Пресс-центр школы как один из факторов развития профессионального самоопределения обучающихся

 
 

Захарова Анна Евгеньевна,

руководитель пресс-центра

МАОУ СОШ № 212 г. Новосибирска

 

Пресс-центр школы как один из факторов развития профессионального самоопределения обучающихся

Мы живём в период стремительного развития технологий и техники, повышения степени неопределённости будущего, что требует высокой профессиональной и межпрофессиональной мобильности (горизонтальной, вертикальной и территориальной). Новые роли и компетенции открывают современному поколению дополнительные горизонты и перспективы. Дифференциация социально-трудовых ролей, новые способы организации работы (дистанционная работа, фриланс и т.д.) – это то, что влияет на изменение типичных моделей образа жизни. С этими изменениями столкнется молодой человек, когда задумается о своём трудовом будущем. Тем важнее становится получение опыта ключевых компетенций в период формирования личных и трудовых приоритетов обучающегося и его будущего профессионального самоопределения.

Школьные медиа – одно из направлений, которое может помочь подростку получить практический профориентационный опыт. Развитие коммуникативной культуры учащихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации – всё это неотъемлемая часть работы с ребятами в школьном пресс-центре. Обучающийся в ходе выполнения целей и задач, которые возникают в процессе работы над медиапродуктом, получает опыт собственных ответственных решений. Умение работать не только самостоятельно, отвечая за выбранный проект или задачу, но и делегировать работу в команде, уметь создавать комплексный подход к их решению – те навыки, которые формируются в процессе работы. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, применимым в дальнейшей взрослой жизни.

Например, самая простая, на первый взгляд, задача – сделать репортаж о проходящем мероприятии для школьного интернет-канала «212_news». Я учу ребят тому, что эта задача должна рассматриваться со всех сторон. И для каждой задачи должен быть обязательно продуман результат. Ответственный за репортаж должен не только понимать, какой видеоролик он получит в итоге, в каком жанре и по какому предварительному сценарию он будет создан, но и учесть все промежуточные нюансы. Например, сколько человек ему нужно для решения поставленной задачи. Какие ему нужны специалисты (фотограф, видеооператор, корреспондент, монтажёр и т. д.). В каком состоянии находится техника (заряжен ли аккумулятор для камеры, есть ли место на карте памяти и прочие технические нюансы). Знает ли каждый из задействованных, во сколько ему надо быть на месте съемки и где стоять. И так каждый шаг поэтапно. Таким образом, ребёнок учится раскладывать задачу на отдельные этапы. Учится планированию. Строит свою команду. Видит итоговый результат. Принимает ответственность за исход дела.

В нашем пресс-центре нет строгих возрастных условий для определенного вида деятельности. Во всех проектах участвуют ребята, начиная от пятого класса и заканчивая одиннадцатым. Ученик, назначенный ответственным за проект или задачу, учитывает не столько возраст нужного ему сотрудника, сколько уже имеющийся у него опыт. И команда, где корреспондент из пятого класса, видеооператор из восьмого класса, а фотограф из одиннадцатого – обычная ситуация для нашего пресс-центра. Это учит ребят понимать ценность именно профессиональных качеств других, а не личного восприятия. Воспитывает в них уважение к труду другого человека именно за его дела. Учит оценивать участников команды на основании той пользы, которую они могут привнести в общее дело. Эти навыки – важная часть любой профессии, которая предусматривает работу в составе команды в будущем.

Немаловажен и опыт работы с информацией, которую даёт школьный пресс-центр. Школьнику гораздо сложнее, чем взрослым, ориентироваться в информационном потоке, так как поступающая информация избыточна, а опыта её отбора и обработки недостаточно, но при этом имеется доверчивость и любопытство. А ведь о будущей профессии обучающийся тоже судит отчасти по информации, имеющейся в его распоряжении. Важно, чтобы за красивыми и популярными названиями он мог выявить суть профессии. Ведь часто именно информационная привлекательность и разрекламированность той или иной профессии мешает оценить, действительно ли она настолько перспективна. Или это просто модное направление, не имеющее ничего общего с настоящими потребностями и склонностями обучающегося.

Поэтому одной из задач педагога, работающего с детьми в области журналистики, стоит разъяснение правил и технологий при работе с информацией. Умение найти информацию, отобрать действительно важную, проверить ее в нескольких различных источниках, обработать и представить в необходимой форме. Не воспринимать многое «на ощупь», а понимать, что любую информацию надо воспринимать вдумчиво, отличая правду от приукрашенной, а порой и искаженной действительности.

Как же это работает на практике? Например, готовясь к любому интервью, корреспондент не только составляет вопросы, но и собирает необходимую информацию для актуализации имеющихся знаний, чтобы уметь оперативно поддержать беседу. Разбирается в той области, по которой предстоит беседа. Учится, как вежливо и этично общаться с собеседником. Здесь я часто наблюдаю, как меняется обучающийся от начального этапа, когда получает опыт первого интервью, до того, когда позади уже есть опыт нескольких таких работ. Беседа становится более продуманной, уровень подготовленности растёт. Корреспондент становится более уверенным участником социальных коммуникаций. Это отражается и на учебном процессе. В качестве обратной связи я слышу от своих ребят, что им легче отвечать на уроке, проще готовить доклады. Комфортнее общаться на серьёзные темы не только со сверстниками, но и с учителями. Это дает обучающемуся определенную уверенность в себе и мотивирует к дальнейшему саморазвитию.

В своей статье я не буду подробно касаться профессий, с которыми ребята знакомятся в процессе работы в пресс-центре. Думаю, это и так понятный список (редактор, журналист, видеооператор, корректор, web-дизайнер, ведущий и другие). Полагаю, данный опыт еще не раз будет раскрыт на страницах издания. Хочу лишь обобщить, что всё вышесказанное подтверждает, что пресс-центр школы – один из успешных факторов развития профессионального самоопределения обучающихся, получения нового трудового опыта и формирования практической базы знаний и умений, способной стать весомым вкладом в будущую взрослую жизнь выпускника.

Количество просмотров: 1912  

Добавить комментарий

1. Использование игрового метода для обучения студентов-журналистов основам медиабезопасности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Юридические аспекты деятельности школьных пресс-центров: соблюдение авторских прав и права на изображение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Особенности функционирования студенческого медиацентра в системе СПО: «ТПК-Медиа» Татарского педагогического колледжа ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Медиатизация истории как профессиональный и творческий путь юнкора ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Фактор семьи и «особенное» медиаобразование ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Медиапроект «Творительный падеж» как платформа для социализации и самоопределения школьников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Создание медиапространства в сельской школе как средство становления личности обучающихся ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Медиа и образование: новый подход к домашним заданиям по русскому языку и литературе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Факультативные занятия по журналистике для обучающихся специализированного учебного заведения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Лаборатория проектных решений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Фотодайвинг»: как погрузить школьников в мир фотожурналистики ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Наставничество как преодоление «кризиса мастерства» медиапедагога в системе дополнительного образования детей ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Дополненная реальность как аттракционный компонент мерченговой продукции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Школьные медиа как инструмент гражданско-патриотического воспитания: инструкция для применения начинающему руководителю пресс-центра ВЫПУСК №106, апрель 2023
17. Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика ВЫПУСК №105, февраль 2023
18. Опыт создания и использования анимационных короткометражных учебных фильмов при обучении шахматам детей дошкольного возраста (на примере сериала «Обезьянка Молли учится играть в шахматы») ВЫПУСК №105, февраль 2023
19. Телевидение стало ближе: создание детской телевизионной передачи «Волшебный ключик» на базе детского сада № 389 как средство развития и воспитания дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
20. Роль медиасредств в эффективном обучении шахматному искусству детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022

Страницы