программе «Разговор о правильном питании» даёт возможность в наиболее интересной и доступной форме донести до ребенка необходимую информацию, ведь слушая нужное произведение, дошкольник автоматически идентифицирует себя с главным героем и, проживая в своем воображении сюжет, учится на ошибках персонажа, словно на своих собственных.

Важным условием выбора произведения является его содержание, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность и отображение сути изучаемой темы. Чтение литературных произведений производится, как правило, воспитателем или хорошо читающими воспитанниками.

Итогом реализации каждой темы программы «Разговор о правильном питании» является продукт, созданный в совместной творческой деятельности с детьми и их родителями: книжки-малышки «Сказки на новый лад», альбом «Загадки в картинках о полезных продуктах», «Правила поведения за столом» в стихах, альбом частушек «Ух, уж эта каша», дидактическая игра «Варись, варись, кашка», альбом «Кулинарные секреты», буклет «Хлеб на столе», книга «Секреты выпечки», книга «Рецепты здорового питания», лото «Мы ходили в магазин», викторина для родителей «Знатоки правильного питания», квест (игра–путешествие) «Здоровое и вкусное питание», пальчиковый театр «Сказочные фрукты, овощи и ягоды».

Семейный клуб «Домашний очаг. Традиции здорового питания из поколения в поколение» был организован в МКДОУ № 1 «Ручеек» города Барабинска Новосибирской области.

Занятия в рамках семейного клуба проходят два раза в месяц с родителями воспитанников подготовительной группы (6-7 лет), продолжительностью 60 минут. Занятия – прекрасная возможность для обогащения знаний родителей о значении полноценного питания для детского организма, общения и обмена опытом по здоровому питанию между законными представителями воспитанников.

Игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте, поэтому воспитателями Краснозерского сада № 4 была поставлена цель: формирование у дошкольников устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, адекватных представлений о рациональном питании через игровую деятельность.

Специалистами сформирована система игр по всем темам программы «Разговор о правильном питании», оформлен сборник «Весёлые игры о правильном питании в ДОУ».

В рамках IV Международной конференции в Москве воспитатели показали мастер-класс по применению дидактических игр по программе «Разговор о правильном питании» в детском саду, доказали, что сюжетно-ролевые игры:

– формируют у дошкольников знания о правилах рационального питания и их роли в сохранении и укрепления здоровья;

– позволяют освоить практические навыки рационального питания;

– способствуют развитию творческих способностей и кругозора детей, их интереса к познавательной деятельности;

– позволяют создать предметно–пространственную среду в ДОУ по организации рационального питания дошкольников.

У программы «Разговор о правильном питании» в Новосибирской области большое будущее, так как она позволяет решить ряд важных задач:

Развивать представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировать готовность заботиться и укреплять собственное здоровье.

Расширять знания школьников и воспитанников о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формировать готовность соблюдать эти правила.

Развивать представления о правилах этикета, связанных с питанием.

Пробуждать у детей интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, формировать чувства уважения к культуре своего народа и традициям других.

Развивать творческие способности, коммуникативные навыки, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем.

Просвещать родителей в вопросах организации правильного питания детей.

Список литературы

1. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. «Разговор о здоровье и правильном питании». Рабочая тетрадь. – М.: «Nestle», 2019. – 55 с.

2. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. «Две недели в лагере здоровья». Рабочая тетрадь. – М.: «Nestle», 2019. – 55 с.

3. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. «Формула правильного питания». Рабочая тетрадь. – М.: «Nestle», 2014. – 64 с.

4. Воронина О.В. Реализация здоровьсберегающих программ в школе № 96 г. Новосибирска // Современные проблемы психолого-педагогического сопровождения детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Новосибирск, 12-13 апреля 2017 г.) / под ред. Г.С. Чесноковой, Е.В. Ушаковой, И.А. Федорченко; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. – 237 с.

5. Воронина О.В. Развитие культуры здорового образа жизни школьников и воспитанников детских садов через реализацию программы «Разговор о правильном питании» // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы VIII Международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 18-19 февраля 2021 г.) / под ред. Г.С. Чесноковой, Е.В. Ушаковой; Министерство просвещения Российской Федерации, Новосибирский государственный педагогический университет. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2021. – 149 с.

Количество просмотров: 3425  

Комментарии

Ольга Владимировна, спасибо за статью.

Страницы

Добавить комментарий

1. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
3. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы