Практика наставничества в волонтёрском отряде «Свои люди» (сопровождение становления добровольчества студентов в ГБПОУ НСО «Колыванский аграрный колледж»)

 
 

Пегушина Елена Владимировна,

преподаватель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,

руководитель волонтерского отряда «Свои люди»

ГБПОУ НСО «Колыванский аграрный колледж»

 

Практика наставничества в волонтёрском отряде «Свои люди» (сопровождение становления добровольчества студентов в ГБПОУ НСО «Колыванский аграрный колледж»)

В 2018 году на базе нашего колледжа был создан волонтерский отряд «Свои люди» с целью пропаганды идей добровольческого труда и вовлечения обучающихся в решение социально-значимых проблем общества. Под моим руководством волонтерский отряд работает уже пятый год. С каждым годом все больше студентов вовлекается в волонтерскую деятельность, основанную на общечеловеческих ценностях, способную внести существенный вклад в процесс воспитания обучающихся с целью снижения разобщенности и укрепления доверия и сотрудничества.

Одной из эффективных стратегий развития и формирования социально активной личности, ее духовности, мудрости, подготовки к жизни в целом, к активному участию в волонтерской деятельности считаем социальное наставничество.

Все это время, являясь наставником волонтеров, передо мной стоит задача – создать условия для подготовки системно мыслящих, инициативных студентов-волонтеров, способных к самостоятельному планированию и осуществлению волонтерской деятельности и дальнейшему профессионально-творческому развитию.

Основными направлениями моего наставничества в волонтерском движении являются:

– содействие развитию мотивации наставляемых на оказание помощи и поддержки разным категориям населения нашего района;

– развитие личных и социальных компетенций наставляемых;

– обеспечение наставляемых инструментами и методами для осуществления волонтерской деятельности.

Социальное наставничество и волонтерство сегодня – это активно развивающиеся тенденции молодежной политики. Благодаря волонтерам развивается добровольчество и такие ценности, как альтруизм и бескорыстный труд.

Для осуществления подготовки разумно мыслящих, инициативных, гибких, коммуникабельных, трудолюбивых волонтеров, способных к самостоятельному планированию и осуществлению волонтерской деятельности, дальнейшему профессионально-творческому развитию, наставнику необходимо выполнение следующих функций:

– мотивирующая функция (педагогическая поддержка и мотивирование наставляемых в процессе социализации и адаптации к существующим в образовательной организации);

– диагностико-корректирующая функция (способствование самоутверждению личности наставляемого посредством изучения его потребностей, возможностей, индивидуально-психологических особенностей личности);

– развивающая функция (обеспечение социально-психологического становления волонтера);

– коммуникативная функция (обеспечение тактики сотрудничества участников волонтерской деятельности);

– медиативная функция (создание безопасной среды для развития личности волонтера с активной жизненной позицией, воспитание культуры поведения в конфликте);

– профессиональная функция (понимание и принятие ценностей волонтерской деятельности, формирование профессионально-значимых ценностей).

Мое наставничество волонтеров является дополнением к основным обязанностям преподавателя колледжа. Для сопровождения становления волонтерского отряда я использую различные техники наставничества: индивидуальные, групповые, партнерское наставничество, шеф-наставничество, виртуальное наставничество.

В начале каждого учебного года мы разрабатываем план работы, план совместных действий, составляем график встреч, разбираем комплекс мероприятий, получаем памятки наставника.

Организационный момент включает проведение мероприятий, направленных на первичное информирование наставляемого о содержании волонтерской деятельности, знакомство с участниками волонтерского отряда.

На этапе сопровождения осуществляются мероприятия, направленные на быстрое и эффективное вхождение наставляемого в волонтерскую деятельность. Этот этап включает в себя консультирование, разъяснение профессиональных вопросов, оказание информационной, психологической помощи.

Завершающий этап – это оценка, во время которой происходит анализ результатов деятельности наставляемого и наставника (отзывы, анкеты, обращения). Здесь самое главное – это подведение итогов работы, похвала и психологическая поддержка друг друга.

В деятельности наставника, а также более опытных волонтеров нашего отряда, сопровождение развития навыков оказания волонтерской деятельности наставляемого осуществляется посредством различных форм работы:

– встреч с наставниками;

– проведение профилактических бесед, уроков добровольчества, ролевых игр, мастер-классов;

– встреч с пенсионерами ветеранами колледжа, желающими поделиться своими знаниями и опытом в качестве наставника;

– подготовка и проведение акций, открытых мероприятий;

– участие и реализация проектов различной направленности.

Основная идея программы развития волонтёрского отряда «Свои люди» Колыванского аграрного колледжа – воспитать новое поколение подростков, способных оказать помощь в любую минуту, осознающих, насколько они могут быть полезными для общества. Сталкиваясь с чужими бедами и проблемами, студент испытывает чувство уважения, сострадания и сопереживания людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Кроме того, регулярная деятельность студенческих волонтерских отрядов способствует развитию трудового воспитания, которое было забыто в современной России. Студенты начинают бережно относиться к чужому труду, а также ценить собственный труд. Кроме того, видя плоды своей деятельности, молодые люди осознают, что духовные ценности порой более значимы, чем ценности материальные и получают настоящее моральное удовлетворение от собственной работы. Активисты выступают организаторами своих акций и принимают участие в районных, областных и общероссийских мероприятиях. Мы проводим акции разной направленности, помогаем пожилым людям, проводим мероприятия в колледже, школах района, убираем свалки, высаживаем цветы и деревья, пропагандируем здоровый образ жизни.

Волонтерский отряд в новом учебном году пополняется первокурсниками, сохраняя основные традиции и направления деятельности. Волонтеры со стажем стараются вовлечь новичков в свой отряд, для этого постоянно проводят «Уроки добровольчества», и каждый раз это приносит положительный результат – своих людей становится больше, а ребят, которые стояли на различных видах профилактического учета, все меньше и меньше.

Основные направления и формы работы волонтёрского отряда «Свои люди»:

1. Досуговая деятельность. Участие в XXVI Региональном фестивале Новосибирской области «Российская студенческая весна». В преддверии нового года студенты колледжа активно проявили участие в новогодних праздниках; помощь в проведении выпускного вечера в коррекционной школе-интернате Колыванского района; с театрализованной игровой программой они посетили ребят из Боярской школы и приняли участие в проведении Дня дружбы. В рамках декады, приуроченной к празднованию Дня среднего профессионального образования и в рамках празднования 85-летия Новосибирской области, состоялась выставка сельскохозяйственных культур и поделок из них – «Дары Осени», где наши волонтеры уже второй год подряд принимают участие, подготовив поделки и букеты, а также оказав помощь в организации мероприятия.

2. Профилактика здорового и безопасного образа жизни: ежегодно волонтеры колледжа в первом семестре обучения проводят профилактические беседы со студентами первых курсов обучения на темы: ответственность несовершеннолетних за правонарушения, их права и обязанности; понятие и признаки буллинга.

Активисты волонтерского отряда, а также вновь прибывшие первокурсники провели акции на важные темы в рамках выполнения плана воспитательной работы: «Знайте правила движения как таблицу умножения» по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, «Курению – нет, здоровому образу жизни – да!»; участие в акции «Свеча памяти», «Парад 9 Мая» и т д.; открытые классные часы с приглашением специалистов заинтересованных структур и ведомств, отвечающих за воспитание, образование и здоровье детей и подростков; «Всероссийские уроки добровольчества.

3. Экологическое направление. Волонтеры колледжа принимают активное участие в добровольческих районных, областных акциях. Так, например, участвовали в акции «Всемирный день чистоты!», где убирали большую свалку совместно с МИГ «Быть Добру» при участи программ «Будь здоров» и «Добрый Новосибирск» при поддержке депутата Законодательного Собрания Новосибирской области А.С. Аксененко.

Приняли участие в акциях: «Посади дерево!», «Плоггинг». «Плоггинг – это сочетание бега и сбора мусора, это экологическое движение, при котором бег трусцой сочетается со сбором мусора. Идея плоггинга проста: вместо того, чтобы просто бегать по улицам, плоггеры берут с собой большой пакет и собирают в него отходы. Таким образом, они убивают двух зайцев: ведут активный образ жизни и помогают природе. Мероприятие направлено на продвижение культуры осознанного потребления и рационального природопользования. Также волонтеры оказали помощь в уборке территории Дома Ремесел, куда многие студенты колледжа ходят во внеурочное время, посещая студию «Студенчество».

4. Патриотическое воспитание. Конечно же, важной и значимой для волонтеров колледжа является работа по оказанию помощи участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, пенсионерам колледжа. Ежегодно в образовательном учреждении организуется акция «Помоги ветерану». Студенты оказывают посильную помощь по хозяйству, участвуют в поздравлении пенсионеров, ветеранов педагогического труда с праздниками: День учителя, День профтехобразования, День пожилого человека. Также проводятся встречи с участниками войны, бывшими работниками колледжа.

Участие в акции Декады пожилых людей, забота о пожилых, одиноких людях, ветеранах труда – это то немногое, что мы можем для них сделать. Сказать доброе слово, выслушать, помочь в уборке приусадебного участка, поздравить с праздниками – для них это очень важно, они остро нуждаются в помощи. Так волонтеры оказывали помощь пожилым людям в уборке, вспашке приусадебных участков, посадке и прополке овощных культур.

В связи с большим выпадением снега и образованием снежных заносов студенты-волонтёры колледжа «Свои люди» дали старт социально значимой акции «Снежный десант». Вооружившись лопатами, активисты дружно убирают скопившийся во дворах снег, расчищают дорожки к сараям и погребам, а также от домов к проезжей части.

Волонтёрский отряд «Свои люди» приняли участие в написании и реализации проекта «Помоги пожилым и взрослым с инвалидностью». Пожилые люди со слезами на глазах встречали наших волонтёров, выражали огромную признательность Благотворительному фонду «Солидарность ЕС с российским гражданским обществом» за оказанную помощь старикам и больным из далекой Сибири.

Активисты волонтёрского отряда провели Всероссийскую историческую игру «Последний трибунал». По сюжету Всероссийской исторической игры «Последний трибунал» участникам игр необходимо было обнаружить группу диверсантов, а также изучить историю послевоенных трибуналов: Нюрнбергского, Токийского и Хабаровского. Для этого игроки выполняли задания, направленные на логику, работу в команде и знание истории, собирали улики, чтобы обнаружить группу диверсантов.

Кроме этого, студенты-волонтеры под руководством руководителя волонтерского отряда осуществляют участие в вебинарах, волонтерских образовательных лагерях, проектах «Мы вместе», где каждый может получить навыки коммуникации и планирования.

Ежегодно в конце учебного года проходит награждение лучших студентов, проявивших себя в разных видах деятельности. Волонтер отряда, студентка специальности «Экономика и бухгалтерский учет» награждена дипломом Всероссийского конкурса «Лучшая презентация – 2022» за 1 место; волонтер отряда награжден дипломом Министерства образования НСО Открытого фестиваля художественного творчества в номинации «Фотоработы. Я – волонтер» лауреатом 3 степени. Также в копилке волонтеров много благодарственных писем, почетных грамот, дипломов председателя Российской экологической партии, председателя Совета депутатов, руководителя «Чистой территории» мэрии г. Новосибирска и т. д.

Несомненно, волонтерство – это огромный профессиональный и жизненный опыт! Вступив в ряды волонтеров, работая над серьезными проблемами, люди проявляют свою самостоятельность, креативность, оригинальный подход к решению социально-значимых проблем, что способствует успешной реализации в жизни и продвижению по карьерной лестнице. Ведь успех – это один из факторов, способных улучшить взаимоотношения между людьми; это процесс, который помогает человеку поверить в себя и свои способности; помогает избежать ошибок; поддерживает при неудачах.

В результате совместной общественной работы студент-волонтер познает самого себя, получает определенные знания, а наставник дает ему мудрые советы относительно осмысленной жизни, добра и зла, умения разбираться в людях, поддерживать контакты с разными категориями людей. Наставник и волонтеры всегда идут рядом, помогая найти правильную дорогу в жизни, в нужный момент вдохновить, поддержать, стимулировать силы для самосовершенствования. Ведь как гласит народная мудрость: «Кто знает людей, тот умен, кто познал себя, тот мудр».

Список используемой литературы

1.  Локтионова, Т. А. История возникновения и становления волонтерства в России  / Т. А. Локтионова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2012. – № 8 (43). – С. 267-269.

2.  Социальная работа с молодежью: учебное пособие / под ред. Н. Ф. Басова. – Москва:  Дашков и Ко; 2015. – 328 с.

3.  https://vk.com/svoi_lydi54

Количество просмотров: 2961  

Добавить комментарий

1. Создание комфортной образовательной среды для молодого педагога через реализацию модели наставничества в образовательной организации
2. Наставничество как ресурс повышения качества образования и мотивации к освоению профессии педагога
3. Наставничество как условие профессионального становления молодого специалиста
4. Классный руководитель – наставник ученика-инофона в полиэтническом классе в условиях поликультурной школы
5. Детское наставничество и шефство как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности
6. Профориентация школьников через реализацию волонтерских проектов
7. Как хорошо уметь читать: формирование читательского интереса у младших школьников
8. Практика наставничества в волонтёрском отряде «Свои люди» (сопровождение становления добровольчества студентов в ГБПОУ НСО «Колыванский аграрный колледж»)
9. Читать, играя: продвижение чтения в библиотеке
10. Роль наставника в исследовательском проекте
11. Интерактивные образовательные технологии как средство обучения английскому языку в общеобразовательной школе
12. Оригинальные методы и приемы организации учебных занятий как один из способов формирования исторических понятий у младших школьников при изучении истории России
13. Проблемное обучение как фактор повышения мотивации детей младшего школьного возраста к обучению
14. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
15. Совмещение учёбы и творческой деятельности – залог воспитания успешного класса
16. Интерактивные упражнения как средство обучения английскому языку
17. Как повысить интерес детей к книге. Практические советы для молодого специалиста
18. Творческое познание мира через принцип малых географических открытий
19. Слагаемые успеха учителя и ученика, или Как подготовиться к олимпиаде по истории
20. Роль наставничества в прошлом и настоящем времени

Страницы

1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы