Подвижные игры как средство физического развития школьников с нарушениями слуха

 
 

Горькавая Любовь Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Подвижные игры как средство физического развития школьников с нарушениями слуха

Поражение функции слухового анализатора приводит к задержке в речевом развитии. И, как следствие, происходит нарушение взаимосвязи людей с окружающим миром, а это приводит к уменьшению объема получаемой информации, что, в свою очередь, сказывается на развитии всех познавательных процессов и тем самым влияет на процесс овладения двигательными навыками.

Отсутствие слуховых ощущений влияет как на функции вестибулярного аппарата, так и на функции анализатора, который определяет двигательные особенности людей с нарушениями слуха. Дети с нарушениями слуха отличаются от своих слышащих сверстников недостаточной подвижностью, нарушениями двигательной деятельности.

Подвижная игра является одним из важных средств физического развития детей младшего школьного возраста. Именно в эти годы ребёнок проявляет большую склонность к разнообразным подвижным играм. А. М. Горький отмечал в своих педагогических высказываниях: «Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой».

Увлекательные подвижные игры приобретают особую роль в решении задач не только физического, но и всестороннего развития детей. В процессе игры ребёнок испытывает свои силы и способности, знакомится с элементарными правилами взаимоотношений в коллективе, познаёт окружающую действительность, находит в играх отображение многих картин жизни общества и природы.

Одна из особенностей подвижных игр – это роль движений: бега, прыжков, передачи и ловли мяча и др. Эти двигательные действия мотивированы её сюжетом. Все эти двигательные действия направлены на преодоление определенных трудностей, различных препятствий, которые встречаются на пути к достижению цели игры.

Исходя из опыта своей работы, считаю применение подвижных игр во внеурочной деятельности у детей с нарушениями слуха наиболее рациональной и эффективной формой воздействия на организм. К их достоинствам можно отнести:

1. Повышение физической нагрузки.

После учебного дня подвижные игры являются одним из главных средств активного отдыха детей. Для борьбы с гипокинезией у детей с нарушениями слуха необходимо стимулировать двигательную активность введением в игру эстафет, элементов соревнования, путём привлечения образов сказочных героев, образов животных, птиц, рыб, чтобы они отражали близкую и понятную ребёнку действительность, развивая образное мышление. К таким играм можно отнести: «Охотники и утки», «Рыбаки и рыбки», «Совушка», «Второй лишний», «День и ночь», «Догонялки».

 

2. Укрепление организма.

При проведении подвижных игр дети получают физическую нагрузку, что в свою очередь ведёт к укреплению здоровья. Тренируются дыхательная и сердечно-сосудистая системы, нервно-мышечный аппарат, улучшается активность биохимических процессов, возрастает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям, формируется правильная осанка и повышается жизненный тонус.

Проведение подвижных игр на свежем воздухе во время прогулок благоприятно сказывается на организме ребёнка. Так, в весенне-осенний период, гуляя на солнце, дети получают запас витамина Д, а зимой хороший закаливающий эффект. Во время прогулок на свежем воздухе дети играют в такие игры, как «Салки», «Колокольчик стоп», «Прятки», «Мяч соседу», «Пустое место», «Классики», «Метко в цель», дружно лепят снеговиков, играют в снежки, катаются с горок.

3. Развитие физических качеств.

Подвижные игры положительно влияют на развитие физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, координации движений, равновесия, скоростно-силовых качеств. Учитывая возрастные особенности детей, нужно помнить, что в 1-2 классах предпочтение отдаётся сюжетно-ролевым играм, потому что у маленьких детей хорошо развито воображение, они легко вживаются в роль. Игра захватывает ребёнка, и движения усваиваются сами собой, без особых усилий. Примером сюжетно-ролевых игр могут быть: «Невод», «Удочка», «Замри», «Кот и мыши», «Заяц без логова», «Фанты», «Светофор».

Прогулки по пересеченной местности также являются возможностью развить ловкость. Спуски и подъемы – все это помогает ребенку повысить координацию и ловкость.

В 3-4 классах чаще используются игры соревновательного характера, в которых участники делятся на группы, команды, стремящиеся достичь лучших результатов, победить. Это такие игры, как «Ловишки», «Воробьи и вороны», «Футбол», «Кто дальше», различные эстафеты. В этих играх имеются ярко выраженные стремления играющих к победе, создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, в игре «Ловишка» нужно увернуться от водящего, а для этого необходимо проявить ловкость; спасаясь, бежать быстрее. Дети, увлекаясь игрой, выполняют с большим интересом неоднократно повторяющиеся движения и при этом не замечают усталости. И все это способствует развитию выносливости.

4. Развитие умственных и психических способностей детей.

Подвижные игры являются одним из средств развития умственных и психических способностей школьников с нарушениями слуха. При проведении подвижных игр у детей формируются количественные и качественные характеристики возрастной динамики мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация.

Неоценимый вклад подвижные игры вносят в воспитание личности ребёнка, формируя психологические и нравственные его стороны. Игры развивают и укрепляют у детей дружбу, воспитывают их в духе взаимной помощи и поддержки. Сознательное подчинение правилам организует и дисциплинирует детей, воспитывает в них правдивость, чувство долга и ответственности за совершаемые поступки.

Таким образом, важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем. И, как следствие, подвижные игры, больше, чем другие формы физического воспитания, адекватны потребностям организма в движении. Кроме того, подвижные игры создают благоприятные условия для приобщения детей с ОВЗ к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, что является важнейшим фактором развития физического здоровья школьников с нарушениями слуха.

Литература

1. Андрианова О.П. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. О.П. Андрианова / Евразийский научный журнал. 2016. № 4.

2. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. Учебное пособие для институтов физической культуры. М., 1982.

3. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры к спорту. М., 1985.

4. Петрусинский В.В., Розанова Е.Г. Развитие и воспитание в играх. М., 2010.

5. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М., 1994.

Количество просмотров: 4039  

Добавить комментарий

1. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы