Как хорошо уметь читать: формирование читательского интереса у младших школьников

 
 

Мезенцева Анна Эмильевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей № 130 имени академика М. А. Лаврентьева»

 

Как хорошо уметь читать: формирование читательского интереса у младших школьников

Давно известно, что одним из лучших методов воспитания является личный пример. Делай сам, делай увлеченно – и заряжай своим увлечением других. Я очень люблю читать. И очень хочу, чтобы мои ученики, ученики начальных классов, любили читать и хотели читать, чтобы делали это не для отметки, не по заданию, а из искреннего интереса и желания.

Я, как учитель начальных классов, многое делаю в рамках урока, чтобы развить у учеников интерес к чтению. Начинаем в первом классе с самого простого. Мы проводим пятиминутки чтения в начале урока. У каждого ребенка всегда есть с собой книга, которую он читает дома. Урок чтения начинается с того, что пять минут дети читают свою книгу. Книги у всех разные, у кого-то тонкая и с картинками, у кого-то потолще и посерьезнее. Это не имеет значения, главное – читают все!

По своим книгам ученики могут также выполнять упражнение на развитие скорости чтения: чтение с ускорением. Прошу детей отметить начало отрывка, который они будут использовать в упражнении. Далее даю инструкцию: читать одну минуту вслух тихим голосом до команды «стоп». После остановки возвращаемся к началу отмеченного отрывка и снова читаем одну минуту. Всего чтение одного отрывка повторяется три раза. Дети видят, как увеличивается скорость чтения, радуются, что простое упражнение приносит большой результат.

Во втором классе ежедневно двое дежурных учеников в течение одной минуты рассказывают одноклассникам о том, какую книгу они сейчас читают. Такая «промоакция» вызывает у детей интерес, они задают рассказчикам вопросы, просят остановиться на самом интересном месте потому, что дальше хотят прочесть сами.

Год назад, в третьем классе у нас начала работать «передвижная библиотека»: это специальный чемоданчик, в котором лежат десять книг, их названия держатся в секрете (см. Приложение 1). Раз в неделю мы проводим розыгрыш, в котором рандомным способом определяем, кто станет счастливым обладателем чемоданчика на следующую неделю. Пусть ребенок и не прочтет все десять книг, но возможно начнет читать и захочет продолжить чтение. Каждый ученик кладет в чемоданчик небольшой подарок для следующего читателя: это может быть блокнотик или закладочка. Свои впечатления дети могут записать в дневник читателя, который тоже лежит внутри чемоданчика.

В этом году мы поменяли наполнение чемоданчика. Текущий учебный год решили сделать «Годом периодической печати». Иногда прочесть целую книгу бывает трудно: четвероклассники – загруженные ученики. А вот небольшой журнал читать легче. Можно прочесть только одну статью, которая заинтересовала больше всего. Родители учеников помогли собрать журналы для чемоданчика. В передвижную библиотеку вошли как известные и проверенные временем «Юный натуралист», «Мурзилка», «Тошка», «Домашний любимец», так и новинки последних лет «Юный эрудит», «Думай», «Галилео», «Читайка», «Квантик» и многие другие. Ученик, ставший обладателем библиотеки на неделю, добавляет в чемодан еще один журнал. Библиотека увеличивается, дети читают и начинают выписывать журналы! Более того, по отзывам родителей, журналы оказываются интересны и взрослым, поэтому родители готовы поддерживать интерес детей к периодической печати.

В этом учебном году мы начали выписывать и читать «Первоклассную газету», которую выпускает Центр развития молодежи города Екатеринбурга. Каждый ученик получает новый выпуск в пятницу, а в понедельник обсуждаем прочитанный номер. Дети удивляются, как много интересного можно рассказать всего на одном развороте и как много нового можно узнать за десять минут чтения! По отзывам родителей, газету рассматривают и читают всей семьей.

В учебном кабинете мы организовали КЛАССную библиотеку. На полки поставили книги из чемодана передвижной библиотеки. Дети принесли из дома еще по 2-3 книги. Каждый может взять домой и прочитать книгу, предварительно самостоятельно записавшись в список. Дежурные следят за тем, чтобы оставшиеся книги стояли на полках в алфавитном порядке. Особенным спросом пользуются книги, о которых наши дежурные сумели рассказать так увлекательно, что выстраивается целая очередь желающих их прочитать.

Фонд библиотеки лицея ежегодно обновляется. В этом году нам захотелось рассказать ученикам начальной школы о новинках нашей школьной библиотеки. Библиотекарь подготовила книги, а ученики моего класса напишут отзывы. Свои впечатления юные читатели класса оформят на слайдах презентации, которая будет демонстрироваться по школьному телевидению для привлечения внимания к новинкам школьной библиотеки.

Обычно после учебного года на лето дети получают традиционные «Списки летнего чтения». Как правило, такие списки составляют названия книг, рекомендованных к чтению авторами учебных комплектов. Мне очень хотелось дополнить такие списки и сделать акцент на том, что чтение может быть не обязательным, а выбор книги должен осуществляться по желанию. Список, который получают на лето ученики моего класса, обычно состоит из 55 наименований. Главный посыл: нет задачи прочитать все книги из этого списка, главное – читать с удовольствием, интересом и увлечением. Я слежу за новинками издательств, за рейтингами книг в книжных магазинах, за рекомендациями критиков и, опираясь на анализ этих данных, включаю книги в рекомендательный список.

В начале учебного года мы с детьми обязательно обмениваемся впечатлениями о летнем чтении, обсуждаем, какая книга особенно понравилась, а какая оставила равнодушным.

Мне очень понравилась идея Даниэля Пеннака, французского учителя литературы и писателя, описанная им в книге «Как роман»: для того чтобы ребенок увлекся книгой, учитель может просто читать вслух. Родителям часто кажется, что если ребенок научился читать, то можно больше не читать ему вслух, и взрослые перестают это делать. А ребенок умеет читать, но делать ему это еще очень сложно, он быстро устает, и чтение не приносит удовольствия. Если учитель каждый день будет читать вслух хотя бы 10 минут, то в неделю уже наберется 50 минут! Скорость чтения учителя – примерно 40 страниц в час, значит за месяц можно прочитать с детьми целую книгу! Я обычно делаю так. Урок литературного чтения традиционно посвящен одному небольшому произведению. Дети читают произведение дома и, выполнив все задачи урока, я читаю детям вслух. Я стараюсь найти другое произведение этого же автора, прочесть и порекомендовать детям книги писателя.

Слушать профессиональное исполнение литературных произведений ученики нашего Лицея могут уже второй год. Ученики начальной школы собираются раз в месяц в актовом зале на необычные уроки – к нам приезжают артисты! И со сцены в исполнении мастеров художественного слова Новосибирской государственной филармонии начинают звучать книги! Иногда это хорошо знакомые детские истории, а иногда ученики открывают для себя новых незнакомых авторов.

Слушать 40 минут и удерживать внимание бывает очень сложно. Но наши ученики рады возможности попасть на концерт прямо в стенах школы и очень стараются. Тем более, что чтецы декламируют тексты рассказов не по книжкам, а наизусть и так выразительно, как будто сразу несколько человек выступает, а не один артист. После таких выступлений детям хочется найти и другие книги авторов и хочется читать их выразительно вслух!

В 2023/24 учебном году у меня появилась идея провести серию сезонных интеллектуальных игр, которые я назвала «Литературный квиз». Ученики 2-4-х классов сыграют четыре игры: осеннюю, зимнюю, весеннюю и финальную. Для каждой игры определена тематика литературных произведений: осенняя игра – произведения о детях, зимняя – авторские сказки, весенняя – произведения о животных и составлен список произведений для чтения. На финальной игре детям предстоит опираться на свой кругозор и читательский опыт. От класса в игре может участвовать не больше двух команд по 6 человек. Состав команды может меняться, а количество команд остается постоянным.

1 октября 2023 года все классы получили список произведений: второклассники должны были прочитать семь рассказов и одну повесть, а дети 3 и 4 классов – десять рассказов и две повести Н. Носова, В. Драгунского, М. Зощенко и Э. Успенского (см. Приложение 2). И дети взялись за чтение.

9 ноября 2023 года в актовом зале лицея № 130 прошли три игры осенней серии литературного квиза на параллелях 2, 3 и 4 классов. Всего в игре приняло участие 15 команд и 148 учащихся. Отбор в команды происходил в условиях серьезной конкуренции внутри каждого класса. Нешуточная борьба развернулась между командами! Четыре раунда по пять вопросов в каждом. Но проигравших не было. Пусть команда и не вышла на призовое место, но дети получили опыт сотрудничества и, самое главное, много читали, готовясь к интеллектуальному состязанию.

1 декабря 2023 года дети получат новый список книг (см. Приложение 3) для подготовки к зимнему квизу, который состоится 11 января 2024, 1 марта 2024 будет выдан список для подготовки в весеннему квизу. Весенняя игра пройдет на первой неделе четвертой четверти, а через неделю на финальной игре сезона станут известны победители в каждой параллели.

Я уверена, что большая системная работа обязательно будет иметь свой результат. Я знаю, что мои выпускники становятся настоящими читателями, так же искренне любящими книги, как я, и не мыслящими жизни без чтения.

Список использованных источников:

1. Пеннак Д. Как роман / Д.Пеннак. – М: Самокат, 2019. – 176 с.

 

Приложение 1

Книги для «Передвижной библиотеки»

Лемони Сникет «Тридцать три несчастья. Том 1. Злоключения начинаются»

Анна Старобинец «Зверский детектив»

Мария Паар «Вафельное сердце»

Роальд Даль «Матильда»

Виталий Губарев «Трое на острове»

Ульф Старк «Маленькая повесть о любви»

Надежда Беленькая «Девочки-колдуньи»

Дэвид Алмонд «Новенький»

Нина Дашевская «День числа пи»

Януш Корчак «Король Матиуш Первый»

Юрий Томин «Шел по городу волшебник»

Нестлингер Кристине «Мыслитель действует»

 

Приложение 2

Список книг для Осеннего квиза

2 класс

Н. Носов «Автомобиль», «Ступеньки», «Федина задача»

В. Драгунский «Красный шарик в синем небе», «Надо иметь чувство юмора»

Э. Успенский «Про мальчика Яшу», «Дядя Федор идёт в школу»

М. Зощенко «Глупая история», «Бабушкин подарок»

3-4 классы

Н. Носов «Автомобиль», «Под одной крышей», «Саша»

В. Драгунский «Пожар во флигеле или подвиг во льдах», «Приключение»

Э. Успенский «Про мальчика Яшу», «25 профессий Маши Филипенко». «Дядя Федор идёт в школу»

М. Зощенко «Не надо врать», «Бедный Федя», «Бабушкин подарок»

 

Приложение 3

Список книг для Зимнего квиза

2 класс

А. А. Волков «Волшебник изумрудного города»

Ю. М. Магалиф «Приключения Жакони»

Свен Нурдквист «Рождество в домике Петсона»

Синкен Хопп «Волшебный мелок»

Майкл Бонд «Медвежонок по имени Паддингтон» (1 книга)

3-4 классы

А. А. Волков «Волшебник изумрудного города»

Ю. М. Магалиф «Приключения Жакони»

Мария Крюгер «Голубая бусинка»

Роальд Даль «Чарли и шоколадная фабрика»

Н. Гейман «Коралина»

Количество просмотров: 3321  

Добавить комментарий

1. Создание комфортной образовательной среды для молодого педагога через реализацию модели наставничества в образовательной организации
2. Наставничество как ресурс повышения качества образования и мотивации к освоению профессии педагога
3. Наставничество как условие профессионального становления молодого специалиста
4. Классный руководитель – наставник ученика-инофона в полиэтническом классе в условиях поликультурной школы
5. Детское наставничество и шефство как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности
6. Профориентация школьников через реализацию волонтерских проектов
7. Как хорошо уметь читать: формирование читательского интереса у младших школьников
8. Практика наставничества в волонтёрском отряде «Свои люди» (сопровождение становления добровольчества студентов в ГБПОУ НСО «Колыванский аграрный колледж»)
9. Читать, играя: продвижение чтения в библиотеке
10. Роль наставника в исследовательском проекте
11. Интерактивные образовательные технологии как средство обучения английскому языку в общеобразовательной школе
12. Оригинальные методы и приемы организации учебных занятий как один из способов формирования исторических понятий у младших школьников при изучении истории России
13. Проблемное обучение как фактор повышения мотивации детей младшего школьного возраста к обучению
14. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
15. Совмещение учёбы и творческой деятельности – залог воспитания успешного класса
16. Интерактивные упражнения как средство обучения английскому языку
17. Как повысить интерес детей к книге. Практические советы для молодого специалиста
18. Творческое познание мира через принцип малых географических открытий
19. Слагаемые успеха учителя и ученика, или Как подготовиться к олимпиаде по истории
20. Роль наставничества в прошлом и настоящем времени

Страницы

1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы