Развитие пространственных компетенций воспитанников старшего дошкольного возраста

 
 

Каличак Людмила Петровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 
 
 

Курасова Софья Леонидовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Развитие пространственных компетенций воспитанников старшего дошкольного возраста

Наша группа состоит из детей, которым не требуется организация специальных образовательных условий, и воспитанников с установленным статусом ОВЗ (тяжёлые нарушения речи, с диагнозом ОНР). В своей работе сталкиваемся с такими проблемами у ребят (при дизонтогенезе речевого развития), как общая неловкость, трудности в выполнении сложно-координированных движений. При нарушении пространственных координат дошкольникам сложно определить, где лево, право. В последнее время это наблюдаем и у детей с нормальным звукопроизношением. Так как в современном мире окружающая среда редуцирована: перед ребёнком уже не ставится столько двигательных задач, как раньше.

Пространственные представления являются базисом, на котором формируются высшие психические функции человека (восприятие, воображение, память, мышление, речь). Нарушение пространственного восприятия обуславливает недостаточность формирования лексико-грамматических категорий, обозначающих пространственные признаки и отношения. Своевременное развитие у ребёнка пространственных представлений – важнейшее условие повышения его достижений, а также безопасности. Например, переходим мы дорогу. Смотрим, далеко ли машина, оцениваем ситуацию. Это тоже знания о пространстве. Восприятие и осознание пространственных отношений – необходимое условие адаптации организма к среде существования.

Мы взаимодействуем с пространством каждый день. Уже с момента появления на свет ребёнок начинает осваивать пространство. При нормальном течении онтогенеза это происходит естественно. Ни с какими проблемами мы не сталкиваемся. Если есть нюансы, связанные с нарушениями в работе нервной системы, биологическим развитием, или социальная ситуация развития неблагоприятная, то усвоение пространственных представлений у дошкольников имеет определённые трудности. К тому же они характеризуются высокой степенью абстрактности. У детей в процессе формирования пространственных представлений усвоение единства всех признаков происходит не сразу, а постепенно: через движения тела, конечностей, повороты головы, глаз и т.д. – при условии словесного опосредования деятельности.

Ознакомление с пространственными представлениями вписывается в повседневную жизнь детей. Сначала предлагаем малышам игры на осознание пространства собственного тела, подключая тактильную, зрительную, слуховую модальности. Дошкольник рассматривает своё отражение в зеркале. Анализируется расположение всех частей тела, составляющих. Затем игры на осознание своего тела в мире других предметов. Осуществляется сначала по расположению окружающих предметов относительно самого ребёнка. Важный момент, когда ребёнок начинает ориентироваться в позе рядом стоящего человека, может перекодировать информацию: правая и левая руки у нас по диагонали.

Освоение инструкций «Повернись налево», «Пойди направо» – это очень сложные пространственные навыки. Мозговой ансамбль, который их обеспечивает, ещё долго будет складываться.

Во время непосредственной образовательной деятельности формируем у детей умения:

– ориентироваться в схеме собственного тела;

– определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве;

– моделировать пространственное расположение предметов;

– ориентироваться на поле листа бумаги;

– двигаться в заданном направлении и изменять его.

Формирование этих представлений – один из важнейших компонентов в содержании работы по формированию предпосылок к учебной деятельности. Полезно вплетать организацию такой деятельности в контекст игры.

Используем игровые обучающие сеансы по формированию пространственных представлений у старших дошкольников. Элементы включаются в разные формы организованной образовательной деятельности в группе. Например, в содержание гимнастики после сна.

Наша традиция – изготовление родителями макетов. Например, «Безопасная дорога из дома в детский сад», «Мой двор», «Перекрёсток». Работая с данными пособиями, дети приобретают умение выделять предметы – ориентиры, определять пространственные отношения между ними, направление передвижения от одного предмета к другому. Ребёнок объясняет путь следования пожарной машины к дому, где случился пожар, или рассказывает, как найти дорогу от дома к детскому саду.

Использование технических средств в обучении – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию. Одним из таких средств является интерактивная игрушка лого-робот Bee-Bot «Умная пчелка», которую мы активно используем для развития навыков ориентировки, умения составлять алгоритмы и пополнения словарного запаса. Например, игровая ситуация «Помоги пчёлке найти дорогу домой». Задачи: развивать умение ориентироваться, учить определять положение объекта на листе бумаги с помощью простейшей системы координат, формировать навыки чтения плана.

 

Обустройство «домика» – важная работа в освоении пространства.

Ознакомление с пространством тесно связано с геометрическими фигурами. Большое значение отводим навыкам ориентировки на микроплоскости.

 

Игры на развитие зрительно-моторной координации – основа глазомера. Например, очень полюбившаяся нашим детям игра «Бирульки».

Добавляем упражнения на ориентировку в пространстве в физминутки, в том числе электронные.

Количество просмотров: 3433  

Добавить комментарий

1. Добрые дела дошколят: волонтёрское движение в ДОУ
2. Экскурсии выходного дня как эффективный способ взаимодействия семьи и ДОУ
3. Развивающий диалог как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников
4. Наглядное моделирование – игра и обучение
5. Сенсорное воспитание младших дошкольников
6. Развитие пространственных компетенций воспитанников старшего дошкольного возраста
7. Организация работы по патриотическому воспитанию в ДОУ
8. Мастер-класс от родителей как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ДОУ
9. Формирование патриотических чувств старших дошкольников посредством создания мини-музея «Сибирь многогранная»
10. Мастер-класс как открытая площадка для сотрудничества с родителями
11. Развитие речевой деятельности детей через приобщение к истокам русской национальной культуры
1. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Эффективное взаимодействие семьи и ДОУ в рамках проекта «Народов много – страна одна» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Проект «Сказочный марафон» как инструмент для развития детей и укрепления семейных связей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. «Говорящая приемная» как средство эффективного взаимодействия родителей, детей и воспитателей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Организация единого образовательного пространства детского сада и школы ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы