Новосибирцы – бывшие узники фашизма: информационно-методические материалы

 
 

Суворова Ирина Николаевна,

начальник отдела профессионального роста

педагогов и руководителей МАУ ДПО «НИСО»

 

Новосибирцы – бывшие узники фашизма: информационно-методические материалы

История человечества хранит много скорбных дат и ужасающих деяний, большинство из которых пришлись на XX век, вместивший сразу две мировых войны. Одной из самых страшных страниц человеческой истории стала история фашистских концентрационных лагерей: с 1933 по 1945 годы через них прошло около 20 миллионов человек из 30 стран мира, из них около 12 миллионов погибли, при этом каждый пятый узник был ребенком. Для нашей страны это особая дата, так как около 5 миллионов погибших являлись гражданами СССР.

Сегодня каждый из нас склоняет головы перед памятью миллионов людей, чья жизнь безвинно оборвалась за колючей проволокой в страшной нацистской неволе. Мы вспоминаем тех, кто, выдержав самые страшные пытки, сумел сохранить в сердце человечность и доброе отношение к людям, выжить и победить.

Ежегодно 11 апреля, за месяц до светлого праздника – Дня Победы, человечество отмечает скорбный праздник – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. В этот день принято благодарить воинов, освобождавших узников лагерей, чествовать выживших и вспоминать тех, кого с нами уже нет.

Идея размещения данных методических материалов пришла неожиданно. Вызвала эту идею скорбная весть о том, что, не дожив всего два дня до великого праздника 75-летия Победы, 7 мая 2020 года ушел из жизни замечательный человек, основатель и организатор Новосибирского союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей (далее – НСБМУ) Самуил Рафаилович Волк. Человек – легенда, чей жизненный путь не может не вызывать удивление и восхищение. В детстве он потерял почти всю семью в Минском гетто, вместе с братом чудом бежал из него; партизанил, был сыном полка, с частями Красной армии освобождал от фашистов Восточную Пруссию; после войны окончил Суворовское училище, став кадровым офицером, дослужился до воинского звания «полковник»; а всю свою оставшуюся жизнь, выйдя в отставку, посвятил увековечиванию памяти об узниках фашистских концлагерей.

Самуил Рафаилович стоял у истоков объединения всех бывших узников фашистских концлагерей, живущих на территории Новосибирской области, в общественную организацию – НСБМУ и 16 лет бессменно руководил его деятельностью. Именно он был инициатором создания в школе № 192 Кировского района нашего города уникального, единственного за Уралом, музея, посвященного узникам фашизма, и открытия на территории школы Памятника жертвам фашизма.

Человек огромной жизненной силы, кипучей энергии, энтузиаст и подвижник, он проделал огромную работу по увековечиванию в Новосибирске памяти о страшных и скорбных страницах Великой Отечественной войны. По инициативе НСБМУ на базе школьного музея собирались данные о новосибирцах – жертвах фашизма, публиковались сборники воспоминаний бывших узников, ежегодно 11 апреля проходили их традиционные встречи.

Желая донести до подрастающего поколения правду о событиях войны, бывшие узники, во главе с Самуилом Рафаиловичем, вели большую просветительскую и воспитательную работу. Они и сегодня проводят Уроки Мужества, организовывают встречи с учащимися школ, готовят, а иногда и сами проводят, экскурсии в школьном музее. Именно их усилиями в Новосибирске увековечено имя одного их организаторов движения Сопротивления в концлагере Бухенвальд – Николая Семеновича Симакова.

Мне посчастливилось быть причастной к этому большому делу. Работая в школе № 192 учителем истории и заместителем директора, я принимала активное участие в создании школьного музея, в организации активной поисковой и экскурсионной деятельности на его базе. Вместе с коллегами-педагогами и учениками мы готовили и проводили встречи узников, собирали их мемуары и экспонаты для музейной экспозиции, разбивали клумбы и высаживали аллеи рядом с памятником Жертвам фашизма. Мы имели уникальную возможность встречаться и общаться с «живой историей», соприкасаться с судьбами этих удивительных людей – бывших узников фашизма. В моей жизни это бесценный опыт.

В данных методических материалах представлена часть обширной информации, которая собиралась мною много лет, в рамках работы по теме музея. Это материалы о самом празднике – Международном дне освобождения узников фашистских концлагерей, сведения о деятельности советского подполья в концлагере Бухенвальд, биографические справки о наших мужественных земляках: Н. С. Симакове и С. Р. Волке, информация о деятельности НСБМУ, отрывки из сценариев Дня узника, праздника-встречи, который ежегодно проходил 11 апреля в школе № 192, а также перечень информационных источников по теме.

Материалы могут быть полезны для учителей истории, классных руководителей, педагогов-организаторов в рамках организации учебной и внеурочной деятельности, в том числе проектной и исследовательской.

Данную публикацию я посвящаю памяти Самуила Рафаиловича Волка.

В настоящей статье представлены информация о деятельности Новосибирского союза бывших малолетних узников фашизма, отрывки из сценариев Дня узника, праздника-встречи, который ежегодно проходил 11 апреля в школе № 192

 

Информация о деятельности Новосибирского союза бывших малолетних узников фашизма

Новосибирский союз бывших малолетних узников фашистских концлагерей (НСБМУ) основан в нашем городе 23 апреля 1994 года. Он насчитывает около 280 человек. Военно-патриотическая работа с молодежью стала основным направлением деятельности этой организации. Сейчас в НБСМУ 200 членов – жители города и области старше 75 лет, которые во время Великой Отечественной войны прошли испытания фашистских концлагерей.

В 1998 году от Новосибирского Союза бывших малолетних узников поступило предложение открыть в школе № 192 Музей бывших малолетних узников фашистских концлагерей. Началась творческая работа Совета музея школы и НСБМУ под руководством Самуила Рафаиловича Волка. На данный момент, это уникальный, единственный за Уралом музей, посвященный малолетним жертвам фашизма. Музей открыт 11 февраля 1999 года и носит имя нашего земляка Николая Семеновича Симакова, который еще при жизни стал легендой. Н. С. Симаков в Бухенвальде был руководителем русского подпольного центра подготовки восстания.

Этот музей посвящен страницам истории, о которых немного можно найти информации и сегодня. Стенды музея, витрины рассказывают о детях, чье детство прошло в фашистских лагерях. С этой информацией можно познакомиться в разделах: «Война и дети», «Героическая история Бухенвальда», «Наши прадеды – участники Великой Отечественной».

За годы работы Музея в нем побывали тысячи посетителей. Бывшие узники концлагерей передали Музею подлинные экспонаты: одежду узника Бухенвальда, ложку, записку с адресом товарищей.

Ребята собрали материалы о Бухенвальдском подполье, воспоминания малолетних узников, написали рефераты о сопротивлении советских людей в годы Великой Отечественной войны. Новосибирский союз малолетних узников фашизма помог в оформлении помещения для музея, представил материалы, книги, воспоминания, землю из Бухенвальда.

Уникальность тематики музея вызвала большой интерес учащихся школы, педагогов, общественных организаций. Потребность в изучении данного исторического материала времен Великой Отечественной войны и создании музея обуславливалась еще и тем, что на территории области (на момент создания музея) проживало более трехсот пятидесяти человек – бывших малолетних узников фашистских концлагерей. Их судьба долгое время после войны действительно являлась запретной темой для науки.

Среди уникальных экспонатов музея хранятся пожелтевшие листки с адресами друзей – соратников, разделивших тяжелую долю узников концлагерей, которые хранил в своей обуви наш земляк – узник Бухенвальда, Матвей Григорьевич Шохирев; жетон с номером заключенного и названием лагеря, который всегда должен был висеть на шее узника. Среди реликвий есть листовка – «Обращение к детям оккупированных территорий» со стихотворением С. В. Михалкова, которое с затаенным дыханием слушают самые маленькие посетители нашего музея. В стихотворении в доступной форме рассказывается о целях, которые преследовал Гитлер, отдавая приказы сбрасывать бомбы на наши города и села. Эту листовку передала музею Алла Михайловна Зайдман.

Здесь же, среди экспонатов, находится небольшой шерстяной платок, которым Алла Михайловна накрыла плечи, чудом оставшись в живых после расстрела.

В школе регулярно проводятся встречи с участниками Великой Отечественной войны, бывшими узниками фашистских концлагерей на Уроках Мужества. 11 апреля – Международный день узника. В этот день в школу съезжаются бывшие малолетние узники, узники Бухенвальда. Приезжают гости из Польши, из Германии, из Израиля. Для них готовится праздничная программа. Учащиеся школы на основе материалов музея пишут исследовательские работы, рефераты, которые находят достойную оценку на городских и районных научно-практических конференциях.

По инициативе союза на доме, в котором жил Николай Симаков, установлена мемориальная доска, на Заельцовском кладбище обустроена его могила. В рамках гранта были изданы две книги «Войной расстрелянное детство» и «Пока мы живы, надо помнить…».

В рамках реализации муниципального гранта школе № 192 Кировского района НСБМУ реконструирован единственный за Уралом музейный комплекс. В 2002 году накануне Дня Победы на территории школы торжественно открыт памятник малолетним узникам фашизма. Около пяти лет воплощалась идея создания памятника, а ее инициаторами были представители Новосибирского Союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей. Немалая заслуга в создании памятника принадлежит педагогическому коллективу школы и всем ее ученикам, которые по крупицам собирают материалы об истории Великой Отечественной войны и бережно хранят память о ее героях. Члены Союза, когда-то лишенные радости детства и испытавшие на себе все тяготы военного лихолетья, сегодня нашли в себе силы, чтобы передать ребятам «живую» историю - воспоминания о событиях тех лет.

31 мая 2019 года в сквере Славы в Новосибирске открылась арка памяти, посвящённая детям-узникам фашистских концлагерей 1941–1945 годов. Новый памятник был создан по инициативе Новосибирского союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей на деньги муниципального и областного грантов. Арка, будто бы слепленная из человеческих тел, символизирует память о детях-узниках фашистских концлагерей. Председатель региональной общественной организации «Союз бывших малолетних узников фашистских концлагерей» Вера Маськова считает, что в Новосибирской области таким образом закладывается традиция передачи памяти о пережитых страданиях в годы войны подрастающему поколению.

Материалы для проведения «Дня узника»

(отрывки из сценариев)

Мир прорастает памятью, как лесом прорастает пустошь,

И птицы память по утрам поют

И ветер  память по ночам гудит

Деревья память целый день лепечут

И в памяти моей такая скрыта мощь

Что возвращает образы и множит

Шумит не умолкая память – дождь

И память – снег летит и пасть не может.

– Течет река времени. Минуло уже три четверти века с того незабываемого и страшного дня, когда распахнулись огромные, от Баренцова до Чёрного моря, двери войны. И она вошла в каждый дом, каждую семью, каждую жизнь.

– Много воды унесла река времени с тех пор, заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в сердцах, обожженных войной,  в искалеченных человеческих душах, эти страшные 1418 дней и ночей продолжают жить.

– Эта война осталась в памяти грядущих поколений великими сраженьями, главными, судьбоносными своими битвами.

– Но для тех, кто воевал, голодал, истекал от ран, видел вокруг только смерть, война была войной. И каждый ее день был длиннее и труднее целой жизни.

– Каждый день войны нес страдания и боль всем: женщинам, старикам, детям.

Есть у войны особые страницы

Бессмысленной жестокости полны.

От них не отступить, не откупиться,

Их страшный опыт помнить мы должны!

– В детстве не бывает будней. Каждый день, горестный он или радостный – это неповторимый день познания мира. Будни приходят потом, когда мы утрачиваем детскую свежесть восприятия, перестаем замечать, как растет трава, как не хочет оторваться от ветки последний дубовый листок, как успокаивается подо льдом вода.

– А если детство выпадает на годы войны? И война не просто годы лишений, а ежедневная смертельная опасность, боль и горе потерь. Таким детство было у них – детей войны. Слишком рано узнали они страх смерти, боль утрат, ненависть к врагу и жажду жизни.

Проснемся, уснем ли: война, война…

Ночью ли, днем ли: война, война…

Сжимает нам горло, лишает сна, путает имена,

О чем ни подумай – война, война…

Наш спутник угрюмый она.

Восходы, закаты – вокруг она:

Война! Война! Война!

 

Когда же война от работы устанет?

Сжигать и калечить людей перестанет

Где были недавно жилища людские

Сегодня – одни пепелища пустые.

И пули свистят и трещат автоматы

И грабят крестьянина вражьи солдаты.

И нету конца беззаконью и боли

И наших детей гонят во вражью неволю.

– В романе Александра Фадеева «Молодая гвардия» есть строки, описывающие страшные сцены прощания, перед отправкой детей в Германию. Прощания перед долгой дорогой, перед фашисткой неволей. Прощания с родными, близкими, друзьями. Прощания с родиной, а для многих и с жизнью!

(На фоне музыки инсценировка «Девушка с книгой»)

«Площадка на холме, перед белым одноэтажным зданием биржи была оцеплена немецкими солдатами. Молодые люди, которые должны были сегодня покинуть родной город, матери, отца, родственники толпились перед оцеплением по склонам холма. Мрачное впечатление производила эта толпа женщин, девушек,  подростков, недвижная, молчаливая, окаменевшая в своем горе. Если где и заговорят, то в полголоса, даже плакать громко боятся: иная мать только смахнет слезы рукой, а дочь, вдруг да уткнет глаза в платочек. Немцы не пускали родных и провожающих за оцепление. Началось прощание. Матери и дочери уже не сдерживали себя, плакали в голос. Ребята крепились, но страшно было смотреть на их лица, когда матери и сестры бились у них на груди, а престарелые отцы, не раз видевшие смерть лицом к лицу, потупившись, смахивали слезы с усов. Среди провожающих было много подростков. И кто – то из них, провожая брата или сестру, случайно попав за оцепление, уже не мог выйти оттуда. Под наблюдением обер-лейтенанта выдавали им на руки карточку, единственный документ, который на пути следования удостоверял их личность. На карточке не было ни имени, ни фамилии, только номер. Молодые люди, угоняемые в Германию, уже словно принадлежали к другому миру: с бегущими по лицу слезами, смотрели и смотрели на дорогие им лица».

– В Германии оказались сотни тысяч наших соотечественников. Что их ждало там, на чужбине? Их ждал тяжелый, каторжный труд, побои, голод и боль унижений.

– А еще их, как и военнопленных, как и неблагонадежных, ждали высокие заборы с колючей проволокой, деревянные бараки и печи крематориев.

– Концлагеря… Фабрики смерти… Через их кровавый конвейер прошли десятки миллионов узников.

– Созданные на территории Германии, Польши, Чехословакии, Прибалтики и других оккупированных территорий, они работали без остановки, неся их жертвам нечеловеческие страдания и смерть.

Вот некоторые страницы их кровавой хроники.

Концлагерь Освенцим.

Создан на территории Польши в 1939 году. Здесь постоянно находилось до 250 тыс. узников, включая детей. Здесь работали так называемые больницы, лаборатории в которых проводились медицинские эксперименты на живых людях. Были в лагере и газовые камеры и крематории. По степени технической оснащенности, массовой жестокости истребления людей Освенцим превзошел все известные гитлеровские лагеря смерти. В Освенциме фашисты истребили более 4 миллионов человек. На момент освобождения Советские войска нашли в лагере лишь 156 уцелевших детей из тысяч.

Концлагерь Треблинка.

Лагерь, расположенный в Польше, недалеко от Варшавы. Одним из казненных в этом лагере был великий чешский педагог Януш Корчак. Зная об его известности, фашисты предложили ему остаться в Варшаве, но он выбрал другой путь. Он не смог перед лицом смерти бросить 200 своих учеников. Утром 5 августа 1942 года 200 детей «Дома сирот» в возрасте от 6 до 13 лет и 9 воспитателей прошли единым строем через всю Варшаву к концлагерю. Во главе колонны, держа за руки двух самых маленьких, шел Януш Корчак. На следующий день все они были умерщвлены в газовых камерах Треблинки.

Концлагерь Майданек.

Создан в 1940 году вблизи города Люблина в Польше. Одновременно здесь находились до 45 тысяч узников. Были там и целые детские бараки. Всего в Майданеке нашли свою смерть 1,5 млн человек. Майданек был освобожден Красной армией в июле 1943 года.

Концлагерь Саласпилс.

Создан в 1941 году на территории Литвы. Наверное, самый страшный из всех фашистских лагерей. Специализированный детский лагерь смерти. В ходе медицинских экспериментов и истребления здесь было уничтожено более 100 тыс. детей.

– Детские зоны, детские бараки. Целые детские концлагеря. Это не только символы фашистского варварства, но и вечный укор человечеству.

– Миллионы детей стали в годы войны узниками фашистских концлагерей, гетто. За колючей проволокой их ждал непосильный труд, страдания, смерть близких.

– Латыши и эстонцы, евреи и украинцы, русские – дети самых разных национальностей плакали на одном языке.

(Инсценировка «Дети-невольники» на фоне музыки)

1 ребенок:

Как тяжело мне жить в неволе,

и сердце не дает покой.

Кругом, кругом пустое поле,

а мне так хочется домой!

Хотя бы русский снег здесь выпал,

укрыл наш общий ветхий дом.

Со всех деревьев иней сыпал,

сугробы были бы кругом.

Пускай бы лагерную сетку

он густо инеем занес,

Чтоб знали мы, что эту клетку

Украсил русский наш мороз.

И сердцу сразу стало б легче,

хотя и стало б холодней,

Как будто это мама шепчет –

помни о Родине своей!

2 ребенок:

Я толкал вагонетку из сырого тоннеля,

И как ныла спина, и как ноги гудели,

Я толкал вагонетку уже целую вечность,

День за днем пролетал уходя в бесконечность.

А фашист подгонял – все ему было мало,

Хоть уж не было сил, сердце болью стучало.

А фашист свирепел, он грозил и ругался,

Проклиная фашистов, вагонетку с камнями,

Я о доме мечтал, вспоминал я о маме.

Как хотелось бы мне к ней сейчас возвратиться.

Почему я не ветер, почему я не птица!

1 ребенок:

Голубь летит, голубь летит белый,

Черный за ним ястреб летит в небе,

Мама, спаси, чудо со мной сделай –

Сделай меня каплей дождя в небе!

Эта война страшно длинна, страшно!

С пулей в груди больно бежать, больно.

Мне никогда в жизни не стать старше –

Я обернусь сейчас ветром в степи вольным.

Мама, прости, в левом крыле рана,

Завтра в лесу солнце взойдет рано…

Наши придут, звезды зажгут наши.

Вспомнят меня. Песни споют наши!

– Жизни детей обрывались за колючей проволокой концлагерей:  в лагерных бараках, в больничных койках, в каменоломнях и на плацах, в газовых камерах и печах крематориев.

Мужчины мучили детей.

Умно, намеренно, умело,

Творили будничное дело –

Мужчины мучили детей.

И это каждый раз опять –

Кляня, ругаясь без причины…

А детям было не понять

Чего хотят от них мужчины.

За что обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье?

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

Они представить не могли

Того, что было всем открыто –

По древней логике Земли

От взрослых дети ждут защиты.

А дни все шли, как смерть длинны,

И дети стали образцовы,

Но их все били. Также, снова.

И не снимали с них вины.

Они хватались за людей,

Они молились и просили,

Но у мужчин идеи были,

И снова мучили детей.

Мы есть. Мы дышим. Мы живем.

Но память в сердце не остыла.

Мы будем помнить – это было.

Мужчины мучили детей.

– Из одиннадцати миллионов жертв фашистских концлагерей, около 3 миллионов – дети… мы не можем забыть и тех, чья жизнь оборвалась в фашистских застенках.

Дети! Вы падали как солдаты,

В глухие ночи, в криках замученных дней,

Вы умирали такие безропотные,

На горе миру, от рук палачей.

Память! В сердцах вы сегодня с нами,

В темных бараках, на нарах,

В грязи и в пыли,

Вы, кто остался в саласпилсах и майданеках,

Стали укором народам земли.

Знаем! Любовь этой жизни основа,

Верим! Навек человечество мир сохранит,

Но болью тревожа, снова и снова,

Колокол памяти в сердце звучит.

– Мы говорим от имени миллионов детей, которые не могут ничего сказать, потому, что их жизнь оторвалась.

– Мы говорим от имени 550 тысяч членов международного союза бывших малолетних узников концлагерей.

-–Мы обвиняем насилие, зло, жестокость.

– Мы обвиняем убийц, душегубов, палачей.

- Мы призываем помнить всех детей, чьи жизни оторвала война! Помнить каждого!

(Минута молчания. Колокольный звон.)

Когда звенят колокола, то даль особенно светла,

Благословляет этот звон героев павших вечный сон.

Когда звенят колокола, то просыпается зола войной сожженных городов.

И в каждом колоколе скрыт набат, который чутко спит.

Когда звенят колокола, то даль бескрайняя мала

И ты, смиряя в сердце дрожь, за звоном в прошлое плывешь,

Когда звонят колокола…

– Тревожным набатом звонят колокола, воскрешая прошлое, оживляя в человеческой памяти горькие страницы самой страшной войны.

– Звенят колокола над поросшими травой шрамами окопов, отстроенными вновь руинами городов и деревень, над полями великих битв, над крестами братских могил.

– Гудят колокола соборов блокадного Ленинграда, черных печей Хатыни, каменных уступов Малой земли.

– Вот уже более 70 лет  тревожит человеческую память страшный колокол Бухенвальда, воскрешая самые черные страницы войны.

Не будут подвиги забыты.

Мы помним все. Мы помним всех солдат

Но эти не в открытых боях погибли

Я о тех, кто до своих не смог добраться,

Гранатой не успел взорваться

Кто оглушён, контужен, ранен

Вперед лицом на поле брани упал.

Но не был побежден

И был в беспамятстве пленен.

И там, в плену, в преддверье ада

Бал не рабом – всегда солдатом!

(Звучит «Бухенвальдский набат»)

– Бухенвальд – по-немецки – буковый лес. Этот концлагерь был создан в далеком 1937 году в окрестностях немецкого городка Веймера, города прославленного многими великими именами: Гетте и Шиллера, Баха и Листа, Гердера и Кранаха. Он строился всего 1 год и должен был стать образцовым концлагерем, продуманным и удобным конвейером смерти.

Там тишина от мертвого гранита

И только памяти набат гудит

У входа лозунг каменными буквами

О том, что каждый здесь свое испил, гласит.

– Веймер, прославившийся некогда утонченным, безмятежным барокко, теперь мог гордиться своими бараками. Эта эволюция от барокко к баракам – наглядное свидетельство развития немецкой культуры под властью Гитлера.

Квадраты, квадраты – немые квадраты.

Бараки, где узники были когда-то.

Здесь мука и смерть злую волю творили,

Здесь лучшие люди казненными были.

Немцы, французы, евреи, цыгане –

И наши с тобой земляки – россияне.

– В конце 30-х годов в Бухенвальд доставляли политических узников со всей Европы, не согласных с режимом Гитлера. С началом войны с Советским Союзом, он стал одним из главных лагерей смерти для военнопленных.

– Через его кровавый конвейер прошло более 238 тысяч узников, большая часть из которых – советские люди.

– У одних Бухенвальд отнял юность, у других – здоровье, у третьих – жизнь. Море человеческих страданий в Бухенвальде – неисчерпаемо.

– Лагерь увековечил себя муками, болью его узников. Он стал эсесовским адом, печи его крематориев унесли жизни 56  тыс. человеческих жизней.

– Но и здесь, за колючей проволокой Бухенвальда, за каменными стенами бараков, в нечеловеческих условиях фашистского плена, люди не только выживали, они боролись,  создавали подполье, стремились сломить фашистский гнет, отомстить за смерть товарищей.

Родина,

Прости меня, своего рядового

Самую малую часть твою,

Прости за то, что я не умер

Смертью солдата в жарком бою.

 

Родина?

Кто посмеет сказать, что тебя я предал,

Кто хоть в чем-нибудь бросит упрек?!

Бог свидетель, что я не струсил,

Пылинку жизни своей не берег.

 

Родина!

Я здесь за колючим забором

Я жив, и гордость моя жива!

И пламенем ненависти исходит,

Душа несломленная моя.

– Подпольщики Бухенвальда собирали оружие, создавали боевые отряды, помогали раненым, готовили восстание. Были у подпольщиков самодельный радиоприемник, рация, свой рукописный журнал, были свои поэты, свои герои и свои легенды. Одними из легендарных героев был наш земляк, руководитель русского подпольного центра Сопротивления – Николай Семенович Симаков.

Простой советский старшина

Был родом из седой Сибири

Его слова, его дела

других к борьбе воодушевили!

 

Был сержант на небывалой войне,

В лагерях обожженной планеты,

И в бараках, на нарах он видел во сне

Лишь один только день – День Победы!

 

Не сломался и выполнил воинский долг,

Превозмог все лишенья и беды

Был готов целиком свою жизнь он отдать

За один только день – День Победы!

 

И ни разу, ни разу, чтоб слезы из глаз,

Хоть страданья и боль он изведал.

И заплакал сержант  лишь единственный раз –

Когда близок был он – День Победы!

– 8 апреля 1945 года в радио эфире над центральной Германией сразу на нескольких языках неожиданно раздалось: «СОС. Бухенвальд. СОС. Бухенвальд. СОС, Бухенвальд. Нас хотят уничтожить, нас хотят расстрелять. Просим помощи. СОС. Бухенвальд» – это работала рация узников Бухенвальда. Зная о готовившимся полном уничтожении заключенных фашистами, они молили о помощи. Но помощь была еще далеко. И тогда узники решили спастись сами.

– 11 апреля 1945 года в 14 часов 50 минут Интернациональный комитет лагеря дал сигнал о начале восстания. На колючую проволоку хлынула огромная масса людей, измученных, истерзанных, вооруженных кто чем, с жаждой жизни и мщения в глазах. И колючая стена рухнула. В 15 часов 15 минут над воротами лагеря развивался флаг освобождения! Интернациональный комитет взял на себя руководство лагерем.

Они восстали и спаслись –

Сорвали цепи с рук своих!

Апрельский тот весенний день

Навек стал памятным для них!

– Среди 21 тысячи узников, спасенных в Бухенвальде, более 900 человек – дети. Вместе с взрослыми они испили все ужасы лагерной жизни!

Давно умолк войны набат,

Но память сердце бередит.

Мы помним о тебе сержант,

Твой славный подвиг не забыт!

– В память жертв фашизма и борцов за свободу, в память всех кто погиб и всех кто выжил, в школе № 192 Кировского района города Новосибирска создан и работает музей бывших малолетних узников фашизма имени Николая Семеновича Симакова.

– В память всех детей, чья жизнь оборвалась в фашистских концлагерях, всех, кто уходит из жизни в наше мирное время, всех, кто несет в своем сердце боль этих страшных лет, на территории школы установлен памятник, а на одной из аллей Монумента Славы нашего города воздвигнута памятная стела.

Воплощен здесь в мраморе, в металле

Вашей трудной жизни след живой

Чтобы современники узнали и своим потомкам передали –

Ваш наказ: мир сохранить любой ценой!

– И в наши дни военные конфликты обрывают жизни детей. По данным детского фонда ООН только за последние 10 лет в войнах погибло 2 млн детей, около 5 млн стали калеками, более 1 млн осиротели, 12 млн лишились крова. И это безумие не прекращается.

– Трудное время переживает планета, но вы – взрослые не имеете права лишать детей детства! Остановите войну!

Лежат в шкафу военные медали.

И чьи-то дети ходят в детский сад.

И мы, признаться, лишь в кино видали

Как бьет броню осколочный снаряд.

 

Нам кажется, что слышим мы капели

Победной той и ранней той весны!

Как хорошо, что вновь скворцы запели,

Как хорошо на свете без войны!

 

Как хорошо влюбляться и смеяться!

Как хорошо порою погрустить!

Как хорошо встречаться и прощаться!

Как просто хорошо на свете жить!

 

Как хорошо проснуться на рассвете!

Как хорошо, что ночью сняться сны!

Как хорошо, что кружиться планета!

Как хорошо на свете без войны!

– Между добром и злом – узкая, почти невидимая межа. Зло материально, его нельзя уничтожить, его можно нейтрализовать только добром. Каждый человек может помочь миру стать лучше и добрее. И дети подают пример в этом. Мы заканчиваем нашу встречу стихотворением – молитвой, написанной 9-летней Викой Ивченко. Пусть она станет заветными словами каждого.

Я об одном всевышнего молю:

Храни людей, которых я люблю!

Не обездоль! И не состарь их лица!

Пусть я уеду в дальнюю столицу

Забуду зло, запомню доброту,

Осуществлю прекрасную мечту.

Но ведь никто из вас не повториться

Как возвращу я вам добро сторицей?

Храни, Господь, людей, которых чту.

Николай Семенович Симаков

Самуил Рафаилович Волк

Памятник детям, погибшим в фашистских концлагерях.

Жанровая скульптура. Новосибирск. Сквер Славы

Памятник малолетним узникам фашизма у школы № 192

Количество просмотров: 2929  

Добавить комментарий

1. Новосибирцы – бывшие узники фашизма: информационно-методические материалы
2. Дорогами Победителей: образовательное событие в форме квеста
3. В помощь учителю истории. Справочный материал к уроку «Начало Великой Отечественной войны»
4. Разработка интегрированного урока «Развитие дыхания у дошкольников»
5. Моделирование базовых элементов на плоскостной композиции в технике пластилинография
6. «Прошлое в настоящем»: просветительское событие
7. «Великая Победа»: интегрированный урок математики и истории
8. Подвигу ленинградцев посвящается: историко-литературная композиция
9. Торжественная линейка, посвященная окончанию начальной школы
10. Урок мужества «Блокада Ленинграда»: сценарий образовательного события, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
11. Сценарий образовательного события «15 улиц Новосибирска, носящих имена героев Великой Отечественной войны»
12. Интегрированное внеклассное мероприятие по истории и литературе, посвященное битве под Москвой «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»
13. Патриотический час «Женщины нашей Победы» (о женщинах-авиаторах)
14. Сценарий образовательного события «Я помню! Я горжусь!»
15. Сценарий образовательного события «Война. Победа. Память». История одной песни «На безымянной высоте»
16. Игра-путешествие по станциям «Дорогами войны 1941-1945 гг.»
17. Твои защитники: дети – герои войны в художественных произведениях для детей
18. У войны – не женское лицо: литературно-исторический вечер
19. Библиотечный урок у книжной выставки «Тема Великой Отечественной войны в произведениях художественной литературы и изобразительном искусстве»
20. Нам этот бой не забыть никогда: Ржевская битва. Час истории. Посвящается 80-летию освобождения Ржева

Страницы

1. Педагогическое мероприятие с детьми «Экологическое путешествие в волшебную страну» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Методическое пособие по формированию функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ лэпбук «Времена года» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. «Ниточка за иголочкой». Из опыта работы в подготовительной группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Создание творческих проектов как укрепление связи между педагогами и родителями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Методическая разработка экологического познавательно-исследовательского проекта «Вода волшебница» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Кейс заданий по информатике, вызывающих затруднения при подготовке к ОГЭ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Не теряя энтузиазма ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Деятельностный подход к развитию способности учащихся создавать текст (на примере урока литературы в 9 классе) ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Индивидуальные формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Продолжая семейные традиции ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Эффективные формы и методы работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семейный практико-ориентированный проект «Вместе весело шагать!» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Сравнительный анализ текстов «Шинель» Н. В. Гоголя и «Телефон» Д. А. Горчева: урок литературы в 9 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. сценарий развлечения для детей с ОНР средней группы «Играем с героями сказки «Репка» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы