Развитие речи детей как актуальный вопрос современного дошкольного образования

 
 

Бочерова Арина Юрьевна,

воспитатель МАДОУ д/с № 555 г. Новосибирска

 
 
 

Захарова Елена Александровна,

воспитатель МАДОУ д/с № 555 г. Новосибирска

 

Развитие речи детей как актуальный вопрос современного дошкольного образования

В настоящее время вопрос развития речи детей является особенно актуальным, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в полном объеме. Ребенок-дошкольник, обладающий хорошей речью, – явление очень редкое.

Красивая, правильная и хорошо развитая речь – главное условие всестороннего и гармоничного развития личности. Чем шире, богаче и активнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, познавать окружающий мир, продуктивнее общаться с окружающими взрослыми и сверстниками, тем полноценнее происходит его психическое развитие. Речь детей развивается по определенным законам, ведь ребенок рождается со сформированным речевым аппаратом, но без речи. Происходит это не только из-за недоразвития всей нервной системы и центра речи, но и по другим причинам:

– новорожденный не владеет навыком использования своего речевого аппарата, этот навык необходимо приобрести;

– у ребенка нет содержания для речи, нужно накопить это содержание;

– он не знает словесных форм речи, ему необходимо с ними познакомиться;

– речь непосредственно связана с мышлением и обусловлена им;

– язык развивается в условия социума, общения между людьми, а так как социальные связи еще не установлены, ребенок должен их установить.

Как мы знаем, речь ребенка формируется в условиях социума, в процессе общения с окружающими его взрослыми. Поэтому значимая роль в формировании правильной речи детей принадлежит родителям, их умениям организовать правильную речевую среду, создать мотив для появления активной речи. Но часто родители не обладают необходимой информацией, знаниями методов и приемов развития речи, пониманием значимости речевого развития. Отсюда специалист, занимающийся ранним развитием, должен перед родителями обозначить важность обогащения речевой среды, направления речевого развития, рассказать про игровые методы, научить использовать эти методы и приемы для гармоничного развития личности ребенка.

Правильное произнесение звуков напрямую зависит от деятельности органов артикуляции. Язык – это мышца, которую необходимо тренировать. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата. Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу. Динамические упражнения вырабатывают переключаемость движений.

Рекомендации для выполнения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста:

– необходимо подготовить наглядный материал (картинки, символы) и дидактические игрушки (например, мягкие игрушки с длинным языком), т.к. детям еще сложно выполнять гимнастику, и важно вызвать их интерес.

На занятиях обычно уделяем 2-3 минуты на проведение гимнастики. Этого достаточно, чтобы вызвать интерес. Обязательно необходимо в процессе проведения гимнастики обращать внимание на правильное выполнение конкретного упражнения;

– упражнения должны выполняться медленно, в форме забавной игры. Ребенок, увлекшись игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития речевой моторики будет протекать быстрее и успешнее;

– комплекс должен включать не более 2-3 упражнений, каждое из которых повторяется 2–3 раза. Статические упражнения выполняются по 2–3 секунды. Если упражнение получается хорошо, то меняем его на новое;

– всегда следим за правильностью и плавностью выполнения упражнений, потому что качество всегда важнее количества;

– если дети затрудняются в выполнении какого-либо упражнения, не заставляем их.

Главное условие эффективности артикуляционной гимнастики – хорошее настроение ребенка. Поэтому заканчивать гимнастику следует чуть раньше, чем ему надоест. Тогда мы можем быть уверенным, что дети и в следующий раз с удовольствием будут заниматься.

Важной частью речи является дыхание. Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи. Таким образом, правильное дыхание способствует нормальному звукообразованию, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Различают речевое и неречевое дыхание.

Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять тонкие точные движения. При мелкой моторике задействованы мелкие мышцы. У большинства же современных детей отмечается недостаточность мелкой моторики. Это связано с достижениями цивилизации: обувь на липучках, одежда на замках-молниях, а также с повышенной тревожность родителей, гиперопекой.

Развивая мелкую моторику, мы стимулируем соответствующие зоны мозга, отвечающие за движения пальцев рук и речь, которые расположены в непосредственной близости друг к другу. Поэтому упражнения для развития мелкой моторики входят в комплексную работу по формированию правильной речи.

Грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности; обеспечивает высокий уровень речевой активности детей; способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Таким образом, при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых технологий речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.

Количество просмотров: 4388  

Добавить комментарий

1. Интерактивные формы и методы организации заседаний муниципальных методических объединений
2. Сохранение культурных традиций народов России посредством ознакомления с фольклором в дошкольном образовательном учреждении
3. Развитие связной речи в комбинированной группе
4. Формирование патриотических чувств в системе воспитания ДОУ
5. Работа с дошкольниками в нетрадиционной технике рисования
6. Проект «Психологическая неделя как средство развития гармоничного становления личности ребенка в ДОУ, обеспечение его эмоционального благополучия»
7. Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами как залог успешной реализации ФГОС ДО
8. Развитие патриотического воспитания у детей дошкольного возраста
9. «Космос – это интересно!»
10. Как воспитать патриота своей страны?
11. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в ходе реализации проекта «Путешествие в мир куклы»
12. Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста
13. Включение родителей как участников образовательных отношений в коррекционно-развивающую работу педагога-психолога
14. Народные игры с детьми старшего дошкольного возраста
15. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
16. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста как основа успешного обучения в школе
17. Давайте растить (развивать) таланты
18. Формирование математической грамотности детей старшей группы комбинированной направленности через реализацию технологий программы «ПРОдетей»: «Загадка» и «Линейный календарь»
19. Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ
20. Математика в детстве – залог успешного будущего

Страницы

1. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Игра как средство обучения грамоте ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Технология празднования мероприятий в современном формате ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы