Развитие речи детей как актуальный вопрос современного дошкольного образования
В настоящее время вопрос развития речи детей является особенно актуальным, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в полном объеме. Ребенок-дошкольник, обладающий хорошей речью, – явление очень редкое.
Красивая, правильная и хорошо развитая речь – главное условие всестороннего и гармоничного развития личности. Чем шире, богаче и активнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, познавать окружающий мир, продуктивнее общаться с окружающими взрослыми и сверстниками, тем полноценнее происходит его психическое развитие. Речь детей развивается по определенным законам, ведь ребенок рождается со сформированным речевым аппаратом, но без речи. Происходит это не только из-за недоразвития всей нервной системы и центра речи, но и по другим причинам:
– новорожденный не владеет навыком использования своего речевого аппарата, этот навык необходимо приобрести;
– у ребенка нет содержания для речи, нужно накопить это содержание;
– он не знает словесных форм речи, ему необходимо с ними познакомиться;
– речь непосредственно связана с мышлением и обусловлена им;
– язык развивается в условия социума, общения между людьми, а так как социальные связи еще не установлены, ребенок должен их установить.
Как мы знаем, речь ребенка формируется в условиях социума, в процессе общения с окружающими его взрослыми. Поэтому значимая роль в формировании правильной речи детей принадлежит родителям, их умениям организовать правильную речевую среду, создать мотив для появления активной речи. Но часто родители не обладают необходимой информацией, знаниями методов и приемов развития речи, пониманием значимости речевого развития. Отсюда специалист, занимающийся ранним развитием, должен перед родителями обозначить важность обогащения речевой среды, направления речевого развития, рассказать про игровые методы, научить использовать эти методы и приемы для гармоничного развития личности ребенка.
Правильное произнесение звуков напрямую зависит от деятельности органов артикуляции. Язык – это мышца, которую необходимо тренировать. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата. Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу. Динамические упражнения вырабатывают переключаемость движений.
Рекомендации для выполнения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста:
– необходимо подготовить наглядный материал (картинки, символы) и дидактические игрушки (например, мягкие игрушки с длинным языком), т.к. детям еще сложно выполнять гимнастику, и важно вызвать их интерес.
На занятиях обычно уделяем 2-3 минуты на проведение гимнастики. Этого достаточно, чтобы вызвать интерес. Обязательно необходимо в процессе проведения гимнастики обращать внимание на правильное выполнение конкретного упражнения;
– упражнения должны выполняться медленно, в форме забавной игры. Ребенок, увлекшись игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития речевой моторики будет протекать быстрее и успешнее;
– комплекс должен включать не более 2-3 упражнений, каждое из которых повторяется 2–3 раза. Статические упражнения выполняются по 2–3 секунды. Если упражнение получается хорошо, то меняем его на новое;
– всегда следим за правильностью и плавностью выполнения упражнений, потому что качество всегда важнее количества;
– если дети затрудняются в выполнении какого-либо упражнения, не заставляем их.
Главное условие эффективности артикуляционной гимнастики – хорошее настроение ребенка. Поэтому заканчивать гимнастику следует чуть раньше, чем ему надоест. Тогда мы можем быть уверенным, что дети и в следующий раз с удовольствием будут заниматься.
Важной частью речи является дыхание. Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи. Таким образом, правильное дыхание способствует нормальному звукообразованию, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Различают речевое и неречевое дыхание.
Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять тонкие точные движения. При мелкой моторике задействованы мелкие мышцы. У большинства же современных детей отмечается недостаточность мелкой моторики. Это связано с достижениями цивилизации: обувь на липучках, одежда на замках-молниях, а также с повышенной тревожность родителей, гиперопекой.
Развивая мелкую моторику, мы стимулируем соответствующие зоны мозга, отвечающие за движения пальцев рук и речь, которые расположены в непосредственной близости друг к другу. Поэтому упражнения для развития мелкой моторики входят в комплексную работу по формированию правильной речи.
Грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности; обеспечивает высокий уровень речевой активности детей; способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Таким образом, при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых технологий речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.
Количество просмотров: 4388 |
Добавить комментарий