Развивающий диалог как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников

 
 

Шамшура Наталья Михайловна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МАДОУ д/с № 373 г. Новосибирска

 

Развивающий диалог как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников

Ввести ребенка в мир человеческих отношений –

одна из важнейших задач воспитания

личности ребенка дошкольного возраста.

В. А. Сухомлинский

Освоение ребёнком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Посредством общения происходит развитие высших психических функций и самосознания растущего человека. Умение ребенка позитивно общаться, в частности – выстраивать диалог с окружающими людьми является важнейшей составляющей его коммуникативной компетентности, условием и необходимой предпосылкой благополучия в социальном, интеллектуальном и личностном развитии.

Диалог, как известно, является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой, в отличие от монолога, происходит чередование высказываний (реплик) двух или нескольких говорящих. Диалог предполагает соблюдение главного правила взаимодействия людей: проявлять уважение и внимание к собеседнику. Его реализация связывается с выполнением общих речевых правил: говорить спокойно, доброжелательно, с умеренной громкостью; строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно ему; использовать литературную лексику.

Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста, на мой взгляд, состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения. А чтобы ребенок научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами во всем их многообразии, а также правилами ведения диалога – как речевыми, так и социальными.

Учитывая двухсторонний характер речевой деятельности, можно выделить два аспекта этого процесса: во-первых, ребенок учится принимать (воспринимать) разные функциональные единицы диалога, реагировать на выполнение (невыполнение) партнером по общению правил поведения в диалоге, а во-вторых, он учится пользоваться разными диалогическими репликами для вступления или поддержания разговора и следовать правилам диалога.

Овладевая родным языком, ребенок усваивает многообразие формул и выражений речевого этикета в типичных, распространенных ситуациях общения.

В своей работе по развитию диалоговой речи у дошкольников я использую следующие виды диалога:

«вопрос – ответ»;

«сообщение – реакция на сообщение»;

«побуждение – реакция на побуждение».

На предварительном этапе работы по усвоению видов диалога основной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. При этом следует опираться на подражательные способности детей, так как известно, что дошкольники заимствуют те речевые образцы, которые наиболее часто слышат. Именно поэтому так важно обеспечить многократное восприятие детьми разнообразных диалогических реплик.

К источникам речевого подражания относятся: речь окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, мультфильмы. Особая роль в этой работе отводится художественной литературе, поскольку встречи с ней ежедневны, а методы приобщения к литературным произведениям содействуют не только восприятию форм диалога, но и их воспроизведению. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировках, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик.

Диалогическое единство «вопрос – ответ» представлено в потешках («Лиса и волк», «Кисонька-мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?» и др.) и во многих стихотворениях (Е. Благинина «Черемуха», В. Орлов «Ты скажи мне, реченька...», «Отчего ты черен, кот?» и др.).

Разыгрываниме этих произведений по ролям позволяет детям усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонации, правила ведения диалога.

Диалогическое единство «сообщение – реакция на сообщение» не так часто встречается в стихотворениях, тем не менее можно порекомендовать для чтения по ролям такие произведения: А. Барто «Я знаю, что можно придумать...», С. Маршак «Перчатки», А. Берлов «Лягушонок», Н. Сладков «Разговор лисы и зайца», «Знакомство».

Читая по ролям потешку про зайца или стихотворения С. Маршака «Кузнец», Б. Брехта «Зимний разговор через форточку» и др., дошкольники усваивают разные формы реплик из диалогической пары «побуждение – реакция на побуждение»:

– Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!

– Отчего не поскакать? Поскачу!

– Лапкой, зайка, постучи-постучи!

– Отчего не постучать? Постучу.

В этом шутливом диалоге дети учатся добродушно реагировать на побуждения.

Заимствование детьми форм диалогического взаимодействия происходит также в коммуникативных играх с готовыми диалогическими текстами. Несомненным достоинством коммуникативных игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, к выполнению заданий.

Последовательность использования игр, подобранных для работы по каждому диалогическому единству, подчиняется логике развития речевых умений: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения. Играя в них, дети воспроизводят наизусть готовые реплики различных видов и осваивают разные диалогические единства:

– единство реплик «вопрос – ответ» содержится в играх: «Почта», «Маковое зернышко», «Фанты»;

– взаимосвязь реплик «сообщение – реакция на сообщение» присутствует в играх: «Садовник», «Хорошо-плохо», «Будь внимателен»;

– реплики из пары «побуждение – реакция на побуждение» представлены в играх: «Передай письмо», «Вежливые поиски», «Справочное бюро».

Таким образом, коммуникативные игры, подобранные мною для развития диалогической речи, рассчитаны на то, чтобы:

1) формировать у детей умения пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правила ведения диалога (правила очередности и тематического единства реплик), что очень важно для развития произвольности речевого поведения;

2) отражать естественную логику формирования речевых умений: от восприятия и заимствования образцов диалогических реплик к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.

Следует отметить, что процесс развития диалогической речи у детей довольно сложный и достаточно долгий. И если начать работать в данном направлении на ранних ступенях развития, то на этапе завершения дошкольного образования дети овладеют коммуникативными умениями и навыками (компетентностью), так необходимыми им для дальнейшего обучения в школе.

Количество просмотров: 4133  

Добавить комментарий

1. Добрые дела дошколят: волонтёрское движение в ДОУ
2. Экскурсии выходного дня как эффективный способ взаимодействия семьи и ДОУ
3. Развивающий диалог как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников
4. Наглядное моделирование – игра и обучение
5. Сенсорное воспитание младших дошкольников
6. Развитие пространственных компетенций воспитанников старшего дошкольного возраста
7. Организация работы по патриотическому воспитанию в ДОУ
8. Мастер-класс от родителей как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ДОУ
9. Формирование патриотических чувств старших дошкольников посредством создания мини-музея «Сибирь многогранная»
10. Мастер-класс как открытая площадка для сотрудничества с родителями
11. Развитие речевой деятельности детей через приобщение к истокам русской национальной культуры
1. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Эффективное взаимодействие семьи и ДОУ в рамках проекта «Народов много – страна одна» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Проект «Сказочный марафон» как инструмент для развития детей и укрепления семейных связей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. «Говорящая приемная» как средство эффективного взаимодействия родителей, детей и воспитателей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Организация единого образовательного пространства детского сада и школы ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы