8 февраля – День памяти юного героя-антифашиста. Сценарий образовательного события

 
 

Бережинская Елена Викторовна,

педагог-библиотекарь

МБОУ СОШ «Перспектива» г. Новосибирска

 

8 февраля – День памяти юного героя-антифашиста. Сценарий образовательного события

Вид деятельности: внеклассное мероприятие – классный час.

Направление: военно-патриотическое.

Возраст: 10-12 лет.

Цели:

– познакомить детей с юными героями-антифашистами, пионерами-героями Великой Отечественной войны;

– воспитывать чувства патриотизма, любовь к Родине, сострадание к людям;

– познакомить с литературными произведениями по данной теме.

Задачи:

– воспитание у обучающихся благодарной памяти о юных героях-антифашистах, пионерах-героях Великой Отечественной войны;

– формирование личностного отношения обучающихся к проявлениям героизма и самопожертвования во имя Родины;

– формирование гуманистических качеств личности.

Планируемые результаты:

Предметные:

– формирование представления о подвигах юных героев-антифашистов, пионеров-героев во время Великой Отечественной войны;

– совершенствование умения устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: формирование уважительного отношения к истории и традициям своего народа, развитие эстетических чувств, навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками, умения правильно отражать свое отношение к различным сторонам окружающего мира.

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, освоение способов решения проблем творческого характера, формирование умения оценивать свои учебные действия в соответствие с поставленной задачей.

Коммуникативные: овладение навыками слушания собеседника, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения познавательных задач, воспитание способности осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении.

Тип занятия: формирование и закрепление знаний, обучающихся о героизме и тяжелой доле детей в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеофрагменты, подборка художественных произведений.

Слайд 2

В феврале во всем мире отмечают два установленных ООН праздника, связанных с детьми и подростками: День памяти юного героя-антифашиста и Международный день детей-солдат.

Слайд 3

8 февраля – День памяти юного героя-антифашиста. Этот день был утвержден очередной Ассамблеей ООН в 1964 году, в честь погибших участников антифашистских демонстраций – французского школьника Даниэля Фери в 1962 году и иракского мальчика Фадыла Джамаля в 1963.

Так получилось, что в этот день были расстреляны пять мальчишек-парижан лицея «Бюффон», не предавших своих друзей-подпольщиков в годы Второй мировой войны.

Слайд 4

В этот же день были расстреляны и герои-молодогвардейцы Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин, Семен Остапенко в захваченном фашистами Краснодоне.

Совпадения, может быть, и случайные, но они существуют, дополняя этот день исторической ответственностью.

Слайды 5, 6

Мальчишки и девчонки разных стран, всюду, где шла борьба за свободу, за мир, были рядом со взрослыми. Они служили связными, разведчиками, распространяли газеты, писали и расклеивали листовки, участвовали в демонстрациях, а когда нужно – брали в руки оружие, и сражались наравне со старшими. Многие из них погибали – от вражеских пуль или в застенках. Но количество юных героев, сражавшихся с фашизмом во время Великой Отечественной войны Советского Союза беспрецедентно.

С 1941 по 1945 год в военных действиях принимали участие десятки тысяч несовершеннолетних детей.

Слайд 7

«Сыновья полка», пионеры – деревенские мальчишки и девчонки, ребята из городов – их посмертно признавали героями. Мальчишки и девчонки не дожидались, пока их «призовут» взрослые, – начинали действовать с первых дней оккупации. Рисковали они смертельно. Наравне со взрослыми терпели лишения, защищали, стреляли, попадали в плен, жертвуя собственными жизнями. Они сбегали из дома на фронт, чтобы защищать свою Родину. В тылу и на линии фронта они каждый день совершали маленький подвиг. У них не было времени на детство, им не достались годы, чтобы взрослеть. Они взрослели по минутам. Дети совершали такие поступки, о каких взрослым страшно было подумать.

Слайд 8

Юные герои Великой Отечественной войны — сколько их было? Если считать героем каждого мальчишку и каждую девчонку, которых судьба привела на войну и сделала солдатами, матросами или партизанами, то — десятки, если не сотни тысяч. По официальным данным Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО) России, в годы войны в боевых частях числились свыше 3500 военнослужащих в возрасте до 16 лет. При этом понятно, что далеко не каждый командир подразделения, рискнувший взять на воспитание сына полка, находил в себе смелость заявить о воспитаннике по команде. Понять, как старались скрыть возраст маленьких бойцов их отцы-командиры, которые и в самом деле многим были вместо отцов, можно по неразберихе в наградных документах. На пожелтевших архивных листках у большинства несовершеннолетних военнослужащих указан явно завышенный возраст. Реальный выяснялся гораздо позже, через десять, а то и через сорок лет. А ведь еще были дети и подростки, воевавшие в партизанских отрядах и состоявшие в подпольных организациях! И там-то их было гораздо больше: в партизаны порой уходили целыми семьями, а если и нет, то почти у каждого подростка, оказавшегося на оккупированной земле, было, за кого мстить. Так что «десятки тысяч» — это далеко не преувеличение, а скорее, преуменьшение. По последним данным, число подростков, воевавших против фашистов, оценивается примерно в 300 тысяч. Около 50 тысяч погибли. Но, видимо, точного числа юных героев Великой Отечественной войны мы не узнаем уже никогда.

Слайд 9

«Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются, как герои», – записал в дневнике немецкий офицер.

Слайд 10

Все слышали о подвиге молодежной подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей в Краснодоне. Но мало кто знает, сколько таких организаций было на оккупированных территориях. Только в Белоруссии таких молодежных групп действовало полторы тысячи. Они возникали стихийно, без общего руководства. В больших городах, в районных центрах, в деревнях объединялись подростки в боевые группы. Они действовали наивно, подчас неосторожно, что часто заканчивалось провалом. Но организации появлялись вновь и вновь, приобретали опыт, устанавливали связь с партизанами и другими подпольщиками и продолжали вести свою непримиримую борьбу с захватчиками.

Слайд 11

Пионеры – Герои Советского Союза: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Валя Котик, Саша Чекалин – когда-то их имена знал каждый школьник.

Слайд 12

Портреты этих ребят висели в каждой школе. А помнят ли их сейчас их сверстники?

Слайд 13

Первый Герой Советского Союза, Саша Чекалин в 16 лет стал членом партизанского отряда «Передовой» в Тульской области. Вместе с другими партизанами он поджигал фашистские склады, подрывал машины и устранял вражеских часовых и патрульных. В ноябре 1941 года Саша тяжело заболел. Какое-то время он находился в одной из деревень Тульской области, близ города Лихвина, у проверенного человека. Один из жителей выдал юного партизана фашистам. Ночью они ворвались в дом и схватили Чекалина. Когда дверь распахнулась, Саша кинул в немцев заранее приготовленную гранату, но она не взорвалась. Фашисты несколько дней пытали мальчика. Потом его повесили. Тело оставалось на виселице более 20 дней – убирать его не разрешали. Сашу Чекалина похоронили со всеми воинскими почестями, только когда город освободили от захватчиков. В 1942 ему присвоили звание Героя Советского Союза.

Слайд 14

Володя Щербацевич. Казнь его фашисты запечатлели на фотопленку и распространили потом эти кадры по всему городу – в назидание другим. Потом эти фотографии казни фигурировали на Нюрнбергском процессе в качестве документов обвинения нацистских преступников. Они также экспонируются в Минском музее истории Великой Отечественной войны. Щербацевич Владимир Иванович – 14-летний подпольщик, действовавший в Минске. Его отец погиб в финскую войну. Мать-врач и сын Щербацевичи с первых дней оккупации белорусской столицы прятали у себя на квартире советских командиров, которым подпольщики время от времени устраивали побеги из лагеря военнопленных. Освобождение военнопленных было для всех главной задачей. Ольга Федоровна оказывала освобожденным медицинскую помощь, переодевала в гражданскую одежду, которую вместе с сыном Володей собирала у родственников и знакомых. Несколько групп спасённых удалось благополучно вывести из оккупированного Минска. Однажды по поддельным документам они вывезли целый грузовик с военнопленными к партизанам. Но случилась беда. Очередная группа уже за городом попала в лапы гестаповцев. Самое страшное, что их выдал свой. Мать и сына бросили в фашистские застенки. Их жестоко пытали, но они мужественно держали себя на допросах. 26 октября 1941 г. в Минске устроили показательную казнь. В этот день повесили десятки человек. Среди них был и Володя Щербацевич. В 1976 году ему присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Слайд 15

Самым младшим из всех известных маленьких солдат – во всяком случае, согласно документам, хранящимся в военных архивах, — можно считать воспитанника 142-го гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии, самого юного защитника Сталинграда, гвардии рядового Сереженьку, Сергея Алёшкова. В архивных документах можно найти два свидетельства о награждении мальчишки, родившегося в 1936 году и оказавшегося в армии с 8 сентября 1942 года, вскоре после того, как каратели расстреляли его мать и старшего брата за связь с партизанами. Сережу соседка успела вытолкнуть в окно, в сторону леса. Сколько он плутал по лесам, неизвестно. Его, измученного, голодного и замерзшего подобрали разведчики и, нарушая все инструкции, взяли с собой. Мальчика очень любили солдаты, сшили ему форму и даже сапожки сделали по ноге. Он каждое утро исправно являлся в штаб: докладывал, что прибыл для несения службы. Выполнял различные, посильные для него поручения: носил почту и патроны, в период затишья читал стихи, пел песни. Первый документ от 26 апреля 1943 года — о награждении его медалью «За боевые заслуги» за спасение командира. Во время бомбежки завалило блиндаж со всем командованием части. Сережа, раненый, под бомбами привел к завалу саперов и те откопали погребенных. Второй, от 19 ноября 1945 года, о награждении воспитанников Тульского суворовского военного училища медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: в списке из 13 суворовцев фамилия Алешкова стоит первой. После войны спасенный Сережей командир Михаил Воробьев усыновил мальчика. Сергей Алешков окончил юридический институт и работал в прокуратуре Челябинска. О своем военном детстве никому не рассказывал.

По-разному попадали дети в действующую армию: солдаты подбирали сирот и потерявшихся в ходе боев ребятишек. Дети и сами убегали на фронт и, если им удавалось достичь передовой, командирам ничего не оставалось, как принять их. Нередки были случаи, когда командиры брали с собой своих детей, полагая, что так будет безопаснее для них.

Слайд 16

История Николая Крыжкова – одна из многих. Николай Пантелеевич Крыжков был воспитанником детского дома. Детдом в Сталино эвакуировали, когда немцы уже стояли на подступах к городу. Было ему 11 лет. Зиму он скитался по степям, промышлял на железной дороге, так добрался до Сталинграда. Осенью 1942 года мальчишку приютили солдаты, накормили, отмыли, обогрели. Командир части несколько раз отправлял его в тыл, но он снова возвращался. И тогда комбат приказал зачислить мальчишку в штат и поставить на довольствие. Так и остался Коля Крыжков до конца войны сыном полка 150-й Севастопольской орденов Суворова и Кутузова пушечно-артиллерийской бригады 2-й гвардейской армии, прошел от Сталинграда до Восточной Пруссии, участвовал в боях на Саур-Могиле, ходил в разведку и корректировал огонь в Севастополе, Кенигсберге, Пилау. В Белоруссии был ранен осколками снаряда и направлен в парковый взвод. Николай Пантелеевич удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», благодарности командира за взятие Севастополя. В наградном листе отмечено, что Коля Крыжков выполнял обязанности разведчика-артиллериста, выявлял цели противника, приходил из разведки невредимым и с ценными сведениями, которые помогали выполнять боевые задания. А ведь в 1945 году ему исполнилось лишь 14 лет.

Слайд 17

Среди 263 советских воинов, закрывших своими телами вражеские амбразуры, самым младшим был 15-летний рядовой 332-й разведывательной роты 2-го Украинского фронта Анатолий Комар. В действующую армию подросток попал в сентябре 1943-го, когда фронт вплотную подошел к его родному Славянску. Мальчишка стал проводником у наступающих красноармейцев. Анатолий помог им пройти вглубь прифронтовой полосы немцев, а потом ушел вместе с наступающей армией на запад. Всего два месяца довелось ему носить недавно появившиеся в Красной армии погоны и ходить в разведку. В ноябре того же года, возвращаясь из свободного поиска в тылу у немцев, группа разведчиков раскрыла себя и была вынуждена прорываться к своим с боем. Последним препятствием на пути назад оказался пулемет, прижавший разведку к земле. Анатолий Комар метнул в него гранату, и огонь стих, но стоило разведчикам подняться, как пулеметчик снова начал стрелять. И тогда оказавшийся ближе всех к врагу Толя поднялся и упал на пулеметный ствол, ценой жизни купив товарищам драгоценные минуты для прорыва.

Слайд 18

В расположение 5-го гвардейского штурмового авиакорпуса Аркадий Каманин прибыл вместе с отцом, назначенным на должность командира этой прославленной части. Летчики удивились, узнав, что сын легендарного пилота, одного из семерых первых Героев Советского Союза, участника спасательной экспедиции «Челюскина» будет работать авиамехаником в эскадрилье связи. Но вскоре убедились, что «генеральский сынок» совершенно не оправдывает их негативных ожиданий. Аркадий не прятался за спиной знаменитого отца, а просто хорошо делал свое дело — и изо всех сил стремился в небо. Аркадий недолго проработал механиком. Он начал летать на двухместном самолете связи У-2 сначала в роли штурмана-наблюдателя и бортмеханика. В возрасте 14 лет Аркадий Каманин был назначен на должность летчика 423-й Отдельной эскадрильи связи, став самым юным пилотом Великой Отечественной войны. Некоторые дни он проводил в небе по 5-6 часов. На его самолете была изображена стрела, которая напоминала молнию. Пилоты эскадрильи связи ласково называли юного пилота – «Летунок». Однажды, возвращаясь на аэродром с задания, он увидел подбитый немцами штурмовик Ил-2, который находился на нейтральной полосе. Фонарь кабины штурмовика был закрыт. Под минометным обстрелом противника он сумел посадить самолет рядом с поврежденной машиной и перетащил потерявшего сознание пилота в свой самолет. Помимо этого, забрал из Ил-2 фототехнику пилота вместе с отснятым материалом. За спасение летчика Аркадий Каманин был награжден орденом Красной Звезды, на тот момент ему было всего 15 лет. Второй орден Красной Звезды Аркадий получил в 1944 году, когда на штаб фронта напали бандеровцы. Взлетев под обстрелом противника, юный летчик с воздуха забросал нападавших ручными гранатами, а также вызвал подкрепление. Атака на штаб фронта была отбита, за этот подвиг, воевавший тогда на 2-м Украинском фронте Аркадий Каманин, был награжден вторым орденом Красной Звезды. Несомненно, Аркадий стал бы выдающимся летчиком, а вполне возможно, и космонавтом. Его отец Николай Каманин руководил отбором и подготовкой первых космонавтов. Но в возрасте 18 лет Аркадий умер от менингита.

Иван Филиппович Кузнецов на фронте оказался 14-летним мальчишкой в начале 1943 года в качестве сына артиллерийского полка. Сначала он был подносчиком снарядов, затем – заряжающим, а в конце 1943-го уже отличился в качестве наводчика и был удостоен медали «За отвагу». Ордена Славы всех трех степеней Иван Кузнецов был удостоен за разные подвиги, совершенные в течение одного года. После войны он остался служить в армии, окончил военное училище и ушел в запас в звании капитана.

Вася Курка – самый юный снайпер Великой Отечественной. Пришел в полк 13-летним. Удивительная военная судьба: с первого до последнего дня Вася Курка провоевал в одном и том же полку одной и той же дивизии! Сделал неплохую военную карьеру, дослужившись до звания лейтенанта и приняв под командование стрелковый взвод. Записал на свой счет, по разным данным, от 179 до 200 уничтоженных гитлеровцев. Воспитал 59 снайперов. Прошел с боями от Донбасса до Туапсе и назад, а потом и дальше, на Запад, до Сандомирского плацдарма. Там лейтенант Курка был смертельно ранен в январе 1945-го, меньше чем за полгода до Победы.

Слайд 19

Рассказ о детях и подростках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, в партизанских отрядах, в подполье можно продолжать бесконечно. Так много было их там, где даже взрослым было трудно и страшно. Маршал Баграмян вспоминал, что смелость, отвага подростков, их изобретательность в выполнении заданий поражали даже старых и опытных солдат. Они погибали, пропадали без вести, спасали ценой своих жизней товарищей. Сейчас появилось много придуманных героев, спасающих мир, в то время, как реальные герои, ровесники тех ребят, что с упоением читают сейчас книги о Гарри Поттере, забыты. А ведь их жизнь, их судьбы, трагические и героические одновременно, куда интереснее и фантастичнее, чем у большинства современных книжных героев. Судьба каждого такого маленького солдата великой войны уникальна. О каждом можно написать отдельную книгу. Жаль, что часто эта книга оказалась бы длиннее, чем жизнь ее юного героя.

Ссылка на видео

Слайд 20

8 февраля отмечается День юного героя-антифашиста, День памяти юных – мальчиков и девочек всех стран, тех кто боролся и умирал за свободу, равенство и счастье людей. Их много погибло в борьбе. Многие остались живы и встретили Победную весну 1945 года. Имена у них разные, но их судьбы похожи – всё что они делали, они делали ради освобождения своей страны от фашистских захватчиков.

Литература

http://vokrugknig.blogspot.com/2020/02/8.html

https://warheroes.ru/hero/hero.asp?hero_id=297

https://letopis-muzhestva.rgdb.ru/volodya-shcherbacevich

http://www.myshared.ru/slide/973798

https://cmd74.ru/news/samyj-malenkij-soldat-velikoj-otechestvennoj-vojny-gvardii-ryadovoj-sergej-alyoshkov/

https://www.youtube.com/watch?v=mKvnbVw1P5Y

Количество просмотров: 2784  

Добавить комментарий

1. Новосибирцы – бывшие узники фашизма: информационно-методические материалы
2. Дорогами Победителей: образовательное событие в форме квеста
3. В помощь учителю истории. Справочный материал к уроку «Начало Великой Отечественной войны»
4. Разработка интегрированного урока «Развитие дыхания у дошкольников»
5. Моделирование базовых элементов на плоскостной композиции в технике пластилинография
6. «Прошлое в настоящем»: просветительское событие
7. «Великая Победа»: интегрированный урок математики и истории
8. Подвигу ленинградцев посвящается: историко-литературная композиция
9. Торжественная линейка, посвященная окончанию начальной школы
10. Урок мужества «Блокада Ленинграда»: сценарий образовательного события, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
11. Сценарий образовательного события «15 улиц Новосибирска, носящих имена героев Великой Отечественной войны»
12. Интегрированное внеклассное мероприятие по истории и литературе, посвященное битве под Москвой «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»
13. Патриотический час «Женщины нашей Победы» (о женщинах-авиаторах)
14. Сценарий образовательного события «Я помню! Я горжусь!»
15. Сценарий образовательного события «Война. Победа. Память». История одной песни «На безымянной высоте»
16. Игра-путешествие по станциям «Дорогами войны 1941-1945 гг.»
17. Твои защитники: дети – герои войны в художественных произведениях для детей
18. У войны – не женское лицо: литературно-исторический вечер
19. Библиотечный урок у книжной выставки «Тема Великой Отечественной войны в произведениях художественной литературы и изобразительном искусстве»
20. Нам этот бой не забыть никогда: Ржевская битва. Час истории. Посвящается 80-летию освобождения Ржева

Страницы

1. Не теряя энтузиазма ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Деятельностный подход к развитию способности учащихся создавать текст (на примере урока литературы в 9 классе) ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Индивидуальные формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Продолжая семейные традиции ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Эффективные формы и методы работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семейный практико-ориентированный проект «Вместе весело шагать!» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Сравнительный анализ текстов «Шинель» Н. В. Гоголя и «Телефон» Д. А. Горчева: урок литературы в 9 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. сценарий развлечения для детей с ОНР средней группы «Играем с героями сказки «Репка» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Сценарий развлечения по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Боровичок и лесные жители» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Спортивный праздник «Веселые старты» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Взаимодействие педагогов и родителей при обучении дошкольников рассказыванию ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Адаптация детей в первой младшей группе: ключевые аспекты и рекомендации ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Правила дорожного движения в детском саду: учим детей безопасному поведению на дороге ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. «Хлеб – наше богатство»: беседа с детьми подготовительной группы ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы