Проект «Мама читает мне» как средство повышения читательской активности школьников

 
 

Иванова Наталья Александровна,

педагог-библиотекарь

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 90 с  с углублённым изучением

предметов ХЭЦ г. Новосибирска

 

Проект «Мама читает мне» как средство повышения читательской активности школьников

Несмотря на очевидную важность и незаменимость чтения, снижение интереса к нему наблюдается во всем мире. Об этом говорится в распоряжении Правительства РФ от 03.06.2017 № 1155-р «Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ» и в «Национальной программе поддержки и развития чтения».

Среди всех каналов коммуникации чтение, особенно чтение книг, является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержки и приумножения богатства родного языка, формирования речевой культуры.

«Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и самих себя», – говорил выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Для того чтобы привлечь обучающихся к чтению и расширить их кругозор, я как педагог-библиотекарь понимаю, что начинать возрождение культуры чтения необходимо с традиций семейного чтения.

Основная идея практики: через возрождение традиций семейного чтения, содействие воспитанию любви к чтению у школьников, совместное семейное чтение с родителями повысить уровень читательской активности, роль знаний в жизни как у взрослых, так у детей.

Цели проекта:

– содействие воспитанию любви к чтению у школьников через совместное семейное чтение с родителями;

– возрождение традиций семейного чтения;

– воспитание бережного отношения к книге.

Задачи проекта:

– ознакомить родителей с результатами читательских умений обучающихся;

– развивать интерес к формированию интеллектуальных умений и желания читать;

– формировать потребность в постоянном чтении книг;

– актуализировать внимание родителей на пользе семейного чтения.

Целевая аудитория проекта: обучающиеся 2, 3, 4 классов (8-11 лет).

Всё чаще можно слышать от родителей, что дети не хотят и не любят читать. Сегодня нужно помочь им полюбить книгу. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребенок это принимает и переносит в собственную жизнь.

Для возрождения традиций семейного чтения на базе библиотеки МБОУ СОШ № 90 г. Новосибирска с 01.09.2018 был запущен проект «Мама читает мне». На каждый учебный год был разработан тематический план проекта, который соответствует разделам учебника «Литературное чтение» 2, 3, 4 классов (авторов Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий, УМК «Перспектива»). Перед тем как запустить проект на базе 2 «В» класса, в апреле 2018 года на собрании родители единогласно приняли решение об участии класса в данном проекте. Мы провели пилотные встречи в апреле-мае 2018 года. Встречи понравились ребятам, мамам. На каждую встречу нашего проекта приходит одна из мам, у которой ребенок обучается в данном классе. Мамы читают вслух произведения, соответствующие темам встреч, принимают активное участие в мероприятии. Мамы на практике видят результаты читательских умений ребят, на что надо обратить внимание, чем помочь ребенку. На встречах мамы обучаются разнообразным формам привлечения внимания детей к чтению. То, что я вижу на каждой встрече проекта, трудно передать словами. Это единение двух поколений, которых в момент встречи объединяет чтение, книга, любовь друг к другу.

На первом этапе подготовки к занятию используется интерактивная беседа с мамами, в ходе которой определяются основные направления очередной встречи.

Основной образовательной формой проекта является игра, так как в игре обучение чтению идёт непринужденно и эффективно. Ребята участвуют в спектаклях, в викторинах, читают наизусть стихи, читают по кругу, по ролям, работают в парах. Мы любим путешествовать в страну загадок. У нас проходят музыкальные минутки, художественные зарисовки. Часто работаем со словарями, особенно с толковым. Открываем толкование слов, с которыми знакомимся на проекте. В классе проводятся книжные выставки, соответствующие теме.

Основные этапы технологии проекта для каждой встречи:

– этап подготовки (разработка сценария, инструктаж мам, подготовка материального обеспечения);

– ввод в сценарий (постановка проблем, целей, распределение ролей);

– этап проведения (индивидуальная и групповая работа, дискуссии, мастер-классы, художественная деятельность);

– этап анализа и обобщения (анализ, рефлексия, рекомендации).

Проект реализовывался три учебных года в одном классе, встречи проходили 1 раз в месяц. В 2021-2022 учебном году в проекте участвовали ребята и мамы четырёх вторых классов. В 2022-2023 учебном году в проекте приняли участие ребята и мамы четырёх вторых классов и четырёх третьих классов.

Социальные результаты реализации проекта ориентированы на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

– любящего свой народ, свой край и свою Родину;

– уважающего и принимающего ценности семьи и общества;

– любознательного, активно и заинтересованно познающего мир;

– готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

– доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

– умеющего сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Получаемые участниками проекта образовательные результаты:

– понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

– осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;

– понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

– достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Достижения описанных результатов гарантируется:

– корреляцией планируемых результатов проекта «Мама читает мне» и результатов ООП НОО школы;

– системностью проведения занятий (тематические планы на каждый учебный год).

Достижения описанных выше результатов проверены:

– анкетированием (прослеживается положительная динамика читательской активности родителей и детей);

– наблюдениями (многие ребята класса стали активными участниками читательского клуба «Почитайка», участвуют во всех мероприятиях ИБЦ);

– посещаемостью школьной библиотеки и увеличением книговыдачи в данном классе;

– сбором и оформлением отзывов родителей и детей о проекте;

– онлайн-фотоконкурсом «Пойман за чтением».

Список используемых документов и источников информации:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ №1642 от 26.12.2017).

4. Национальный проект «Образование» на период до 2024 г. (включая проекты: «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда».

5. Распоряжение Правительства РФ от 03.06.2017 № 1155-р «Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ».

6. Национальная программа поддержки и развития чтения, 2006 г.

Количество просмотров: 4380  

Добавить комментарий

1. Система партнерских отношений Аэрокосмического лицея им. Ю.В. Кондратюка как залог успеха лицеистов технологической студии «Уроки настоящего»
2. Исследовательская деятельность будущих педагогов как инструмент развития навыков и компетенций XXI века
3. Учебные проекты на уроках обществознания и права: проще, чем кажется
4. Практика знакомства младших школьников с традиционными российскими ценностями на уроках (на примере русской народной сказки «Курочка Ряба»)
5. Проект «Мама читает мне» как средство повышения читательской активности школьников
6. Межпредметные связи при изучении истории
7. Использование стихов на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности
8. Мы начинаем КВН! О системе развития движения КВН в МКОУ КСШ № 1
9. Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности: методические рекомендации
1. Поколение Альфа. Возможности интерактивной библиотеки для повышения мотивации современных детей к изучению иностранного языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Психолого-педагогические аспекты обучения современного студента ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Развитие функциональной грамотности и нестандартного мышления учащихся на занятиях математического кружка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Как эффективно организовать профориентацию на уроке ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Создание арт-пространства в школе как способ мотивации обучающихся к изучению физики ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Квест как один из способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции, познавательных интересов и творческой активности личности в изучении французского языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы