Интегрированное внеклассное мероприятие по истории и литературе, посвященное битве под Москвой «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»

 
 

Комиссарова Лариса Леонидовна,

педагог-библиотекарь

МБОУ СОШ № 3 г. Новосибирска

 

Интегрированное внеклассное мероприятие по истории и литературе, посвященное битве под Москвой «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»

Уважение к своей стране, к ее истории, традициям и богатой культуре является основой любого воспитания. Гражданско-патриотическое воспитание школьников – одно из важнейших направлений в работе педагога. Именно оно должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину. Огромную роль в решении этих задач играет обращение к тематике Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., интерес и уважение к её историческому прошлому. В этот трудный период проявились лучшие черты народа, и победа в войне стала результатом мужества, героизма, стойкости советских людей.

Цели проведения мероприятия:

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширять представление учащихся о военных годах, героизме народа.

Задачи:

– формирование у молодежи чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому;

– воспитание заботливого, бережного отношения к старшему поколению россиян, желание оказать ему необходимую помощь и поддержку;

– доведение до молодежи примеров мужества и героизма защитников Родины в годы Великой Отечественной войны;

– сохранение памяти о минувших годах и героизме советского народа;

– обобщение и систематизация знания обучающихся об основных событиях Великой Отечественной войны.

Оформление:

– компьютерная презентация;

– репродукции картин, посвященных Московской битве;

– фотографии мест сражения, военной Москвы и героев, участников сражений;

– выставка книг о Московской битве;

– выставка рисунков, посвященных сражениям, иллюстраций из прочитанных книг.

Оборудование: интерактивная доска, видеоролики, карта, раздаточный материал (карточки с текстами эпизодов из произведений В. Некрасова и В. Кондратьева), выставка книг о войне, выставка картин и плакатов на тему Великой Отечественной войны, презентация «Битва за Москву», тетрадные листы и ручки.

Приглашенные: ветераны и гости, ученики 7-го класса.

Этапы подготовки:

– выбор темы и целей мероприятия;

– составление сценария: работа с информационными ресурсами – отбор материала, выбор и компоновка фрагментов, выбор музыкальных и видеофрагментов;

– подготовка мероприятия: работа с учащи­мися, подготовка элементов оформления;

– анонс мероприятия;

– проведение мероприятия;

– обратная связь.

Желательно привлечение школьников не только в качестве исполнителей, чтецов, выступающих, но и в качестве составителей композиции. Когда текст композиции составляется самими школьниками, это дает возможность их наиболее полного и многогранного литературного и эстетического развития. Кроме того, желательно стремиться к тому, чтобы чтецами и исполнителями было как можно большее количество школьников. Наконец, эта форма работы не допускает очень большого количества зрителей, она требует камерной обстановки.

Эффективность

Как и любое другое мероприятие, композиция будет эффективной, если достигнуты поставленные цели и задачи, кроме того, при анализе мероприятия можно учитывать степень личностной вовлеченности школьников, реакцию зрителей, степень удовлетворенности участников композиции и зрителей.

Ход мероприятия

(слайд «Родина с мечом»)

Стартует новый двадцать первый век,

Перевернув ушедшие страницы,

Но память прошлых лет,

Военных горьких лет,

Нам не дает по-прежнему забыться.

 

Воронеж помнит, Курск и Сталинград,

И Украина помнит грохот стали.

Как жизни не щадя, Отчизну заслоня,

Мальчишки молодыми умирали.

 

Пусть вечно будет солнце и весна,

И в мирных ритмах пусть Земля кружится,

Но помни, человек, ты помни, человек,

Что не должно такое повториться!

(слайд «Никто не забыт, ничто не забыто»)

Мы перешагнули рубеж третьего тысячелетия, но вновь и вновь обращаемся к событиям века двадцатого, оставившим след в судьбе народа. В жизни человечества есть даты, которые будут помнить всегда. Великая Отечественная война – одна из таких дат. К ней часто будут обращать взор летописцы, философы и писатели. История пережитой народом трагедии и достигнутой Победы живет сегодня с нами. Она источник боли и горести, гордости и славы. Долгих 1418 дней и ночей полыхали бои. 1418 дней и ночей вел советский народ освободительную войну. Долог и труден был путь в Победе: от Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – 2600 километров. Это если считать по прямой. Поездом – четверо суток, самолетом – четыре часа, а перебежками, по-пластунски – четыре долгих года. И каждый день из этих лет был шагом к весне сорок пятого.

Сегодня мы вспомним, с чего начался путь к Победе. А помогут нам в этом живые свидетели тех лет: писатели и поэты, историки и публицисты.

(слайд «Что вы можете рассказать о начале войны?»)

Вопросы учащимся:

Когда началась Великая Отечественная война?

(слайд «22 июня…»)

22 июня – известная дата, но не праздник. Почему?

Война – страшное слово в человеческой жизни. Что обозначает это слово?

Что значит Отечественная война?

Почему гитлеровцы так стремились к Москве? Почему хотели уничтожить именно этот город?

Первые месяцы войны для нашей страны были очень тяжелыми. Германия обрушила на Советский Союз всю мощь своей военной машины. Гитлеровцы устремились к советской столице.

(Слайд «Родина-мать зовёт!» Звучит «Вставай, страна огромная!», 1-й куплет.)

(Слайд «И вскипела ярость благородная», фонограмма выступления Молотова, слайд «Битва под Москвой»)

Подошла война к Подмосковью,

Ночь в закате зарев долга.

Будто русской жертвенной кровью

До земли намокли снега.

 

По дорогам гремят тачанки,

Эскадроны проходят вскачь.

Приготовились к бою танки

Возле стен подмосковных дач.

 

Стук подков на морозе четче,

В нар укутан блиндажный лаз.

У околицы пулеметчик

С темной рощи не сводит глаз.

 

Будто руки окаменели,

Будто вкопан он в грунт, во рву…

Этот парень в серой шинели

Не пропустит врага в Москву.

Гитлеровский план «Тайфун» включал в себя взятие города в кольцо, а население города подлежало полному истреблению. Москвичи мобилизовали все силы. Промышленные предприятия переводились на военные рельсы. Мужчин, ушедших на фронт, сменяли женщины и подростки. Все оставшиеся в Москве были заняты на производстве, дежурили на крыше домов, проверяли светомаскировку, рыли окопы.

Вся родина встала заслоном,

Нам биться с врагом до конца,

Ведь поезд твоей обороны

Идет через наши сердца.

 

Идет через грозные годы

И долю народа всего,

Идет через сердце народа

И вечную славу его!

 

Идет через море людское,

Идет через все города…

И все это, братья, такое,

Что враг не возьмет никогда.

Москва! До последних патронов,

До дольки последней свинца

Мы в битвах! Твоя оборона

Идет через наши сердца!

Гитлер планировал провести 7 ноября парад на Красной площади.

(Слайды о Параде 7 ноября)

Да, 7 ноября на Красной площади состоялся парад – парад советских войск. Весь мир воочию убедился, что Москва не только не пала, о чем немецкое командование неоднократно объявляло, но и проводит традиционный парад своих войск. Часть войск прямо с парада направлялась на фронт, на передовые позиции.

В битве под Волоколамском отличилась 316-я дивизия под командованием Ивана Васильевича Панфилова. 16 ноября рота фашистских автоматчиков в сопровождении 20 танков двинулась в наступление. Началась жестокая схватка. Против танков встали 28 солдат с гранатами, бутылками горючей смеси и противотанковыми ружьями. 14 танков было подбито и подожжено. Десятки фашистов убиты, остальные повернули назад. Атака сорвалась. Понесли потери и советские бойцы. На оставшихся в живых двинулось еще 30 вражеских танков. И опять никто не дрогнул. Показывая пример бесстрашия, политрук Василий Клочков бросился с гранатами под фашистский танк. Слова, которые произнес политрук, вошли в историю: «Велика Россия, отступать некуда: позади Москва!»

Ценой жизни последних оставшихся в строю бойцов, выскочивших из окопа с гранатами в руках, были уничтожены еще 4 танка. Всем 28 панфиловцам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Из друзей,

Ушедших в эту осень,

Не один

Простился с головой, -

Но остановили

Двадцать восемь

Вражеские танки

Под Москвой.

Битве под Москвой посвятил свои произведения Александр Бек.

По планам немецкого командования уничтожение Москвы должно было начаться с воздуха. Вражеская авиация первый налет на Москву совершила в ночь на 22 июля. С этого момента по 22 декабря 1941 года было 122 налета. Основную роль в противовоздушной обороне города играли летчики и зенитчики Московского корпусного района противовоздушной обороны. Они перехватывали вражеские самолеты на подступах к городу, уничтожали их или вынуждали вернуться на свои аэродромы. Около 1300 фашистских самолетов нашли свой конец под Москвой. Только немногим удалось прорваться в город.

(Слайды о Талалихине)

До последнего патрона бились в воздушных схватках наши летчики-истребители. С первых дней войны летчик-истребитель Виктор Талалихин охранял столицу от налетов вражеской авиации. 7 августа 1941 года он одним из первых в истории Великой Отечественной войны совершил ночной таран, сбив фашистский бомбардировщик, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. А 27 октября того же года он погиб смертью храбрых на 43-ем километре от Москвы.

(Слайды о Гастелло)

Здесь каждый дом стоит как дот,

И тянутся во мгле

Зенитки с крыши в небосвод,

Как шпили на Кремле.

 

И каждый взрыв или пожар

В любом твоем дыму

Я ощущаю как удар

По сердцу моему.

 

Как знак, что в этот час родней

С Кремлем моя земля,

И даже кажутся тесней

Дома вокруг Кремля.

 

Но мы залечим каждый дом,

И в окнах будет свет,

Дворец Советов возведем

Как памятник побед.

 

На окнах белые кресты

Мелькают второпях, –

Такой же крест поставишь ты,

Москва, на всех врагах.

 

И чертят небо над Москвой

Прожекторов лучи.

И от застав шагают в бой

Родные москвичи.

 

А мимо – площади, мосты,

Патрульный на коне…

Оскалясь надолбами, ты

Еще роднее мне.

С воздуха уничтожить город не удалось.

В первых числах октября нависла угроза выхода немецких войск непосредственно к Москве.

(Слайд с изображением танков)

Немецкий пятьдесят седьмой моторизованный корпус бросился по Варшавскому шоссе к столице. Для защиты Москвы на этом направлении 5 октября по тревоге были подняты подольские военные – пехотное и артиллеристское училище. Это были курсанты нового призыва, который должен был стать «золотым фондом Красной армии». Им было по 15-16 лет. Проучились они всего 3 месяца и встали на защиту Москвы. 198 километров отделяло фашистов от столицы, а войск на этом пути не было. В летнем обмундировании, с учебными винтовками и зажигательной смесью они должны были противостоять немецким танкам. И они выстояли. 18 дней ребята сдерживали натиск врага и не пропускали к стенам столицы.

Курсанты-артиллеристы проявили чудеса героизма и самопожертвования, отражая непрекращающиеся атаки гитлеровцев. На головы курсантов с немецкого самолета вместо бомб посыпались листовки. Германское командование призывало в них: «Доблестные красные юнкера! Вы мужественно сражались, но теперь ваше сопротивление потеряло смысл. Варшавское шоссе наше почти до самой Москвы. Через день-два мы войдем в нее. Вы настоящие солдаты. Мы уважаем ваш героизм. Переходите на нашу сторону». Никто из курсантов не струсил, не сдался в плен. Фашисты не прошли. Цена этому – 2500 погибших курсантов.

(Слайд о Воробьёве)

Повесть Константина Воробьева «Убитый под Москвой» остается одним из самых достоверных произведений о начальном периоде войны в 1941 году под Москвой, куда попадает рота молодых курсантов, почти без оружия.

(Зачитываются отрывки из повести)

Гибнут бойцы, мир рушится под бомбами, раненные попадают в плен. Но жизнь их отдана родине.

Героизм и мужество проявила восемнадцатилетняя москвичка Зоя Космодемьянская. (Слайд «Портрет Зои»)

Ее слова «Это счастье – умереть за свой народ», – помнят все. Они прозвучали в подмосковном селе Петрищево и навсегда остались в нашей памяти. Разведчица Зоя Космодемьянская умерла во вражеском плену, на фашистской дыбе, не показав своих страданий и не выдав своих товарищей-партизан.

Советская поэтесса Маргарита Алигер (Слайд «Портрет Алигер») посвятила Зое одноименную поэму. Вот несколько строк.

Стала ты под пыткою Татьяной,

Онемела, замерла без слез.

Босиком, в одной рубашке рваной

Зою выгоняли на мороз.

Геройски защищали Москву не только взрослые, но и дети.

(Слайд «Цех завода»)

Школы закрыли, все стратегические объекты заминировали. Немецкие самолеты сбрасывали на Москву зажигательные бомбы, которые застревали в крышах домов. На чердаках дежурили в основном дети старше 14 лет. Они хватали эти бомбы щипцами и бросали их в бочки с водой или песком. Занятие это было очень опасным, но дети об этом не думали. По сути дети спасли Москву от пожаров.

С 5 декабря началось контрнаступление Красной Армии. К середине января 1942 года нашими войсками было освобождено 11 000 населенных пунктов, ликвидирована опасность окружения Тулы, враг отброшен на 250 километров от Москвы.

В начале московской зимы

Счастливое катится эхо:

Не враг наступает, а мы

Все шире пространства успеха!

Битва под Москвой продолжалась 203 дня и ночи на огромном пространстве, равном территории Франции. С обеих сторон в ней было задействовано около 7 миллионов человек. Фашистам не удалось взять Москву. Немецкий «Тайфун» потерпел крах.

Какое значение имела победа советских войск под Москвой?

У границ нашей страницы был окончательно развеян миф о непобедимости германской армии. Победа под Москвой – это победа всего народа: победа простого солдата, полководца, тружеников тыла. И цена этой победы под Москвой была очень высокой. Многие пали в той битве, многие умерли от ран в госпиталях. Многие имена так и не были установлены, что привело к идее создания могилы неизвестного солдата. Именно здесь теперь находится пост № 1, главный солдатский пост в Российской армии.

(Слайд «Пост №1»)

В ознаменование победы в Битве под Москвой была учреждена медаль.

(Слайд с медалью)

Мы свою Победу выстрадали честно,

Преданы святому кровному родству.

В каждом новом доме, в каждой новой песне

Помните ушедших в битву за Москву!

Прошу почтить память погибших защитников Москвы минутой молчания. Прошу всех встать.

(Исполняется песня «У деревни Крюково»)

…Солдаты, дети, командиры –

В крови, у смерти на краю, –

Забыв в дыму, в окопной глине,

Что сон бывает наяву, –

Мы беспощадный путь к Берлину

Открыли битвой за Москву!

Количество просмотров: 2073  

Добавить комментарий

1. Новосибирцы – бывшие узники фашизма: информационно-методические материалы
2. Дорогами Победителей: образовательное событие в форме квеста
3. В помощь учителю истории. Справочный материал к уроку «Начало Великой Отечественной войны»
4. Разработка интегрированного урока «Развитие дыхания у дошкольников»
5. Моделирование базовых элементов на плоскостной композиции в технике пластилинография
6. «Прошлое в настоящем»: просветительское событие
7. «Великая Победа»: интегрированный урок математики и истории
8. Подвигу ленинградцев посвящается: историко-литературная композиция
9. Торжественная линейка, посвященная окончанию начальной школы
10. Урок мужества «Блокада Ленинграда»: сценарий образовательного события, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
11. Сценарий образовательного события «15 улиц Новосибирска, носящих имена героев Великой Отечественной войны»
12. Интегрированное внеклассное мероприятие по истории и литературе, посвященное битве под Москвой «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»
13. Патриотический час «Женщины нашей Победы» (о женщинах-авиаторах)
14. Сценарий образовательного события «Я помню! Я горжусь!»
15. Сценарий образовательного события «Война. Победа. Память». История одной песни «На безымянной высоте»
16. Игра-путешествие по станциям «Дорогами войны 1941-1945 гг.»
17. Твои защитники: дети – герои войны в художественных произведениях для детей
18. У войны – не женское лицо: литературно-исторический вечер
19. Библиотечный урок у книжной выставки «Тема Великой Отечественной войны в произведениях художественной литературы и изобразительном искусстве»
20. Нам этот бой не забыть никогда: Ржевская битва. Час истории. Посвящается 80-летию освобождения Ржева

Страницы

1. Педагогическое мероприятие с детьми «Экологическое путешествие в волшебную страну» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Разработка урока по теме «Гражданская война: истоки и основные участники» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Нетрадиционные формы проведения тематических занятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Методическое пособие по формированию функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ лэпбук «Времена года» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. «Ниточка за иголочкой». Из опыта работы в подготовительной группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Создание творческих проектов как укрепление связи между педагогами и родителями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Методическая разработка экологического познавательно-исследовательского проекта «Вода волшебница» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Кейс заданий по информатике, вызывающих затруднения при подготовке к ОГЭ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Не теряя энтузиазма ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Деятельностный подход к развитию способности учащихся создавать текст (на примере урока литературы в 9 классе) ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Индивидуальные формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Продолжая семейные традиции ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Эффективные формы и методы работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Семейный практико-ориентированный проект «Вместе весело шагать!» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы