Развитие математической функциональной грамотности старших дошкольников с помощью различных видов деятельности

 
 

Герасимова Ирина Константиновна,

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ д/с № 70 г. Новосибирска

 

Развитие математической функциональной грамотности старших дошкольников с помощью различных видов деятельности

Одной из задач современного образования является формирование функционально грамотных людей. Использование цифровых технологий является неотъемлемой частью работы педагога как в школе, так и в дошкольном образовательном учреждении. Профессиональный стандарт педагога говорит о том, что педагог должен владеть ИКТ-компетенцией, т.е. решать профессиональные задачи там, где это необходимо, с помощью средств информационно-коммуникационных технологий и делать это квалифицированно.

Что такое цифровые образовательные технологии? В какой форме эффективно применять данные технологии в ДОО? Какими навыками и умениями должен обладать воспитатель, который хочет использовать в своей работе с детьми дошкольного возраста цифровые образовательные технологии? И еще много вопросов возникает в процессе изучения и применения цифровых технологий для повышения качества образования.

Сегодня педагогам доступен широкий выбор цифрового оборудования: компьютер, проектор, магнитофон, интерактивная доска и т.д. Дошкольнику будет намного интереснее воспринимать предлагаемый педагогом материал в сопровождении видео или картинок-слайдов, чем просто прослушать без наглядного сопровождения. Ведь видео или презентация в доступной форме, образно преподносит дошкольникам материал.

Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника, и поэтому информация, которая преподнесена ему в игровой форме, будет усвоена лучше.

Одной из таких возможностей является портал Учи.ру. Учи.ру – интерактивное пространство, которое позволяет получать дополнительные задания в игровой форме. Данный портал можно использовать для познавательного развития детей уже с 5 лет. Свою работу на портале мы начали в прошлом учебном году, а в этом продолжили. Дети успешно перешли из нулевого в первый класс по математике.

Дошкольники могут работать на портале в удобном для себя темпе, показывая существенно лучшие результаты обучения. В личном кабинете дети (совместно с родителями) могут выполнять дополнительные задания по различным предметам. Интерактивная система анализирует действия обучающегося и поощряет его или помогает справиться с трудностями, возникшими во время выполнения задания. Педагоги, зарегистрированные в системе, имеют доступ к заданиям, которые могут распечатывать для своих воспитанников. Также педагог может составлять дополнительные задания из карточек на свое усмотрение для закрепления или повторения какой-либо темы. Родители получают возможность наблюдать за успехами своих детей и помогать им по необходимости.

Математика для дошкольников включена в традиционную программу развития в детском саду. У ребенка запоминание происходит независимо от воли и сознания, при этом лучше всего запоминается яркое, интересное. При создании математических игр для дошкольников были учтены закономерности усвоения знаний и навыков на определенном возрастном уровне психического и личностного развития. Именно в игре формируется воображение, а неразвитость игровой деятельности может стать причиной не только низкого уровня творческих способностей, но и неготовности к школе.

Дети с большим удовольствием занимаются на портале. И если в прошлом году занимались всего 10-12 человек, то в этом количество значительно увеличилось. И занимается уже большая часть группы.

Ребята всегда рады своим достижениям. Дипломы и грамоты являются хорошим стимулом.

Помимо дистанционной работы на портале Учи.ру, мы решили разнообразить изучение математики в группе. В октябре мы начали проект «Веселая математика». В рамках проекта мы организовали «математический уголок» и занялись его наполнением.

Ежемесячно мы проводили интересные математические мероприятия: викторины, квесты, в которых дети с удовольствием участвовали.

Для более подробного знакомства с математикой как наукой нами был изготовлен лэпбук «Юный математик», в котором представлены различные задания. Это интересные факты из истории математики, знакомство со временем, загадки, задачки и всевозможные интересные задания.

Для пополнения математического угoлка мы изготoвили карточки, которые впоследствии использовали на занятиях математикой в рамках программы. Также, благодаря родителям, у нас появились интересные игры: лото, домино, карточки. Дети с удовольствием используют их в свободной деятельности.

Мнoго интересных игр было изготовлено своими руками. Это и игры на изучение формы: «Составь пиццу», «Новогодний переполох», «Перфокарты для мальчиков к 23 февраля». А также «Найди мышонка», «Заплатки». Различные игры «Танграм», «Математический камод» и «Математический куб». Все эти игры дети активно используют самостоятельно. Кроме формы, большое внимание мы уделяем изучению количества и счета. Это и игры с прищепками, «Сосчитай и напиши». Научиться ориентироваться в пространстве – тоже неотъемлемая часть нашей работы с детьми. Например, игра «Право, лево» очень помогает нам в этом. В уголке можно найти игры разной сложности. Мы пополняем математический уголок в зависимости от темы недели.

Пoмимo пополнения математического уголка, мы обогатили всю развивающую среду в группе. В уголке физического воспитания появились карточки «Математические физминутки», которые мы активно используем ежедневно.

В уголке творчества периодически появляются новые интересные задания, например «Обведи по точкам и раскрась». Или «Рисование по номерам».

Также дети с интересом изучают лабиринты и занимаются выкладыванием картинок по образцу с помощью счетных палочек.

Для развития крупной моторики детей мы сделали напольные «Классики» и «Цветные следы». Играя в «Классики», дети тренируются в счете, сами придумывают несложные варианты игры. «Цветные следы» также можно использоваться по-разному. Изучать направление, счет, чередовать цвет.

В рамках взаимодействия с родителями мы предлагаем интересные, познавательные консультации по математике, совместное изготовление дидактических игр, участие в выставках и конкурсах.

Математика не только важная, но и очень интересная наука. Главное – заинтересовать детей и найти каждому занятие по душе. Опыт работы показал, регулярное использование игровых ситуаций математического содержания, которое направлено на развитие логического мышления и интеллектуальное развитие дошкольников, способствует развитию мыслительной деятельности у детей, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простых закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.

Таким образом, занимательный математический материал, представленный ярко, наглядно, в виде игры, является хорошим средством воспитания уже в дошкольном возрасте интереса к математике, логике и самостоятельности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме и поставленной задаче.

Количество просмотров: 7786  

Комментарии

Отлично материал!

Страницы

Добавить комментарий

1. Речевое развитие дошкольников посредством методик программы «ПРОдетей» как важный фактор формирования функциональной грамотности
2. Роль учителя-логопеда в формировании речевой активности дошкольников как одного из компонентов функциональной грамотности
3. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности на прогулке
4. Развитие предпосылок формирования функциональной грамотности младших дошкольников
5. Взаимосвязь личностных особенностей детей дошкольного возраста через проекцию фигуры человека с компонентами когнитивной сферы
6. Технология квест-игры как одна из инновационных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию естественно-научной грамотности
7. Метод планирования работы детей в центрах активности как способ формирования функциональной грамотности дошкольников
8. Роль книги в развитии детей дошкольного возраста
9. Функциональная грамотность в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
10. Воспитание доброты у старших дошкольников
11. Эмоциональный интеллект как средство формирования функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста
12. Основы формирования функциональной грамотности дошкольников
13. Приобщение дошкольников к родной культуре через ознакомление с произведениями писателей своего края
14. Кинезиологические упражнения как тренажер для интеллекта и развития речи
15. Развитие математической функциональной грамотности старших дошкольников с помощью различных видов деятельности
1. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Эффективное взаимодействие семьи и ДОУ в рамках проекта «Народов много – страна одна» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Проект «Сказочный марафон» как инструмент для развития детей и укрепления семейных связей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. «Говорящая приемная» как средство эффективного взаимодействия родителей, детей и воспитателей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Организация единого образовательного пространства детского сада и школы ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Семья и детский сад в формировании цифровой культуры как компонента общего психологического комфорта у дошкольников: риски и пути решения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Применение инновационной технологии портфолио в образовательном процессе ДОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Мотивация как движущая сила творческого процесса в образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие педагога-психолога с семьями обучающихся, направленное на преодоление нарушенного поведения у детей дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Экскурсия как одна из форм успешного взаимодействия ДОО и семьи в рамках знакомства с родным городом ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Развитие профессиональной компетентности начинающего педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы