Формирование современных компетенций школьников в медиапространстве школы

 
 

Ладная Юлия Алексеевна,

учащаяся медиакласса

МБОУ СОШ № 155 г. Новосибирска

 
 
 

Толстых Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,

методист высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 155 г. Новосибирска

 
 
 

Седышева Наталья Сергеевна,

учитель информатики первой квалификационной категории

МБОУ СОШ  № 155 г. Новосибирска,

руководитель медиацентра «155 шансов»

 

Формирование современных компетенций школьников в медиапространстве школы

Сегодня информация превратилась в важнейший ресурс государства. Повсеместное внедрение информационных технологий привело к формированию глобального межгосударственного информационного виртуального пространства.

На первый план выдвинулись проблемы информационной безопасности, причём не только граждан, но и государства. Именно поэтому важно учитывать, что формирование общественного мнения и мировоззрения различных социальных слоев и групп средствами массовой информации тесно связано с идеологией, достоверностью и надежностью массмедиа.

Кроме того, существует проблема репрезентации действительности современными массмедиа, в результате которой возникает явление так называемой «параллельной школы» – учащиеся получают широкие информационные потоки по каналам СМИ, не вникая при этом в достоверность и надежность информации.

Важной задачей школьного образования является необходимость формировать медиаобразовательные навыки, повышать уровень медиаграмотности учащихся в образовательных учреждениях разного уровня.

Так что же такое медиапространство? Понятие «медиапространство образовательной организации» представлено в работе Белицкой О. В. «Анализ подходов к определению понятия «образовательное медиапространство». Она сформулировала определение образовательного медиапространства так: многоаспектная целостная образовательная среда, в которой субъекты посредством медиатехнологий самостоятельно осуществляют сетевое взаимодействие, реализуют стандарты общего образования для развития как самого пространства, так и для повышения уровня медиакомпетентности учащихся.

Прогнозируя недалекое будущее, следует учитывать, что по мере расширения интернет-коммуникаций социальные институты, в том числе и образовательные учреждения, все более энергично осваивают новые медиа, не исключая возможности использования нейросетей, нейролингвистических инструментов и искусственного интеллекта.

Новые медиа требуют от обучающихся новых знаний, новых навыков, новых компетенций. Чтобы развивать новые качества в пространстве школы, необходимы условия. Педагогический коллектив школы № 155, Совет обучающихся и родительская общественность считают важным создать вокруг детей особую среду, медиапространство, в котором они через свою деятельность и эмоциональные переживания будут развивать творческие способности, проявлять свои таланты в различных областях, в том числе в медиа.

Поэтому развитие медиапространства образовательного учреждения – это необходимое условие для развития компетенций современного школьника.

Мы готовы поделиться опытом, как медиапространство, составляющее медиасреду школы № 155, способствует формированию 4К-компетенций современных школьников.

Чтобы понять, как работа в этом направлении помогает развивать личностные, метапредметные компетенции обучающихся, мы, учащиеся специализированного медиакласса, изучили интересы учащихся в области медиадеятельности; разработали медиапроекты («Школьный кинофестиваль», «Медиамарафон», «Медиабитва»), направленные на формирование новых качеств учащихся; реализовали медиапроекты, изучив их положительные стороны; выяснили, как работа в проектах помогает учащимся развивать 4к-компетенции.

Медиапроект «Школьный кинофестиваль»

В течение 5 лет в школе существует медиапроект «Школьный кинофестиваль», который реализует «Проектная мастерская» 9М класса в рамках работы медиацентра «155 шансов». Этот проект стал традиционным. За это время состоялось 3 кинофестиваля. Каждый кинофестиваль был посвящен определенной теме. И за это время собрана большая киноколлекция работ школьников.

I Школьный кинофестиваль «Одна на всех...» был посвящен75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Этот проект стал лауреатом (диплом 1 степени) Национальной премии «Элита российского образования» в номинации «Гражданское и патриотическое воспитание в образовании» (2020 г).

Церемония награждения проходит в три этапа:

1 этап – для учащихся 5-6 классов;

2 этап – для учащихся 9-11 классов;

3 этап – для учащихся 7-8 классов.

В результате работы мы проводим 3 церемонии награждения, где каждый фильм получает победу в двух номинациях и объявляется один абсолютный победитель, которому вручается ГРАН-ПРИ кинофестиваля.

Таким образом, после проведения I Школьного кинофестиваля мы получили 22 видеофильма, охватили более 500 учащихся школы № 155. Хотим отметить активное участие и родительской общественности, из них задействованных в создании видеофильмов – около 150 человек (на основании данных в заявках класса на участие в конкурсе). А это значит, что медиапространство позволяет организовать совместную деятельность для создания детско-взрослого кино.

Такая деятельность способствует формированию у обучающихся не только «навыков 21 века» (критичность, креативность, работа в команде, коммуникативность), но и профориентационных наклонностей. Создание видеофильмов предполагает участие отдельного ученика в команде, где он выполняет свою роль, свое задание. Только такое участие в проекте способствует развитию личностных качеств обучающегося.

Таблица 2

Формируемые навыки, компетенции

Создание сценария, сценарного плана к видео, режиссерская задумка

Работа по сбору информации для видео, съемка видео, отдельных фрагментов к фильму

Работа со звуком: запись звука, наложение звукового файла, редактирование или озвучивание

Монтаж видео, создание титров и титульной страницы

25 человек / 5 %

30 человек / 6 %

10 человек / 15 человек

2 % / 3%

30 человек

6 %

В таблице 2 представлены результаты реализации I Школьного кинофестиваля. Формирование компетенций школьников через проектную деятельность, связанную с медиа, обусловлено четким распределением ролей внутри классной команды. Каждый участник медиакоманды готов выполнять ту работу, которая ему интересна, в которой он уже имеет определенный опыт.

На диаграмме 3 можно увидеть, что число участников кинофестиваля растет год от года, видеоматериалы пополняют коллекцию детских работ, а навыки работы помогают детям войти в ряды участников детских движений и объединений (РДДМ, Большая перемена и др.).

Диаграмма 3

Показатели диаграммы 3 говорят о том, что медиапроект, который реализует 10 М класс, вызывает интерес у обучающихся. В 2023 году три класса из начальной школы приняли участие. Таким образом, медиадеятельность – это не только интересно, но и продуктивно, потому что формируются навыки современного человека: выдвигать креативные идеи, критически подходить к решению проблемы, умение работать в команде для реализации общей цели, выстраивать взаимодействие.

Тематика кинофестивалей, на наш взгляд, способствовала росту интереса к проекту:

  • I Школьный кинофестиваль «Одна на всех…», посвященный юбилею Победы в Великой Отечественной войне;
  • II Школьный кинофестиваль «Школа – маленькая жизнь»;
  • III Школьный кинофестиваль «Навстречу юбилею Новосибирска»;
  • IV Школьный кинофестиваль «Книги-юбиляры: мастерство буктрейлера».

Диаграмма 4

Данные диаграммы 4 показали, что техническое исполнение видео сегодня интересует большее число ребят. Технологические процессы с возрастом увлекают детей. А навык написание сценария – сложная задача, и под силу немногим. Можно говорить о приоритетах в командной работе обучающихся, их стремлении выполнять задания, которые интересны, которые дети способны делать хорошо.

 

Диаграмма 5

 

На диаграмме 5 представлены результаты опроса учащихся – участников кинофестиваля – медиакласса (в 6 классе кинофестиваль не проводился из-за пандемии).

Следует отметить, что совместная деятельность команды класса, где каждый участник чувствует себя комфортно, имеет самый высокий показатель, а умение принять чужую идею и работать на достижение общей цели вызывает уважение и восхищение. Такие показатели дают возможность сделать вывод, что данный проект способствует развитию личностных качеств учащихся, формированию компетенций: креативности, критичности, командности, коммуникативности.

Медиапроект «Медиамарафон»

Медиапроект «Медиамарафон» разработан и реализуется для учащихся 5-8 классов медиагруппой 10 М класса в рамках деятельности Проектной мастерской «155 шансов»: программа внеурочной деятельности рассчитана на 4 года обучения. Медиамарафон дает возможность детям включиться в медиадеятельность и прокачать свои знания, умения и навыки для успешного участия в кинофестивале.

В каждом классе создается медиагруппа, участница медиамарафона. Медиамарафон представляет из себя серию обучающих мастер-классов – 4 мастер-класса в год. Каждый мастер-класс предполагает выполнение конкурсного задания каждой группой. Критерии оценивания работ разрабатывает медиагруппа 10 М класса. В рейтинговую таблицу вносятся результаты. В конце учебного года подводятся итоги медиамарафона, проходит награждение учащихся.

Заключительным этапом является Медиабитва. Это некий хакатон, где на протяжении 4 часов ребятам в режиме «здесь и сейчас» необходимо выполнить 3 задания. По итогам Медиабитвы также объявляются победители и призеры в номинациях. В состав жюри приглашаются члены Совета обучающихся, старшеклассники, выпускники, которые связаны с медиасферой, родители учащихся.

Через медиамарафон в школе реализуется проект по наставничеству «ученик – ученику», «ученик – учителю».

Каждая медиагруппа класса имеет своего куратора из числа учащихся 10 М класса, который сопровождает ребят в проекте и помогает выполнять задания. Такая форма наставничества позволяет старшеклассникам проявлять свои лидерские качества, развивать такие компетенции, которые помогают выстраивать траекторию собственного роста.

Мы создали страницу медиамарафона в ВК. Так нам удобно вести обмен информацией с участниками, публиковать работы медиагрупп, посты.

По окончании года, в июне, проходит профильная медиасмена. Для медиасмены пишется программа заранее, но составляется она совместно: все участники разрабатывают медиапроект и защищают его. Чей проект наберет большее количество баллов, тот и реализуется на медиасмене. Так были созданы социальный ролик «Домик для белочки» для конкурса «Экология – дело каждого» и игровой видеофильм «Вперед, моя история», посвященный юбилею Новосибирска.

Участники «Проектной мастерской» 10 М класса оказывают помощь в фото-, видеосъемках, создании видеовизиток на различные конкурсы учителям начальной школы, учителям-предметникам.

Медиаобразование сегодня – одна из ведущих педагогических технологий в современной школе. Оно давно уже определяется как система средств освоения мира вокруг себя. Его потенциал в современной школе заключается в многоаспектном развитии подростков, которые уже с раннего возраста вовлечены в медийное пространство. Поэтому современным школьникам нужно быть не только медиаграмотными, но и медиаобразованными. А для этого в школе созданы условия: школьная группа в ВК и телеграмме, школьные медиапроекты, школьные и городские профильные смены, медиаконкурсы различных уровней и Проектная мастерская «155 шансов». Каждый имеет возможность инициировать свой медиапродукт, реализовать инициативу и получить возможность личностного роста. Включенность и учителей, и учащихся в сферу медиа позволяет развивать компетенции, которые в современном мире необходимы для того, чтобы быть успешным человеком.

Количество просмотров: 387  

Комментарии

Супер
Какие молодцы!
Гордость школы!
всё молодцы
супер

Страницы

Добавить комментарий

1. Формирование современных компетенций школьников в медиапространстве школы ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Использование игрового метода для обучения студентов-журналистов основам медиабезопасности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Юридические аспекты деятельности школьных пресс-центров: соблюдение авторских прав и права на изображение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Особенности функционирования студенческого медиацентра в системе СПО: «ТПК-Медиа» Татарского педагогического колледжа ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Медиатизация истории как профессиональный и творческий путь юнкора ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Фактор семьи и «особенное» медиаобразование ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Медиапроект «Творительный падеж» как платформа для социализации и самоопределения школьников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Создание медиапространства в сельской школе как средство становления личности обучающихся ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Медиа и образование: новый подход к домашним заданиям по русскому языку и литературе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Факультативные занятия по журналистике для обучающихся специализированного учебного заведения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Лаборатория проектных решений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. «Фотодайвинг»: как погрузить школьников в мир фотожурналистики ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Наставничество как преодоление «кризиса мастерства» медиапедагога в системе дополнительного образования детей ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Дополненная реальность как аттракционный компонент мерченговой продукции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Школьные медиа как инструмент гражданско-патриотического воспитания: инструкция для применения начинающему руководителю пресс-центра ВЫПУСК №106, апрель 2023
18. Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика ВЫПУСК №105, февраль 2023
19. Опыт создания и использования анимационных короткометражных учебных фильмов при обучении шахматам детей дошкольного возраста (на примере сериала «Обезьянка Молли учится играть в шахматы») ВЫПУСК №105, февраль 2023
20. Телевидение стало ближе: создание детской телевизионной передачи «Волшебный ключик» на базе детского сада № 389 как средство развития и воспитания дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023

Страницы