Проект «Мама читает мне» как средство повышения читательской активности школьников
Несмотря на очевидную важность и незаменимость чтения, снижение интереса к нему наблюдается во всем мире. Об этом говорится в распоряжении Правительства РФ от 03.06.2017 № 1155-р «Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ» и в «Национальной программе поддержки и развития чтения».
Среди всех каналов коммуникации чтение, особенно чтение книг, является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержки и приумножения богатства родного языка, формирования речевой культуры.
«Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и самих себя», – говорил выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Для того чтобы привлечь обучающихся к чтению и расширить их кругозор, я как педагог-библиотекарь понимаю, что начинать возрождение культуры чтения необходимо с традиций семейного чтения.
Основная идея практики: через возрождение традиций семейного чтения, содействие воспитанию любви к чтению у школьников, совместное семейное чтение с родителями повысить уровень читательской активности, роль знаний в жизни как у взрослых, так у детей.
Цели проекта:
– содействие воспитанию любви к чтению у школьников через совместное семейное чтение с родителями;
– возрождение традиций семейного чтения;
– воспитание бережного отношения к книге.
Задачи проекта:
– ознакомить родителей с результатами читательских умений обучающихся;
– развивать интерес к формированию интеллектуальных умений и желания читать;
– формировать потребность в постоянном чтении книг;
– актуализировать внимание родителей на пользе семейного чтения.
Целевая аудитория проекта: обучающиеся 2, 3, 4 классов (8-11 лет).
Всё чаще можно слышать от родителей, что дети не хотят и не любят читать. Сегодня нужно помочь им полюбить книгу. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребенок это принимает и переносит в собственную жизнь.
Для возрождения традиций семейного чтения на базе библиотеки МБОУ СОШ № 90 г. Новосибирска с 01.09.2018 был запущен проект «Мама читает мне». На каждый учебный год был разработан тематический план проекта, который соответствует разделам учебника «Литературное чтение» 2, 3, 4 классов (авторов Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий, УМК «Перспектива»). Перед тем как запустить проект на базе 2 «В» класса, в апреле 2018 года на собрании родители единогласно приняли решение об участии класса в данном проекте. Мы провели пилотные встречи в апреле-мае 2018 года. Встречи понравились ребятам, мамам. На каждую встречу нашего проекта приходит одна из мам, у которой ребенок обучается в данном классе. Мамы читают вслух произведения, соответствующие темам встреч, принимают активное участие в мероприятии. Мамы на практике видят результаты читательских умений ребят, на что надо обратить внимание, чем помочь ребенку. На встречах мамы обучаются разнообразным формам привлечения внимания детей к чтению. То, что я вижу на каждой встрече проекта, трудно передать словами. Это единение двух поколений, которых в момент встречи объединяет чтение, книга, любовь друг к другу.
На первом этапе подготовки к занятию используется интерактивная беседа с мамами, в ходе которой определяются основные направления очередной встречи.
Основной образовательной формой проекта является игра, так как в игре обучение чтению идёт непринужденно и эффективно. Ребята участвуют в спектаклях, в викторинах, читают наизусть стихи, читают по кругу, по ролям, работают в парах. Мы любим путешествовать в страну загадок. У нас проходят музыкальные минутки, художественные зарисовки. Часто работаем со словарями, особенно с толковым. Открываем толкование слов, с которыми знакомимся на проекте. В классе проводятся книжные выставки, соответствующие теме.
Основные этапы технологии проекта для каждой встречи:
– этап подготовки (разработка сценария, инструктаж мам, подготовка материального обеспечения);
– ввод в сценарий (постановка проблем, целей, распределение ролей);
– этап проведения (индивидуальная и групповая работа, дискуссии, мастер-классы, художественная деятельность);
– этап анализа и обобщения (анализ, рефлексия, рекомендации).
Проект реализовывался три учебных года в одном классе, встречи проходили 1 раз в месяц. В 2021-2022 учебном году в проекте участвовали ребята и мамы четырёх вторых классов. В 2022-2023 учебном году в проекте приняли участие ребята и мамы четырёх вторых классов и четырёх третьих классов.
Социальные результаты реализации проекта ориентированы на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
– любящего свой народ, свой край и свою Родину;
– уважающего и принимающего ценности семьи и общества;
– любознательного, активно и заинтересованно познающего мир;
– готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
– доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
– умеющего сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Получаемые участниками проекта образовательные результаты:
– понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
– осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;
– понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
– достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
Достижения описанных результатов гарантируется:
– корреляцией планируемых результатов проекта «Мама читает мне» и результатов ООП НОО школы;
– системностью проведения занятий (тематические планы на каждый учебный год).
Достижения описанных выше результатов проверены:
– анкетированием (прослеживается положительная динамика читательской активности родителей и детей);
– наблюдениями (многие ребята класса стали активными участниками читательского клуба «Почитайка», участвуют во всех мероприятиях ИБЦ);
– посещаемостью школьной библиотеки и увеличением книговыдачи в данном классе;
– сбором и оформлением отзывов родителей и детей о проекте;
– онлайн-фотоконкурсом «Пойман за чтением».
Список используемых документов и источников информации:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ №1642 от 26.12.2017).
4. Национальный проект «Образование» на период до 2024 г. (включая проекты: «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда».
5. Распоряжение Правительства РФ от 03.06.2017 № 1155-р «Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ».
6. Национальная программа поддержки и развития чтения, 2006 г.
Количество просмотров: 4380 |
Добавить комментарий