Навстречу к музыке: развитие музыкального восприятия в детском саду
Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать.
Д. Д. Шостакович
Восприятие музыки – процесс, представляющий большую трудность, чем восприятие других видов искусства. Это связано со спецификой, сложностью музыкального языка и возможностями его понимания ребёнком-дошкольником. Важно уже на начальном этапе приобщения к миру искусств помочь ребёнку услышать и понять музыку, войти в мир её образов.
Слушая и воспринимая музыку с первых минут жизни, ребенок привыкает к звучанию голоса матери, узнает образцы народного творчества. По мере взросления постигает «интонационный язык» разных эпох и стилей. Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современная музыка, ее ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, экспрессивность, минуя сознание, «попадает» в область подсознания и оказывает сильнейшее воздействие на эмоциональное состояние дошкольника, влияет на формирование духовной и интеллектуальной сферы. Поэтому одна из главных миссий педагогов и родителей –полноценно наполнить музыкальное пространство вокруг ребенка подлинными музыкальными ценностями. И восприятие музыки, как вид детской музыкальной деятельности, напрямую отвечает этой задаче.
Проблема развития музыкального восприятия рассматривалась в научных работах ведущих ученых В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, исследованиях музыкантов-педагогов Б. В. Асафьева, Б. М. Теплова, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Н. А. Ветлугиной. В работах авторов собран большой научный теоретический материал психологических механизмов и педагогических методов развития его у детей.
Именно понимание процесса музыкального восприятия может стать отправной точкой в формировании подходов организации восприятия (слушания) музыки как вида музыкальной деятельности в детском саду.
Единый процесс формирования музыкального восприятия каждого музыкального произведения по своей психофизической основе можно условно разделить на несколько последовательных и взаимодополняющих этапов.
Первый этап наступает при начальном прослушивании произведения. Ребенок получает лишь общее впечатление о музыкальном образе, воспринимает его целостно, но музыкальные элементы не дифференцирует, лишь может улавливать отдельные яркие детали. Основная задача этого этапа – сформировать непосредственный положительный эмоциональный отклик на музыку.
Музыка волнует маленького слушателя, рождает определенные ассоциации. Например, ритмичная полька вызывает у детей радость, эмоциональный подъем, повышает двигательную активность, а лирическая, меланхоличная пьеса заставляет грустить, сопереживать, жалеть. Однако ребенок может остаться равнодушным к музыкальному произведению или не проявлять яркие эмоциональные реакции.
Восприятие образа при первом знакомстве может быть разным по своей глубине. Главное, чтобы дети почувствовали характер и настроение музыки, проявляли к ней эмоциональное отношение, частично понимали музыкальный образ. Дети могут достаточно точно передать общий характер произведения, используя движения, эмоциональные и двигательные реакции, жесты, в старшем дошкольном возрасте – словесные описания.
Основная задача педагога на данном этапе – организовать музыкальное пространство и содействовать пониманию ребенком своего собственного, личного отношения к звучащему произведению. Слушание музыки должно быть выстроено так, чтобы дети могли услышать данное произведение несколько раз. Создание игровых ситуаций, сюжетных конфликтов в драматургии занятия, активное эмоциональное «проживание» музыкального руководителя совместно с детьми в процессе открытия новых впечатлений также влияет на эмоциональную вовлеченность в слушание. Это и является определяющим в выборе педагогических средств воздействия – методов, приемов, использовании ИКТ, использовании смежных видов музыкальной деятельности и т.п.
Второй этап представляет собой процесс углубления в содержание произведения и характеризуется способностью вслушиваться в наиболее яркие и художественно значимые элементы музыкальной речи. Именно на этом этапе целостное восприятие уступает место дифференцированному – дети способны услышать основные средства музыкальной выразительности, художественные приемы. Тем самым у них расширяется багаж знаний в музыкально-образовательной деятельности, развиваются музыкальные способности, постепенно накапливается запас любимых музыкальных произведений, которые слушают с большим удовольствием.
Этот этап работы выдвигает еще больше требований к педагогическому мастерству музыкального руководителя. Он должен уметь гибко и вариативно выстраивать логику подачи материала, ставить проблемный вопрос и выстраивать диалог с детьми, находить в детских, зачастую иррациональных ответах, рациональное зерно по раскрытию музыкального образа. Именно положительная и вместе с тем профессиональная рефлексия на каждое высказывание дошкольника способствует совместному проживанию в музыке взрослого и ребенка, формирует потребность в осмыслении семантики музыкальной речи.
На третьем этапе происходит взаимодействие целостного эмоционального впечатления и осмысленного слушания музыки, что создает очень ценную возможность творческого восприятия музыки. Слушая знакомое произведение, каждый ребенок представляет свой особенный музыкальный образ, передает его в пантомиме, пении, танце, соотносит с другими видами искусств.
Элементы активного творчества могут проявляться как в музыке, так и в других вида детской деятельности – инструментальном музицировании (на примере представленных авторских разработок цикла тематических занятий «В мире музыкальных инструментов – шарманка». https://disk.yandex.ru/d/r9yg5fY7fqS9dQ), изобразительной деятельности (на примере комплексного тематического занятия. «Зимушка хрустальная». https://www.maam.ru/detskijsad/zimushka-hrustalnaja-kompleksnoe-tematicheskoe-zanjatie-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html).
Через использование межпредметных, интегративных связей получают эстетическое удовольствие от прослушивания музыки, выражают себя в разных творческих проявлениях. В конечном итоге у них формируются интуитивные индивидуальные музыкальные и художественные предпочтения.
Восприятие музыкальных образов происходит в результате определенной творческой деятельности слушателя, роль и значение педагога-музыканта неоспорима. Именно музыкальный руководитель создает условия для проявления эмоционального отклика ребенка на музыку на начальном этапе. Музыкальный руководитель, основывая свою деятельность на принципах музыкальной педагогики, имеет возможность системно и последовательно знакомить детей с музыкой разных эпох и стилей, формировать элементарные представления в музыкально-образовательной деятельности, развивает музыкальные способности на втором этапе. На примере народной музыки влияет на осмысленное понимание своей национальной идентичности и формирует умение воспринимать культуры других стран и народов. Педагог может выбирать и использовать репертуар, имеющий художественную ценность, при этом самостоятельно определять тематику (на примере образов животных, природы, сказок, собственных чувств и переживаний), опираясь на детские предпочтения.
Использование современных ИКТ расширяют возможности занятий. Просмотр фрагментов образовательных передач, концертных выступлений, прослушивание звучания музыкальных инструментов расширяют кругозор, создают предпосылки для формирования поисковой активности у участников образовательного процесса. При этом крайне важно соблюсти «золотую середину» – информационно не перенасытить восприятие детей деталями и фактами, не допустить доминирование зрительного ряда слушанию музыки и, самое главное, сохранить психическое и физическое здоровье ребенка, максимально используя методы и приемы, отвечающие требованиям дошкольной педагогики.
Немаловажно помнить об эмоциональной составляющей музыкального искусства, его одномоментности и зыбкости. Именно создание атмосферы творчества, радости от музыкальных открытий, восприятие живого голоса и звучащих инструментов побуждает ребенка к дальнейшим встречам с музыкой. Для погружения дошкольников в этот мир необходимо максимально использовать разнообразные формы работы – взаимодействовать с творческими коллективами, организовывать экскурсии, выставки, совместные концерты одновозрастных и разновозрастных групп (https://olesiakondratencko-73.netfolio.ru/extracurricular.html).
Проведение тематических занятий, сочетающих в себе несколько видов детской деятельности с использованием интегративных связей, также расширяют творческие возможности детей, развивают творческую активность. И, конечно же, живое звучание должно присутствовать на каждом занятии непосредственно в исполнении самого музыкального руководителя.
Слушать музыку и слышать ее – это напряженная работа ума и сердца и особое творчество. Всю гамму человеческих чувств, которые передает музыка, педагог должен помочь детям услышать, осознать и пережить. Но самое главное – найти к душе ребенка такой ключик, который откроет для него любовь к прекрасному Миру Музыки.
Из опыта работы автора
1. В мире музыкальных инструментов – шарманка. Цикл тематических бесед к музыкальным занятиям для детей старшей группы. https://disk.yandex.ru/d/r9yg5fY7fqS9dQ
2. Песни Великой Победы. Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста, посвященное празднованию Дня Победы. https://disk.yandex.ru/d/dsDokK5SYg9AJw
3. Д. Шостакович. Детская музыка. Методические материалы. https://disk.yandex.ru/i/TonOUVYwFP7xgQ
4. Э. Григ. Методические материалы. https://disk.yandex.ru/i/Io21nkZmW4x6Fg
5. Карнавал животных. К. Сен-Санс. Методические материалы. https://disk.yandex.ru/d/3CQ_nF9hIlHxKg
6. В гостях у сказки. Методическая разработка интегрированного тематического занятия «Музыка и психология». Видеофильм. https://disk.yandex.ru/d/bVhK8pI_-qxCMw
7. «Зимушка хрустальная». Комплексное тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста. https://www.maam.ru/detskijsad/zimushka-hrustalnaja-kompleksnoe-tematicheskoe-zanjatie-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
8. Весна в гости к нам пришла. Комплексное тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста. https://www.maam.ru/detskijsad/vesna-v-gosti-k-nam-prishla-kompleksnoe-tematicheskoe-zanjatie-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
Список используемой литературы
1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2. Интонация / Б.В. Асафьев. М.; Л.; 1947.
2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.
3. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. М., Просвещение, 1968.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
5. Методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для учащихся педагогических училищ по спец. 03.08.00 «Дошкольное воспитание» / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н. А. Ветлугиногй. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989.
6. Кечхуашвили Г.Н. К проблеме психологии восприятия музыки // Вопросы музыкознания. Т 3. М., 1990.
7. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
8. Немов Р.М. Психология: Учебное пособие. М., 1990.
9. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
10. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
11. Радынова О.П. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: Гном-Пресс, 1999.
12. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2ч.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
13. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества – М., 1975.
14. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. – М. 1947.
15. Жилин С. Дети, музыка, творчество. – СПБ, 1999.
Количество просмотров: 5754 |
Добавить комментарий