Экологическое воспитание детей в процессе ознакомления с лекарственными растениями

 
 

Зеленковская Юлия Александровна,

воспитатель МКДОУ д/с № 72 г. Новосибирска

 

Экологическое воспитание детей в процессе ознакомления с лекарственными растениями

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на детей, их сознание, взгляды и представления.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Таким образом, повседневно, воздействуя на ребенка, она имеет важное место в системе накопления личного опыта правильного взаимодействия с ней, безопасного для обеих сторон, в соответствии со своими интересами, уровнем познавательного развития.

Ребенок является первооткрывателем, исследователем, а порой неудачником при общении с природой. Благодаря своему опыту ребенок узнает, что крапива «кусается», а репейник «пристает». Важна роль взрослого, он должен ввести детей в мир природы, помочь разобраться в ее законах, сформировать знания и представления.

Главное, надо изначально закрепить знание того, что человек – не царь природы. А один из многочисленных организмов планеты, который должен жить в согласии со многими жителями Земли. Мало обучить ребенка законам экологии. Важно, чтобы появилось желание и возможность использовать их в своей жизни. Этому как раз и способствует подача нужной информации в соответствующий чувствительный период, когда она может быть усвоена. Такое обучение базируется не столько на запоминании правил, сколько дает возможность развить у будущего человека экологического сознания.

Одно из важнейших условий формирования знаний о природе – это непосредственное наблюдение за объектами и явлениями самим ребенком. Одним из объектов наблюдений могут быть растения, которые растут на участках детских садов, в палисадниках и парках, могут предоставить детям богатейший познавательный материал. Ничто не заменит «наглядные пособия», которыми располагает природа.

 

Ребенок с раннего детства копирует эмоции и поступки близких людей. Если родители трепетно относятся даже к самому крошечному неказистому растению, то ребенок впитывает эти эмоции и чувства. Чтобы научиться любить и беречь свою природу, самостоятельно принимать решения в постоянно меняющихся ее условиях, надо помочь ребенку.

С давних времен растения активно применялись различными народами для лечения болезней. Об этом свидетельствуют древние книги, папирусы. В одной из древнейших библиотек, принадлежавшей ассирийскому царю Ассурбанипалу (около 660 лет до н. э.), среди глиняных табличек 33 оказались посвящены лекарственному сырью из растений.

В настоящее время многие из лекарственных растений хорошо и успешно используются в медицине. В фармакологии появились препараты, полностью изготовленные из растительного сырья без добавления химических соединений. В Государственной фармакопеи XI издания зарегистрировано 83 вида растительного сырья. Но это не является полным списком растений, допущенных Минздравом к применению в качестве лекарственных – еще примерно столько же включены во Временные фармакопейные статьи, ТУ и прочие документы.

Интерес к лекарственным растениям повышается с каждым годом. Это объясняется тем, что лекарственные препараты из растений наиболее безопасны и обладают слабо выраженным побочным влиянием. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей. Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

 

Для выявления степени сформированности знаний детей о лекарственных растениях мы в детском саду провели диагностику по теме «Мир природы и ребенок», которая показала, что:

· Владеют некоторыми нормами поведения в природе – 20%

· Проявляют бережное отношение к природе – 70%

· Умеют различать деревья, кустарники, травы – 30%

· Знают названия некоторых растений – 25%

· Знают лекарственные растения – 10%

· Проявляют инициативу в уходе за растениями – 20%

По данным проведенного анкетирования среди родителей получены следующие результаты:

· 60% опрошенных родителей знают лекарственные растения;

· 70% высказались за лечение антибиотиками;

· 30% используют растения при оздоровлении;

· 5% рассказывают о пользе растений своему ребенку;

· 10% ответили, что их ребенок знает о растениях стихотворения, загадки, пословицы.

Полученные данные анкетирования и диагностирования побудили нас к проведению более углубленной работы, сущность которой заключается в том, чтобы расширить знания и представления детей о лекарственных растениях, их пользе, которую они приносят людям и животным, сформировать необходимость бережно и гуманно относиться к природе.

В связи с актуальностью данного направления был разработан и внедрён проект «Зелёная аптека», рассчитанный для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста. Цель проекта: создание модели по ознакомлению детей с лекарственными растениями. Проект нацелен на решение следующих задач:

· Разработать перспективные планы по ознакомлению детей с лекарственными растениями.

· Организовать цикл экскурсий для детей.

· Создать развивающую среду в группе.

· Разработать систему взаимодействия: дети, педагоги, родители.

· Создать информационно-методическую базу по ознакомлению с лекарственными растениями.

· Разработать диагностический инструментарий по выявлению уровня знаний у детей.

· Воспитать устойчивый интерес и бережное отношение к растениям.

Реализация проекта происходила в три этапа в течение года. Особое внимание было обращено на создание необходимых условий для проведения деятельности с детьми в группе и на участке детского сада (создание клумб с растениями); на наличие необходимого материала используемого при ознакомлении с растениями (гербарии, иллюстрационный, дидактический, игровой и наглядный материал). Была изучена литература по данному направлению, т.к. педагог должен быть компетентным, уметь пользоваться в работе с детьми, родителями специальной терминологией, относящейся к данной теме, владеть методикой сбора, засушивания и оформления стандартного гербария.

В ходе проекта был представлен поэтапный, целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признавалась субъектная позиция ребенка, осуществлялось стимулирование его активности через участие в различных видах деятельности.

В ходе реализации проекта была разработана система мероприятий с родителями и детьми, создана информационно-методическая база, разработаны перспективные планы, система мониторинга по выявлению уровня знаний, повысилась заинтересованность родителей в воспитании у детей бережного отношения к растениям.

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, – сказал, вернувшись из лесу, Чараки, – я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения». По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека. Хотелось бы воспитать детей, которые не безразлично топтали бы луга и поля, а смогли увидеть красоту и пользу каждого цветочка, каждой травинки!

Опыт работы показывает, что воспитание положительного отношения к растительному миру должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя и всё что происходит вокруг. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира природы, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому.

Количество просмотров: 17430  

Комментарии

Спасибо.Очень интересная тема для использования в работе с детьми.

Страницы

Добавить комментарий

1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы