Работа музеев образовательных учреждений города Новосибирска в 2013/2014 учебном году
По данным на 1 июня 2014 года в образовательных учреждениях города Новосибирска работает 162 музея и один музейный уголок. Самое большое количество у нас исторических музеев – 85, военно-исторических – 41, этнографических – 17, краеведческих – 18, экологический музей на сегодня законсервирован, он у нас один.
Отдел по работе со школьными музеями ГЦФКиС «Виктория» проводит достаточно большое количество городских массовых дел в течение учебного года как традиционных, так и разовых.
В 2013/2014 учебном году мы провели 6 городских массовых мероприятий: совещание для руководителей музеев образовательных учреждений, конкурс «Экскурсовод школьного музея, 2 научно-практических конференции: для руководителей музеев ОУ и для учащихся «НОУ «Сибирь», конкурс «Школьный музей о времени и о себе», Фестиваль музеев. Кроме того, для руководителей школьных музеев уже третий год подряд проходят курсы повышения квалификации «Содержание и методика краеведения в современной школе» на базе ГЦРО.
Самые активные образовательные учреждения, которые принимали участие во всех мероприятиях нашего отдела: МБОУ СОШ № 57 (руководитель музея Голованова Елена Николаевна), № 40 (руководитель музея Черновина Ольга Владимировна). Педагоги этих школьных музеев получили Благодарственные письма от городского центра «Виктория» и сертификаты на получение бесплатных путевок «Мифы и легенды города Новосибирска» от нашего спонсора «Бюро путешествий «Теплые страны».
Ребята и руководители данных музеев были призерами, лауреатами и победителями наших конкурсов, попробовали себя в различных видах деятельности. Таблица 1 – это результат активности районов, цифры которой складываются из активности каждого образовательного учреждения и участия музеев каждого района в городских массовых делах патриотической направленности.
Таблица 1
№ п/п |
Район |
2011/2012 % |
2012/2013 % |
2013/2014 % |
1. |
Дзержинский |
51,75 |
14,0 |
37,3 |
2. |
Калининский |
40,1 |
8,5 |
16,6 |
3. |
Кировский |
31,33 |
12,8 |
26,0 |
4. |
Ленинский |
47,0 |
23,6 |
33,3 |
5. |
Октябрьский |
40,7 |
13,1 |
32,3 |
6. |
Первомайский |
58,9 |
6,0 |
27,2 |
7. |
Советский |
42,3 |
6,0 |
25,0 |
8. |
Центральный округ |
38,26 |
16,0 |
18,7 |
Средний % по городу |
45,85 |
36,0 |
27,4 |
Данные традиционно приводятся за последние три года.
Результаты таблицы № 2 основаны на результативности работы руководителей школьных музеев. Не все руководители школьных музеев участвуют во всех наших мероприятиях. Но в тех, в которых принимали участие – занимали призовые места. В качестве достижений также учитывалось участие в научно-практической конференции руководителей школьных музеев в форме статьи в сборник.
Таблица 1
№ п/п |
Район |
Кол-во музеев в районе |
2011/2012 уч. год |
2012/2013 уч. год |
2013/2014 уч. год |
Количество призовых мест |
Количество призовых мест |
Количество призовых мест |
|||
1. |
Дзержинский |
17 (было18) |
10 |
7 |
4 |
2. |
Калининский |
16 (было 15) |
3 |
5 |
7 |
3. |
Кировский |
25 (было 24) |
6 |
7 |
4 |
4. |
Ленинский |
32 |
13 |
6 |
9 |
5. |
Октябрьский |
17 (было 15) |
4 |
5 |
4 |
6. |
Первомайский |
11 (было 9) |
7 |
1 |
8 |
7. |
Советский |
12 |
5 |
3 |
4 |
8. |
Центральный округ |
33 (было 32) |
3 |
1 |
1 |
Высокая активность музеев образовательных учреждений
Дзержинский район: МБОУ СОШ №№ 57, 71, 82,87, 96, 111, 169, МБОУ Лицей № 113; МБОУ АКЛ им. Ю.В. Кондратюка;
Калининский район: МАОУ Гимназия № 12, МБОУ Лицей № 81, МБОУ СОШ № 28;
Кировский район: МАОУ гимназия № 7 «Сибирская», МАОУ Лицей № 176, МБОУ СОШ №№ 41, 47, 134, 182;
Ленинский район: МБОУ Гимназия № 16 «Французская», МБОУ СОШ № 40, 66, 73, 86, 90, 94, 129, 191, 210;
Октябрьский район: МБОУ СОШ №№ 16, 32, 195, 202;
Первомайский район: МБОУ СОШ №» 141, 144, МКДОУ д/с № 27, 78;
Советский район: МБОУ СОШ № 121, МБОУ ДОД ЦДТ;
Центральный округ: МБОУ СОШ № 58.
Именно эти образовательные учреждения в предыдущих таблицах и дали положительные высокие показатели для своих районов. Радует то, что в этих музеях ребята всегда находят себе дело по душе, здесь всегда востребованы их способности. Здесь создаются интересные проекты, приобретается опыт публичных выступлений, формируются различные умения, используются новые формы работы. К большому сожалению, не все музеи образовательных учреждений принимают участие в мероприятиях нашего отдела. Ниже приведены номера этих образовательных учреждений.
Калининский район: МБОУ СОШ №№ 23, 46, 158 (оба музея), 207;
Кировский район: МБОУ СОШ №№ 64, 135 (оба музея), МБОУ Лицей № 128, д/с № 425, 436, 461;
Ленинский район: МАОУ «Вторая Новосибирская гимназия», МБОУ Новосибирская классическая гимназия № 17, МБОУ СОШ № 72, 133;
Октябрьский район: МБС(К)ОУ С(К)ОШ №1;
Первомайский район: МБОУ СОШ № 142, д/с № 55;
Советский: МБОУ СОШ № 61, Гимназия № 5;
Центральный округ: МБОУ Гимназия № 1, МБОУ Лицей № 22 «Надежда Сибири», МБОУ СОШ № 3, 29, 100, Сибирский кадетский корпус, д/с № 420.
Количество таких музеев, по сравнению с прошлым учебным годом, немного уменьшилось: с 27 до 26. Причин здесь много: и то, что заместители директоров по воспитательной работе не умеют или не хотят использовать таких помощников в деле патриотического воспитания. Пассивность или низкая квалификация самих руководителей школьных музеев. И не менее важная причина: в некоторых музеях должность руководителя музея на сегодняшний день вакантна. Очень жаль, что в педагогических коллективах не находится человека, который смог поднять такой большой и интересный пласт работы.
Городская школа «Юный экскурсовод»
В сентябре начинает работу городская школа «Юный экскурсовод», которая проходит на базе различных образовательных учреждений. Занятия в группах ведут педагоги нашего отдела Благодарова Светлана Анатольевна, Тарасова Анастасия Николаевна, Саванчук Людмила Ефимовна, Захарова Елена Григорьевна.
В 2013/2014 учебном году в «Школе…» обучалось 405 ребят в 27 группах. Курс предполагает проведение как теоретических, так и практических занятий и проходит в течение года, где основной акцент делается на активные формы с максимальной ориентацией на самостоятельную творческую работу детей. По окончании курса ребятам выдается свидетельство об окончании школы и о получении квалификации «Экскурсовод школьного музея». Ребята учатся работать с архивными материалами и музейными фондами, знакомятся с основными принципами проведения экскурсий, осваивают искусство публичного выступления и др.
Помимо занятий, которые педагоги проводят со всей группой, также идет индивидуальная работа с одаренными детьми. Это подготовка ребят к участию в научно-практических конференциях, конкурсах. Педагоги помогают не только выбрать тему, но оказывают регулярную помощь при подготовке.
Группы набираются в начале сентября каждого года, заявки от руководителей музеев принимаются в августе. Одна группа – не менее 15 человек. Ребята в группе могут быть как из одной школы, из одного класса, так и разновозрастные или сборные из разных школ.
Городской конкурс «Экскурсовод школьного музея»
Школьный музей дает большие возможности для сотворчества учащихся, учителей и родителей. Результаты этой деятельности хорошо видны, когда ребята участвуют в конкурсах.
Третий год подряд проходит в нашем городе городской конкурс «Экскурсовод школьного музея» для активистов музеев ОУ. В 2013/2014 учебном году поступило 62 заявки из 30 образовательных учреждений города. Номера образовательных учреждений-участников:
МБОУ СОШ № 20 (3 человека), 28 (3 человека), 32 (8 человек), 34, 40, 41, 47, 57 (4 человека), 58, 66 (5 человек), 73, 80, 86 (2 человека), 96, 111 (2 человека), 129, 141, 144 (2 человека), 147, 153 (2 человека), 167, 169 (2 человека), 182 (5 человек), 187 (2 человека), 191, 195 (3 человека), МАОУ Гимназии № 7 (2 человека), 12 (3 человека),16, Лицея № 113, 81 (2 человека).
Многие учащиеся участвуют в нашем конкурсе уже не первый год. 16 образовательных учреждений направили на конкурс более одного участника. В прошлом учебном году таких образовательных учреждений было 10.
«Портфолио». Было достаточно иллюстративного материала, чтобы много узнать об участнике, как о разносторонней личности. Большинство материалов имели логическую завершенность, были аккуратно и эстетично оформлены.
«Мастер-класс». Во второй этап прошли все участники, кто представил на конкурс свое Портфолио.
На этом этапе было предложено провести виртуальную экскурсию по улицам своей малой родины. Состав жюри нашего конкурса:
1. Костина Ольга Витальевна, начальник информационно-издательского отдела ГЦИ «Эгида», выпускающий редактор газеты «Интерактивное образование»;
2. Букарева Наталья Николаевна, начальник отдела школьных музеев ГЦФКиС «Виктория»;
3. Благодарова Светлана Анатольевна, методист отдела школьных музеев ГЦФКиС «Виктория»;
4. Бушма Дарья Дмитриевна, заведующая музеем истории архитектуры Сибири им. Баландина;
5. Боровиков Леонид Иванович, профессор кафедры педагогики и психологии, к. п. н, главный редактор журнала «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области», член Союза журналистов;
6. Филонов Сергей Владимирович, главный хранитель фондов музея истории архитектуры Сибири им. Баландина;
7. Мжельская Татьяна Владимировна, кандидат исторических наук, доцент Новосибирского государственного педагогического университета;
8. Шихваргер Григорий Авраамович, Заслуженный учитель РФ, заместитель директора по УВР городского центра физической культуры и спорта «Виктория»;
9. Костюркина Ирина Валерьевна, ведущий методист Городского Центра истории Новосибирской книги, директор экскурсионного центра «Созвездие близнецов».
В финал входили следующие задания: показ визитки (домашнее задание), конкурс-экспромт (рассказ об одном из 10 архитектурных памятников города Новосибирска)
Места распределились по окончании финала следующим образом:
1 место – МБОУ «Лицей № 81» Рыболовлева Мария и МБОУ СОШ № 96 Демонова Софья.
2 место – МБОУ СОШ № 28 Лукьянова Алина и Госман Дарья.
3 место – МБОУ СОШ № 40 Налобина Кристина и МБОУ СОШ № 195 Давлатова Мадина.
4 место – МБОУ СОШ № 80 Бурыкина Светлана и МБОУ СОШ № 86 Кудрякова Анастасия.
5 место – МБОУ СОШ № 41 Саблина Анастасия и МБОУ СОШ № 47 Щербаков Андрей.
6 место – МБОУ СОШ № 147 Тананыхина Валерия.
Для всех участников конкурса педагогами нашего отдела проводились консультации на всех этапах.
Научно-практическая конференция руководителей школьных музеев
05.02.2014 г. на базе МКОУ ДОД ДТД УМ «Юниор» прошла 10-я научно-практическая конференция руководителей школьных музеев «Поисковая деятельность на примере работы дома детского творчества «Центральный».
Много лет подряд в конференции были 2 формы участия: доклады на пленарном заседании (не более 10 мин.) и статьи для сборника.
В 2014 году формат конференции был немного изменен: был представлен опыт работы педагогов дополнительного образования ДДТ «Центральный» Галяминой Галины Ивановны и Назаровой Ларисы Васильевны, которые познакомили слушателей с новыми формами работы в поисковой деятельности, методами проведения тематических экскурсий. Также педагоги рассказали об археологических раскопках, ведущихся на территории Новосибирска.
Также для участников конференции состоялась презентация нового юбилейного сборника «Школьный музей в воспитательной системе образовательного учреждения».
Сборник состоит из 4 частей и объединяет лучшие работы педагогов образовательных учреждений города Новосибирска за последние 10 лет НПК. В сборнике представлены работы более 100 авторов. В планах нашего отдела – выдача этих сборников не только авторам, но и всем руководителям школьных музеев.
Научно-практическая конференция школьников «НОУ «Сибирь»
07.02.2014 г. в рамках Научно-практической конференции школьников «НОУ «Сибирь» прошла секция «Музеология», на которой было представлено 10 работ из 8 образовательных учреждений города. МБОУ СОШ № 94 представила 2 участника.
Номера образовательных учреждений, учащиеся которых в 2013/2014 учебном году участвовали в работе городской научно-практической конференции «НОУ «Сибирь»: МБОУ Гимназия № 7, 16, Лицей № 176, МБОУ СОШ №№ 57, 32, 40, 82, 94, 141.
Золотая Лига:
Никитина Дарья, ученица 10 класса МБОУ СОШ № 94, с работой «Герб города как отражение его истории».
Лауреаты:
Зиновьева Светлана, ученица 10 класса МБОУ СОШ № 82,
Ремигайло Анастасия, ученица 9 класса МБОУ СОШ № 141,
Шевчук Мария, ученица 10 класса МБОУ Лицея № 176.
Несколько пожеланий руководителям, готовящих участников для конференции:
1. Не рекомендуется превышать время выступления (если ученик владеет материалом, то он вполне может уложиться в отведенное ему время, выделив основные этапы работы).
2. Материал доклада должен быть ориентирован для дальнейшей работы в школьном музее: оформление выставки, пополнение музейных фондов, проведение мероприятия, интегрированного урока и др.
3. Лучше, когда работа основана на проверенных достоверных источниках, стараться исключать недостоверные источники.
4. Исключить орфографические ошибки в слайдах. Это не допустимо.
5. На НПК нельзя использовать музыку, стихи, если только это не анализ данного стихотворения или музыкального отрывка. НПК – это не экскурсия, это другой формат.
6. В материалах работы обязательно должен звучать ваш школьный музей. Именно поэтому работа и попала на секцию «Музеология».
7. Тема должна соответствовать поставленным целям и задачам.
8. Наиболее выигрышно звучат темы, в названии которой уже присутствует проблема, где виден поиск.
В этом учебном году секция будет тематическая – «Великая Отечественная война в музейном пространстве г. Новосибирска».
Городской конкурс «Школьный музей о времени и о себе»
В марте 2014 года прошел городской конкурс «Школьный музей о времени и о себе». Было подано 46 заявок от авторов и творческих коллективов. Конкурс проводился по трем номинациям: «Методическая», «Интегрированный урок», «Сценарии».
Цели и задачи конкурса:
- создание условий для изучения исторического наследия России и формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции;
- развитие и популяризация музееведения как формы патриотического, исторического и нравственного воспитания подрастающего поколения;
- выявление лучших школьных музеев с целью последующей пропаганды опыта их работы;
- изучение методического уровня различных форм работы с детскими коллективами;
- укрепление сотрудничества между школьными музеями города Новосибирска.
При анализе многих работ видно, что работа в музее ведется систематически, творчески, музеи активизируются. Все победители и участники получили призы, грамоты и дипломы на нашем традиционном мероприятии – городском Фестивале школьных музеев.
Несколько пожеланий для участников наших будущих конкурсов.
Желательно не брать работу полностью из Интернета. Там не так много работ по музеологии, они хорошо известны и качество порой бывает сомнительное. Члены жюри пользуются программой «Антиплагиат». И некоторые работы выглядят не очень презентабельно.
В номинации «Методическая» часть работ напоминали научно-исследовательские работы, музыкально-литературные композиции или устный журнал для школьного радио. Работы должны соответствовать заявленной номинации. Работники нашего отдела всегда готовы подсказать, провести консультацию как очную, так и по телефону.
Текст части работ был совершенно оторван от музея. Материалы музея никак не фигурировали в работе.
Следует четко разграничивать понятия «Музейный урок» и «Интегрированный урок».
Курсы повышения квалификации по музейной педагогике
Третий год подряд отдел по работе со школьными музеями ГЦФКиС «Виктория» организовывал обучающие курсы по музейной педагогике «Содержание и методика краеведения в современной школе» на базе МКОУ ДОВ «Городской центр развития образования» для педагогов дополнительного образования – руководителей музеев ОУ с 24.03.2014 г. по 05.04.2014 г. Обучалось 30 человек. Среди слушателей были: руководители школьных музеев, учителя-предметники, педагоги-библиотекари, старшие вожатые, методисты, учителя начальных классов.
Организационные занятия проходили на базе городского Центра развития образования. Форма проведения курсов также предполагала выезд в различные образовательные учреждения. Слушателей курсов третий год подряд принимали: МБОУ Городской педагогический лицей им. Пушкина, МБОУ Аэрокосмический лицей, МБОУ СОШ № 94 и Новосибирский государственный педуниверситет. В прошлом учебном году впервые один день проходил на базе ГЦИ «Эгида».
Хочется поблагодарить руководителей музеев данных образовательных учреждений Костину Ольгу Константиновну и Шадрину Веронику Викторовну, руководителей музея МБОУ СОШ № 94; Сунцову Наталью Витальевну и Ефанову Ольгу Валентиновну, руководителей музея АКЛ; Ткаченко Наталью Юрьевну, руководителя музея НГПЛ; Мжельскую Татьяну Владимировну, доцента Новосибирского государственного педагогического университета; Костину Ольгу Витальевну, начальника информационно-издательского отдела МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида».
Курсы проходят в течение 2-х недель с отрывом от производства во время весенних каникул и первой учебной недели 4-ой четверти.
При проведении курсов чередовались практические и теоретические занятия. Были организованы мастер-классы, круглые столы, обучающие семинары, практикумы, экскурсии, представлен опыт работы музеев вышеназванных образовательных учреждений.
Некоторые темы занятий: «Современные проблемы музейной педагогики», «Современные технологии в школьном музее», «Муниципальный грант», «Мониторинг работы музея образовательного учреждения», «Экскурсионная деятельность – одна из основной формы работы музея», «Интерактивная экскурсия», «Информационные технологии в работе школьного музея» и другие.
По окончании курсов все слушатели получили Удостоверение государственного образца. Программа курсов имеет лицензию. Объем курсовой подготовки – 72 часа. Для слушателей курсы бесплатные.
Паспортизация музеев образовательных учреждений
В 2013-2014 учебном году у нас впервые прошла перепаспортизация музеев ОУ. Документов для этого надо меньше, нежели на паспортизацию. На перепаспортизацию в этом году вышло 69 образовательных учреждений. На первичную паспортизацию документы подали 11 музеев образовательных учреждений.
Паспортизация проходила согласно утвержденному графику. Хочется, в который раз, отметить аккуратные, централизованно и вовремя поданные документы образовательных учреждений Ленинского района.
Документы на перепаспортизацию в 2014 году подали:
Дзержинский район: МАОУ Гимназия № 15 «Содружество», МБОУ Лицей № 113, МБОУ АКЛ им. Ю.В. Кондратюка, МБОУ СОШ №№ 7, 57, 82, 169, 197.
Калининский район: МАОУ Гимназия № 12, 105, 158 (оба музея), 173, 184, 203.
Кировский район: МАОУ Гимназия № 7 «Сибирская», МБОУ СОШ №№ 41, 47, 49, 63, 108, 128, 134, 152, 182 (оба музея), 192, 196, 198, МКОУ д/с № 425, 436.
Ленинский район: МБОУ Гимназия № 14 «Университетская», 16 «Французская», Новосибирская классическая гимназия № 17, МБОУ СОШ № 15 (оба музея), 20, 48 (оба музея), 66, 72, 90, 94, 129.
Октябрьский район: МБОУ СОШ № 52, 202.
Первомайский район: МБОШИ ТЛИ № 128, МБОУ СОШ № 142, 144, МКДОУ д/с № 27, д\с № 447.
Советский район: МБОУ СОШ №№ 6, 61, 102, 121, МБОУ ДОД «ЦДТ Советского района» (оба музея).
Центральный округ: МАОУ Гимназия № 10, МБОУ Лицей № 22 «Надежда Сибири», 200, МБОУ СОШ №№ 3, 4, 13, 29, 77, 100, 120, 172, 180.
Документы на первичную паспортизацию в 2014 году подали:
Дзержинский район: МБОУ СОШ №№ 36, 153.
Калининский район: МБОУ Лицей № 81, МБОУ СОШ №№ 8, 34.
Ленинский район: МБОУ СОШ № 50.
Советский район: МБОУ Гимназия № 5, МБОУ СОШ № 165.
Центральный округ: МБОУ Гимназия № 9, МБВ(С)ОУВ(С)ОШ № 1, МБОУ ДОД ЦРТДиЮ.
Городской Фестиваль школьных музеев
15 мая 2014 года прошел Городской Фестиваль музеев на базе музеев Калининского района города Новосибирска. Церемония награждения проходила в зале ДК им. Горького. Фестиваль закончил свое «путешествие» по районам. С этого года формат проведения Фестиваля изменится. Вся информация по проведению Фестиваля в 2015 году будет подана во второй половине учебного года специалистам районных отделов образования.
В работе Фестиваля прошлого учебного года принимали участие руководители и активисты школьных музеев и дошкольных образовательных учреждений, педагоги-предметники, директора образовательных учреждений и заведующие дошкольными образовательными учреждениями, специалисты районных отделов образования, представители общественных организаций и мэрии. Хочется отметить очень низкое посещение нашего традиционного мероприятия руководителями музеев Советского района. А руководители школьных музеев Первомайского, Ленинского и Октябрьского районов показали очень высокий процент посещения.
При проведении мероприятий все образовательные учреждения использовали различные технические средства. Все этапы были четко организованы, в некоторых образовательных учреждениях (если того требовали условия) группы были разделены на две секции: секция руководителей музеев и секция активистов школьных музеев.
Всем участникам была выдана программа Фестиваля с подробным описанием каждого из двух этапов проведения.
Начался новый учебный год… Хочется пожелать педагогам новых открытий, удач и побед. Поблагодарить тех, кто неравнодушно относится к воспитанию подрастающего поколения. И пригласить педагогов к обсуждению наших вопросов.
Количество просмотров: 6153 |
Добавить комментарий