Народные игры с детьми старшего дошкольного возраста

 
 

Трудолюбова Оксана Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» г. Новосибирска

 
 
 

Акимова Лариса Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» г. Новосибирска

 

Народные игры с детьми старшего дошкольного возраста

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – разрушение личности человека. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Новое поколение родителей выросло уже с компьютерными игровыми приставками, которые заменили им «воспитателей»: бабушек со сказками, мам и пап с чтением книг, беседами и примерами из жизни. А современные дети уже с самого рождения сталкиваются с техническим прогрессом. Часто игрушкой у современного ребенка оказывается пульт от телевизора или мобильный телефон. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому в настоящее время очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.

Важным средством освоения культуры своего народа является русская народная игра. Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины. Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей. Их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств, для формирования человека – Гражданина, Патриота своей Родины.

В каждой игре решается сразу несколько практических задач: развивается мышление, расширяется круг знаний о мире людей и природы, формируется эмоциональная сфера, укрепляются память и внимание. Использование в учебно-познавательном процессе традиционного игрового комплекса (игровые приговоры, игровые напевы, игровая атрибутика, собственно игровые правила) позволяет формировать базовые нравственные качества личности ребенка. Исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, М. М. Бахтина и других свидетельствуют, что «закономерности формирования умственных действий проявляются именно в игровой деятельности».

Поэтому работу по приобщению детей к русской народной игре мы начали с организации предметно-развивающей среды:

– пополнили спортивный уголок с помощью родителей, куда поместили мячи разных размеров, кегли, скакалки, обручи, палки и т.д.;

– изготовили шапочки к народным играм:

а) шапочки животных;

б) шапочки героев из сказок;

в) шапочки игрушек и т.д.;

– сшили русские костюмы для девочек и мальчиков;

– подобрали литературный материал, сделали альбом: «Русские народные считалки»;

– оформили папку-передвижку для родителей «Русские народные подвижные игры»;

– собрали в папку материал для родителей «Всё об играх»;

– оформили папки-раскладушки к народным праздникам: «Масленица», «Пасха» и т.д..

Постепенно знакомили дней с народными играми. Много им рассказывали о том, как их мамы, папы, дедушки и бабушки, когда были такими, как они, играли в игры.

Например, в игре «Сова» считалкой выбирали Совушку, которая выходила в центр круга. На нее надевали накидку-крылья. Дети водили хоровод вокруг Совы и пропевали несложный текст на мотив песни «Ах вы, сени»:

«Ах ты, Совушка-Сова, золотая голова,

что ты ночью не спишь, всё на нас глядишь».

Круг останавливался и замирал, а Сова подходила к разным детям и пыталась их рассмешить звуками или гримасами. Те, кто начинал улыбаться, смеяться или шевелиться, выбывали из игры. Водящими хотели стать даже самые стеснительные и робкие дети!

Еще одна игра под названием «Баба Яга» пленила всех своей простотой и позитивом. Считалкой выбирается Баба Яга. Она получает метлу и маску и встает в центр круга. Остальные идут вокруг нее, взявшись за руки, и декламируют стихи:

«Баба Яга, Костяная Нога,

С печки упала, ногу сломала.

Пошла Баба в огород,

Там капуста растет.

Прибежала в баньку-напугала зайку».

По окончании стиха под легкую, весёлую музыку дети бегут по кругу. Баба Яга касается метлой плеча всех детей по очереди, в любом порядке, на своё усмотрение. Задача детей – не убегать от метлы, а ждать касания и замирать в виде какой-то фигуры (можно изображать животных, птиц, предметы). Когда все дети замрут, педагог обращает внимание детей друг на друга. Все стараются отгадать, кто же кого изобразил. Получается очень весело и забавно.

Предлагаем вам познакомиться еще с несколькими играми:

Русская народная игра «Ручеёк»

Описание: дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

Игра «Золотые ворота»

Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:

Золотые ворота

Проходите, господа.

Первой мать пройдет,

Всех детей проведет,

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас.

С последними словами дети опускают руки – ворота захлопываются. Те дети, которых поймали, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Игра «Ты катись, веселый бубен…»

Описание: Взрослые и дети становятся в круг и передают друг другу бубен, говоря слова:

«Ты катись весёлый бубен,

быстро, быстро по рукам.

У кого остался бубен,

Тот сейчас исполнит нам».

(по желанию станцевать, прочесть стихотворение или спеть)

Русская народная игра «Цепи кованные» (на улице)

Описание: Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит:

– Цепи, цепи, разбейте нас!

Кем из нас? – отвечает другая.

– Стёпой! – отвечает первая.

Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.

Дети очень охотно играют в эти игры, легко запоминают слова и каждый день просят поиграть в эти игры вновь.

Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, мы ненавязчиво, целенаправленно вводим детей в мир народной культуры, обучая культуре общения. Итак, народная игра, как и любая другая игра, выполняя различные воспитательные функции, может служить естественным и действенным средством приобщения детей к народной культуре и развития навыков общения.

Количество просмотров: 6938  

Добавить комментарий

1. Интерактивные формы и методы организации заседаний муниципальных методических объединений
2. Сохранение культурных традиций народов России посредством ознакомления с фольклором в дошкольном образовательном учреждении
3. Развитие связной речи в комбинированной группе
4. Формирование патриотических чувств в системе воспитания ДОУ
5. Работа с дошкольниками в нетрадиционной технике рисования
6. Проект «Психологическая неделя как средство развития гармоничного становления личности ребенка в ДОУ, обеспечение его эмоционального благополучия»
7. Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами как залог успешной реализации ФГОС ДО
8. Развитие патриотического воспитания у детей дошкольного возраста
9. «Космос – это интересно!»
10. Как воспитать патриота своей страны?
11. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в ходе реализации проекта «Путешествие в мир куклы»
12. Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста
13. Включение родителей как участников образовательных отношений в коррекционно-развивающую работу педагога-психолога
14. Народные игры с детьми старшего дошкольного возраста
15. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
16. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста как основа успешного обучения в школе
17. Давайте растить (развивать) таланты
18. Формирование математической грамотности детей старшей группы комбинированной направленности через реализацию технологий программы «ПРОдетей»: «Загадка» и «Линейный календарь»
19. Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ
20. Математика в детстве – залог успешного будущего

Страницы

1. От профессионального взаимодействия – к педагогическому мастерству: опыт творческой группы «Музей “Дороги Победы”» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Создание условий для адаптации в новой группе в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Пропедевтическая работа по формированию навыков всех видов моторики у дошкольников с ТНР при дизартрии Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Международный сетевой проект «Калейдоскоп культур России» как ресурс развития профессиональных компетенций педагогов ДОО в области патриотического воспитания дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Педагогическое сообщество «Погодная лаборатория» как средство развития профессиональной компетентности педагога в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Нетрадиционные методы рисования с детьми раннего возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Проект «Луговые травы Новосибирской области» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Практики эффективного взаимодействия педагога с детьми на музыкальных занятиях в условиях инклюзивного образовательного пространства Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Читательский дневник дошкольника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Средства музыкальной выразительности в работе над эмоционально-волевой сферой детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в условиях мультикультурного общества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Использование инструментов ТРИЗ-технологии в реализации сетевого краеведческого проекта «Россия от края до края: Камчатка – Новосибирск-транзит – Крым» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Естественно-научное образование дошкольников в современных условиях Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Роль сенсорной интеграции в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество учителя-логопеда ДОУ с родителями обучающихся с ОВЗ для предупреждения дисграфии как одно из важнейших направлений формирования предпосылок к успешному обучению в школе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Развитие речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. Приемы работы по формированию представлений о ряде у старших дошкольников с ОНР Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
20. Логоритмика как эффективный инструмент коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025

Страницы