Имитационная игра «Профсити»
1.1. Тема воспитательного события и обоснование его выбора
Тема воспитательного события: Имитационная игра «Профсити».
Подростковый возраст — это время профессионального самоопределения будущих выпускников. В соответствии с ФГОС каждый выпускник способен ориентироваться в мире профессий и своих профессиональных предпочтений, совершать осознанный выбор профильного обучения и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, исходя из своих возможностей и способностей.
Одной из задач образовательной организации и классного руководителя в том числе – оказывать помощь и поддержку, помочь обучающемуся профессионально самоопределиться через включение и участие его в профориентационные мероприятия и события. Одним из таких событий может быть имитационная игра «Профсити».
1.2. Целевая аудитория (с указанием возраста/класса)
Обучающиеся 13–15 лет, 8 класс.
1.3. Роль и место воспитательного события в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
На уровне основного общего образования профориентационное направление является обязательным направлением в воспитательной системе классного руководителя, в соответствии с рабочей программой воспитания МБОУ ЭКЛ. Реализация данного модуля должна осуществляться на разных ступенях образования и включает в себя деятельность по следующим направлениям:
– профессиональное просвещение и профинформирование;
– профконсультирование;
– профессиональные пробы или профподбор;
– социально-профессиональная адаптация.
В рамках первых трех направлений в классе на регулярной основе при поддержке родительской общественности и администрации лицея проводятся беседы, встречи с выпускниками и интересными людьми, мастер-классы, квизы, экскурсии на различные ведущие предприятия региона (профессиональное просвещение и профинформирование). Кроме этого, ребята принимали и принимают участие в федеральном проекте «Билет в будущее». При выполнении профориентационного тестирования в рамках данного проекта, они получили рекомендации и советы специалистов о том, в какой профессиональной области деятельности они могут быть более успешными (профконсультирование).
В рамках фестиваля профессий «Билет в будущее» в лицее был проведен «Урок профессионализма». На площадках фестиваля ребята приняли участие в «быстрых профпробах» (Try-а – SkiII) по различным компетенциям, посетили мастер-классы от чемпионов Worldskills.
В этом учебном году, в рамках взаимодействия с различными учреждениями СПО и ВУЗов, организуются встречи с их представителями и посещение самих учреждений, из которых ребята узнают не только о вступительных испытаниях, но и о новых востребованных специальностях. Одной из форм, позволяющих оценить свои способности, узнать о новых специальностях и примерить их на себя является имитационная игра «Профсити». Все перечисленные выше и реализуемые активности направлены на профессиональное самоопределение обучающихся.
1.4. Цель, задачи и планируемые результаты
Цель: формирование ценностного отношения к выбору профессии посредством имитационной игры.
Задачи:
– создать игровую тренинговую среду (вымышленный город Профсити) для включения подростков в ситуацию принятия самостоятельного решения;
– развивать коммуникативные навыки и навыки группового взаимодействия;
– воспитывать интерес и ответственное отношение к выбору профессии;
– способствовать формированию актуального для подростков «информационного поля» при выборе профессии;
– обучение анализу результатов собственной деятельности.
Планируемые результаты:
– формирование интереса у обучающихся к процессу выбора профессии;
– проявление эмоционального отношения к воспитательно-познавательной деятельности;
– формирование умения высказывать свое отношение к материалу воспитательного события; доброжелательное и отзывчивое отношение между участниками мероприятия;
– активное погружение участников игры в тему;
– планирование участниками игры своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
– организация самоконтроля выполнения задания;
– осуществление сотрудничества со сверстниками и педагогом;
– расширение кругозора.
1.5. Форма проведения воспитательного события и обоснование ее выбора.
Форма данного воспитательного события - имитационная игра.
Данная форма воспитательного события была выбрана неслучайно. Основное средство такой игры — это исполнение роли в имитационной модели конкретной ситуации, что полностью соответствует авторской идее. В процессе прохождения данной игры осуществляется обучение всех ее участников в вымышленном пространстве, что позитивно отражается на повышении мотивации обучающихся в образовательном процессе, развитии их стремления к познанию самих себя и окружающего их мира.
Имитационная игра включает в свой состав элементы, принципы, конструкции, технологии, которые характеризуют направление поведения обучающихся, их взаимоотношения и взаимодействия. Именно имитационная игра способствует самораскрытию личности обучающегося, его самоутверждению, самосовершенствованию своих навыков и умений, что особенно важно в период взросления подростков. Имитационная игра также способствует формированию адаптационных навыков к социальным процессам, будущей профессиональной деятельности, на что и направлена игра «Профсити»
1.6. Педагогическая технология, методы, приемы для достижения планируемых результатов
В ходе проведения данного воспитательного события были использованы: кейс-технология, энергосберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии; применено игровое взаимодействие на основе педагогики сотрудничества; форсайт-технологии (Тетерский С.В.)
В качестве приемов, используемых для достижения результатов, были использованы: дискуссия, игровая ситуация.
Применяемый нами в ходе события групповой метод также позволяет каждому участнику актуализировать его профессиональные предпочтения, выбрать для себя роль, которая наиболее близка ему, соответствует его нравственным ценностям и социальным установкам.
1.7. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения.
- Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).
- Бейджи.
- Флеш-карточки «Профессии».
- Бланк для работы аналитика.
- Папки с информационным блоком о профессиях по каждой сфере деятельности.
- Листы бумаги, маркеры.
Основная часть
2.1. Описание подготовки к проведению воспитательного события.
Воспитательное событие «Профсити» разработано в соответствии с планом классного руководителя в рамках инвариантного модуля «Профориентация» Программы воспитания МБОУ ЭКЛ на 2021–22 учебный год.
Первым этапом подготовки к данному мероприятию обучающиеся приняли участие в интерактивной игре «Земля 2:0», во время которой было создано государство на новой планете.
Вторым этапом было знакомство обучающихся с различными видами профессий с помощью разнообразной литературы, а также интернет-ресурсов «Атлас новых профессий» (https://atlas100.ru/catalog/), «Шоу профессий» (https://шоупрофессий.рф) и «Проектория» (https://proektoria.online/lessons).
2.2. Описание самого воспитательного события (сценарий, конспект, технологическая карта, описание творческих заданий и т.д.)
Легенда игры:
Участники игры являются жителями города Профсити, и именно от них будет зависеть насколько успешно будет он развиваться, насколько справедливыми будут его законы и счастливы будут жители.
Игровые роли:
Четыре команды, каждая из которых является представителем одной четырех сфер общества: социальной, духовной, экономической и политической.
В состав каждой команды входят:
- Тим-лид (Team-leader).
- Аналитик.
- PR-менеджер.
- Тайм-менеджер.
Сценарий игры:
На входе в аудиторию обучающихся встречает классный руководитель, который приветствует их и предлагает каждому участнику события вытянуть карту с символическим изображением (понятием) одной из сфер общественной жизни. (Приложение 1)
На данном этапе обучающиеся занимают любое свободное место за одним из столов.
Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в будущее. Давайте представим ситуацию: в будущем человечество столкнулось с неразрешимой проблемой нехватки ресурсов и перенаселения планеты. Технологии будущего позволили обнаружить новую планету, пригодную для жизни человечества, которая получила название Земля 2.0. На эту планету была направлена команда экспертов, которая смогла создать новую цивилизацию. В каждом государстве были определены ключевые социальные институты в рамках 4 сфер общества: социальной, экономической, политической и духовной. Пришло время для заселения данной планеты. Вам было направлено обращение от создателей новой цивилизации.
Внимание на экран! (демонстрируется видеоролик)
Звучит голос искусственного интеллекта:
«В 2040 г человечество столкнулось с проблемой перенаселения и нехватки ресурсов. Благодаря современным технологиям искусственный интеллект определил новую планету, пригодную для жизни. Опытная команда специалистов смогла освоить планету Земля 2–0 и построить первое государство. Однако, со временем жители планеты столкнулись с новой проблемой. Новое государство требовало обновления рынка труда. Центром формирования наиболее важных и эффективных профессий стал город Профсити.
Вы команда специалистов, которым предстоит определить какие профессии необходимы для полноценного функционирования каждой сферы общества.
Ваша задача – сформировать новый рынок труда, который позволит городу Профсити стать конкурентоспособным и многофункциональным, а его жителей будет отличать активная гражданская позиция, уважительное отношение к национальному достоинству людей, их чувствам и религиозным убеждениям, бережное отношение к культурным и семейным традициям, к родной земле, приверженность к здоровому образу жизни. От вашего выбора будет зависеть судьба всего человечества.
Учитель: Уважаемые эксперты! Вам необходимо распределиться по командам в соответствии со сферой, изображенной на вашей карточке. Каждый символ определяет только одну сферу общественной жизни.
(После этого ребята должны определить к какой сфере общества относится символ на их карточке и пересесть за соответствующий стол, на котором установлен опознавательный знак данной сферы.).
Учитель: Для более эффективной и плодотворной работы вам необходимо выбрать роль в команде. Выбирая ту или иную роль, обратите внимание на функции каждого эксперта, а также соотнесите его навыки и личностные качества с собственными.
Тим-лид (Team-leader) – лидер команды.
Аналитик – человек, который может проанализировать ситуацию, подвести итоги. Обладает математическим мышлением.
PR-менеджер – человек, который может создать рекламу товару и умеет взаимодействовать со всеми участниками игры.
Тайм-менеджер – человек, который умеет контролировать и грамотно распределять время.
На определение роли и обсуждения в группе у вас 1 мин. Время пошло.
На экране – таймер, карточки с обозначением ролей расположены на столе. (Приложение 2)
Учитель:
Команды созданы, эксперты определены. Переходим к самой важной части вашей миссии. На ваших столах расположены папки с надписью «Секретно». Прошу вскрыть данные папки.
В содержимое каждой папки входит: карточки с профессиями, материалы с описанием каждой профессии, задание для группы и таблица для заполнения. (Приложение 3)
(Участники игры рассматривают содержимое секретных папок)
Учитель: Каждая команда должна определить Топ-5 традиционных профессий и Топ-3 профессий будущего. Для этого вам необходимо проанализировать, обсудить и общим голосованием определить рейтинг профессий в вашей сфере общества. Обратите внимание, что в таблице есть несколько столбцов. На данном этапе вы заполняете столбец «Выбор вашей команды».
На выполнение задания у вас есть 5 минут. Время пошло! (Таймер).
Учитель: Поздравляю! Вы проделали большую работу для определения наиболее востребованных профессий в каждой сфере общества. Но для утверждения рынка труда нового государства вам необходимо единогласное мнение всех экспертов. По сигналу пиар-менеджер каждой команды будет переходить по часовой стрелке в следующую команду и презентовать свой выбор профессий. Тайм-менеджер продолжает следит за временем. По итогам презентации новая команда должна определить единогласным решением 3 традиционные профессии и 1 профессию будущего, которые, по их мнению, сформируют конкурентоспособное, могущественное, экономически стабильное и социально благополучное государство. Пиар-менеджер заполняет столбцы соответствующей группы.
На презентацию в каждой группе дается 1.5 минуты. Время пошло!
(Таймер: 1.5 минуты * 3 раза).
Учитель: После презентации в 3-х группах пиар менеджер передает данные аналитику своей команды, который анализирует и составляет рейтинг профессий, опираясь на мнение 4-х групп.
На выполнение этого задания у вас есть 1 минута. (Таймер)
Учитель: Пришло время заполнить рынок труда. Тим-лид (Team-leader) представляет итоги работы своей команды на карте города Профсити. (Приложение 4)
Пиар-менеджер аргументирует выбор данных профессий.
(Участники каждой экспертной группы представляют итоги своей работы всем участникам игры «Профсити»).
Учитель: Замечательно! Я вижу, что вы поработали очень продуктивно, но оценили ли ваш труд создатели новой планеты? Внимание на экран!
(Демонстрируется видеоролик)
Искусственный интеллект: «Уважаемые эксперты! Совместными усилиями вам удалось сформировать рынок труда, который станет крепкой основой современного общества. Вам удалось разработать стратегию, в которой искусно сочетаются традиционные профессии и профессии будущего! Впереди вас ждет много новых свершений! Благодарю за работу!»
Учитель: Ребята, вот и настало время подвести итоги, и я попрошу оценить, насколько наше общение сегодня было полезно для Вас. Перед Вами лестница, и сейчас каждому из вас предоставляется возможность занять соответствующую ступень:
– Если сегодняшняя игра помогла Вам определить область/сферу Ваших профессиональных предпочтений, то займите ступеньку с изображением знака выполненного дела.
– Ступень с восклицательным знаком я предлагаю занять тем, кого заинтересовала определенная профессия или сфера деятельности, но остались некоторые сомнения.
– На ступень с изображением вопросительного знака я приглашаю тех, для кого вопрос профессионального самоопределения остается открытым.
(Участники игры занимают выбранные ими ступени.)
Учитель: Я благодарю вас за ваши ответы и совместную работу! Надеюсь, что эта встреча была полезной для нас всех, и уже совсем скоро мы встретимся на уроке «Основы выбора профессии», где обсудим плюсы, минусы, достоинства и риски каждой из профессий, которые вы представили в рейтинг предпочтений. До скорой встречи!
2.3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Данная методическая разработка может быть использована классным руководителем при реализации инвариантного модуля «Профориентация» Программы воспитания и в рамках преподавания курса «Основы выбора профессии».
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Профессии (с кратким описанием) принадлежат четырем сферам общества: духовной, политической, социальной и экономической.
В каждой группе – 11 карточек.
Бланк аналитика
Политическая сфера |
|||||
Профессия |
Выбор вашей группы |
Выбор группы 1 |
Выбор группы 2 |
Выбор группы 3 |
Заключение аналитика |
Политик |
|||||
Военнослужащий |
|||||
Политический журналист |
|||||
Политтехнолог |
|||||
Востоковед |
|||||
Правозащитник |
|||||
Международный аналитик |
|||||
Специалист по связям с общественностью (PR -менеджер) |
|||||
Специалист по информац.борьбе |
|||||
Специалист по дистанционному зондированию Земли |
|||||
Специалист по вопросам межнациональн. и межконфессион. отношений |
Приложение 4
Приложение 5
Ссылка на видео воспитательного события:
Количество просмотров: 4743 |
Комментарии
вика опубликовано
виктория опубликовано
Ирина опубликовано
Страницы
Добавить комментарий