Гендерное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного инклюзивного образования
В дошкольных учреждениях до недавнего времени воспитание осуществлялось без учета пола ребенка, что в конечном итоге приводило к негативным последствиям в виде неверно сформированной гендерной идентичности – феминные (женственные) мальчики и мускулинные (мужественные) девочки. Последствия такого воспитания проявляются во взрослом возрасте при создании семьи, когда наблюдаются затруднения в общении из-за несформированной социальной роли. Это происходит потому, что сегодня в обществе наблюдается смещение социальных ролей, когда на первый план выходят не типично «женские» и типично «мужские» качества (подчинение – властность), а такие характеристики личности, как взаимопонимание, взаимопомощь [1].
Исследователи указывают на то, что социальное окружение современных дошкольников имеет определенные особенности, которые не соответствуют тем изменениям, которые происходят в социальной сфере.
Во-первых, это сугубо женский педагогический коллектив, в котором ребенок находится длительное время – от детского сада до окончания школы. Независимо от пола, к нему предъявляются требования лишь феминного содержания.
Во-вторых, средства массовой информации предъявляют образы мужчины и женщины как противоположные: мужчина – творческая профессиональная личность, способная принимать решения и одерживать победы; женщине же достаточно хорошо выглядеть и уметь быть домашней хозяйкой.
Третья особенность заключается в том, что детская литература способствует укреплению устаревших гендерных стереотипов. В детских книгах мужчина выступает в образе активной и творческой личности, а героини чаще всего бывают жертвами, объектами защиты и поклонения.
Инклюзивное образование рассматривается прежде всего как средство социальной адаптации не только самого ребенка, но и его семьи в целом. Следует отметить, что проблема гендерного подхода в образовании, и в инклюзивном дошкольном образовании в частности, является чрезвычайно актуальной. На современном этапе в зарубежных странах пересматриваются базовые ценности образования подрастающего поколения, ведутся активные дискуссии в отношении приоритетов и ориентиров гендерного подхода в воспитании.
Задача дошкольного учреждения, взаимодействуя с родителями, объяснить им важность формирования гендерной идентичности у мальчиков и девочек именно с ранних лет.
Многие авторы, изучив проблему инклюзивного образования, выделяют следующие аспекты, при которых пойдет развитие инклюзии в целом:
1. Создание специальных образовательных условий, способствующих удовлетворению общих и особых образовательных потребностей ребенка с особенностями в развитии.
2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учетом его психических и физических индивидуальных особенностей, социального опыта и семейных ресурсов.
3. Планирование процесса обучения с учетом выделения специальных задач, применения специальных методов, форм и средств обучения.
4. В процессе приобретения общественного опыта, жизненных приоритетов идет освоение умений, навыков и знаний у детей.
5. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения в процессе интеграции детей с особыми образовательными потребностями в образовательную и социальную среду, содействие ребенку и его семье и помощи педагогам.
6. Разработка специальных программно-методических комплексов для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
7. Координирование работы всех специалистов, взаимодействие с родителями и вовлечение их в образовательный процесс.
8. Повышение профессиональной компетентности воспитателей и узких специалистов в вопросах изучения и становления развития детей с ограниченными возможностями здоровья различной специфики и выраженности.
9. Формирование толерантного отношения участников всего образовательного процесса к детям с ограниченными возможностями здоровья [2].
В детском саду можно реализовывать модель организации образовательного пространства с учетом решения задач гендерного воспитания по 4 направлениям:
1. Знакомство с особенностями воспитания и обучения мальчиков и девочек на основе приобретения теоретических знаний их психосоциальных различий.
2. Просвещение родителей по данным вопросам и привлечение их к участию в образовательном процессе.
3. Построение соответствующей развивающей предметно-пространственной среды.
4. Построение модели педагогического процесса.
Таким образом, наиболее активно становление гендерной идентичности происходит в период от двух до восемнадцати лет. Именно в это время важную роль в ее становлении играет воспитание. Воспитание следует понимать в широком смысле этого слова как влияние среды на формирование личности. В этот период индивид тесно взаимодействует с такими социальными институтами, как семья и детские образовательные учреждения. Задача педагогов, работающих с детьми в детском саду и решающих проблему гендерной идентификации, заключается не в формировании мужских и женских качеств, а в формировании качеств, свойственных обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь к родному дому).
Список используемых источников
1. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 89 с.
2. Колесникова Т.В., Насибуллина А.Д. Реализация гендерного подхода в инклюзивном дошкольном образовании // Оренбургский государственный педагогический университет. Оренбург: Статья в сборнике трудов конференции, 2019. – 51-56 с.
Количество просмотров: 2587 |
Комментарии
Зайцева Мария О... опубликовано
Страницы
Добавить комментарий