«ПРЫЖОК ВО ВРЕМЕНИ»: программа лагеря с дневным пребыванием детей МАОУ гимназии № 7 «Сибирская»
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития творческого потенциала ребят, совершенствования личностного роста, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения своих планов, удовлетворения персональных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лагерь – это особый образ жизни детей, определённый режим с его необыкновенным романтическим стилем и тоном, это разрядка накопившейся за время обучения в школе напряжённости, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала, свобода в выборе занятий. Цель летней кампании заключается в создании условий для обеспечения активного интеллектуального, эмоционально насыщенного летнего отдыха и всестороннего развития личности ребенка и подростка на основе его вовлечения в общественно-полезную, оздоровительную и досуговую деятельность.
В 2015 году наибольшее признание детей получила идея «Прыжок во времени». Её основная линия – это предоставление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для формирования социально-активной личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданского достоинства для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности.
«Прыжок во времени» – это не просто название лагерной смены, а средство включения детей в осознание истории нашей страны. В последние годы у россиян наблюдается подъём патриотического настроения. А что такое патриотизм? Патриотизм – это любовь к Родине, её культуре, истории. А чтобы любить Родину – нужно знать её прошлое и настоящее. В связи с последними событиями в мире мы видим искажение фактов и попытки переписать историю. Поэтому Правительство РФ приняло постановление о выпуске единого учебника по истории России. К 1 сентября 2015 года учебник планируется издать. Но история должна быть понятна и доступна не только профессорам, но и простым детям. Эти факты и легли в основу идеи смены, где ребятам в легкой игровой приключенческой форме помогают восстановить историю нашей страны. Смена предполагает динамичное движение по времени: прошлому, настоящему и будущему.
Цель программы: создание условий для организованного отдыха детей, обеспечивающих взаимодействие всех участников лагерной смены, способствующих приобретению детьми знаний и опыта социально значимого действия; знаний истории России; личностному развитию и сознательному стремлению к ведению здорового образа жизни.
Описание идеи программы:
Наша история произошла в самом обыкновенном городке Н. Жил да был мальчик Федя, который очень любил историю. На день рождения Феде подарили батут, а на упаковке было написано: «батут времени». Федя был уже взрослым мальчиком и только посмеялся над странным названием. Времени прыгать и дурачиться у мальчика не было, так как он все время учил свою любимую историю. Как-то утром, когда Федя собирал сумку в школу, он обнаружил, что учебника по истории нигде нет! Он подумал, что мама убрала его на полку, но и там его не оказалось. Федя искал везде, но убедившись, что книги нет в доме, он сел на диван и заплакал. Мальчик решил, что мультики немного успокоят его и включил телевизор. Но каково было его удивление, когда по всем каналам твердили: «Во всем городе пропали учебники истории! Злой волшебник решил похитить нашу историю! Полиция не справляется, и мы никак не можем его найти! Мы просим помощи! Пожалуйста, помогите стране вернуть свою историю!». Федя вскочил с дивана в ужасе и понял, что должен отыскать историю и помочь стране! Он пошел в свою комнату и его взгляд случайно остановился на коробке с надписью «Батут времени». Все это время мальчик не верил в действие батута и даже не прыгал на нем. Но сейчас, когда ситуация критическая, он готов пойти на все. Федя достал батут, встал на него и начал прыгать и кричать: «Я верну историю! Я должен вернуть историю! Я должен!» Вдруг все вокруг него закружилось, Федя почувствовал, что земля уходит у него из-под ног.
Темнота. Мальчик резко открыл глаза и не поверил тому, что увидел. Он вспомнил слова, которые слышал по телевизору: «Полиция не справляется…», и понял, что одному ему точно не справиться. В этом городе Н жили особенные люди-вожатые, которые называли себя «Спички». Они несли добро и помогали тем, кто оказался в беде. Федя позвал их на помощь, и они, не раздумывая, согласились ему помочь.
«Спички»:
– Но, как, же мы справимся одни? Ведь город большой, а нас не так много! Нам не справиться без помощи!
– Смотрите, смотрите, как много ребят, готовых нам помочь! Я уверен, что с ними мы точно спасем город и не дадим злодею лишить нас истории! Правда, ребята?
– Вы готовы отправиться в невероятные приключения? Вы готовы оставить след в истории? Тогда отправляйтесь вместе с нами в невероятный мир тайн и загадок. Вперед!
Ритм смены: каждый день в лагере – это поиск особенностей и воплощение атмосферы конкретного времени, создание его выразительного образа. Каждая неделя в лагере это выполнение модульной части смены:
- Русь-матушка;
- СССР;
- Современная Россия;
- Моя страна в будущем.
Ведущий символ смены: батут и учебник. Каждый день дарит возможность разместить на страницах учебника фотографии, информацию о делах в отрядах, названия интересных дел, событий и путешествий во времени – тем самым можно увидеть, как восстанавливается история. История, которую узнал, к которой прикоснулся. У каждого ребенка за время летней кампании появится чувство причастности к истории нашей страны, умение быть членом приключенческой команды, способной совершать собственные открытия.
Девиз смены: истории не повторяются, люди не меняются, добро и истина всегда встречаются.
В эмблеме отражается вся легенда смены – динамичное движение по времени: прошлому, настоящему и будущему, а также главные символы смены – батут и учебник истории, который ребята заполнят своими историями и приключениями. «Сибирячок» – симпатичный мальчуган, радостно шагающий на встречу с приключениями, приветствующий ребят, решивших провести отдых в его компании. Счастливый и неунывающий, несмотря на погодные сюрпризы нашего сибирского лета.
Реализуется «Прыжок во времени» силами вожатского отряда «Спички» – отряда учащихся 8-10 классов, готовых зажигать всегда и всех.
Реализация программы идет через целенаправленную совместную деятельность воспитателя, детей и обслуживающего персонала (поэтапно).
1. Подготовительный этап осуществляется через следующие мероприятия:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных Главным управлением образования мэрии города Новосибирска;
- проведение родительских собраний на тему «Летняя занятость детей»;
- проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;
- издание приказов по учреждению о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности лагеря с дневным пребыванием детей;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей;
- оформление и разработка нормативно-правовой, организационной документации для деятельности лагеря.
2. Организационный этап проходит через проведение следующих видов деятельности:
- встреча детей;
- проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей и интересов;
- запуск программы;
- формирование органов самоуправления;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
- оформление информационных стендов.
3. Основной этап включает в себя реализацию основной идеи смены через вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел.
4. Заключительный этап:
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив последействия смены;
- выработка рекомендаций по дальнейшей деятельности организации;
- анализ предложений детей, родителей, воспитателей, внесенные по организации деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МАОУ гимназия № 7 «Сибирская» (таблица 10).
Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в возрастных отрядах по 25 человек. На уровне отряда развитие позитивных жизненных навыков происходит через реализацию программы отрядной работы. Программы формулируются воспитателями и вожатыми лагеря на основе диагностики особенностей и потребностей детей. Упор делается на развитие жизненных навыков, таких как: коммуникативность, способность к рефлексии, преодоление конфликтных ситуаций, организаторская деятельность, по сохранению здоровья и профилактике заболеваний и т. п. Каждый отряд имеет свои атрибуты в смене «Прыжок во времени»: дневник отряда, отрядный уголок.
В течение подготовки и всей смены в ЛДП организуются следующие мониторинговые мероприятия:
- анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере;
- анкетирование в основной период для выявления степени сформированности временного детского коллектива, установления коммуникативного потенциала отряда;
- анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить личностный рост участников, оправдание ожиданий.
Содержание программы подразумевает создание единого информационного пространства оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей (таблица 11).
Таблица 10
Единое информационное пространство
Изменения, которые были выявлены |
Основания, по которым выявляли изменения |
Изменения, произошедшие с ребёнком |
общее улучшение физического здоровья воспитанников, укрепление эмоционального состояния; осведомлённость участников смены об активном отдыхе, приобретение умений организовывать и проводить разного вида игры; расширение кругозора детей в области знаний о культуре мировой цивилизации; получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной, творческой, социальной, активной и трудовой деятельности; личностный рост каждого ребенка, проявляющийся в достижении определенных результатов в каком-либо виде деятельности. |
Изменения в детском сообществе, развитие межличностных отношений, межвозрастных отношений и т.д. |
успешное участие детей в творческих программах на разном уровне; развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности; развитие коммуникативных способностей и толерантности |
Изменение статуса профессиональной позиции педагогов |
рост количества старшеклассников – членов вожатского отряда гимназии; увеличение числа детей, отдыхающих в ЛДП «Сибирячок»; отсутствие детей, желающих покинуть лагерь; устойчивый позитивный имидж гимназии в окружающем социуме; положительные отзывы детей, родителей, воспитателей о работе ЛДП; улучшенная разработка и качественная реализация программы ЛДП, сценариев, важных дел лагеря силами педагогического коллектива; использование итогов работы смены в публичном отчете учреждения, в публикациях на сайте гимназиии ЕИС «Дневник.ру»; обобщение опыта работы на общешкольной родительской конференции в сентябре следующего учебного года |
Таблица 11
Ожидаемые результаты реализации программы
Средства и формы получения и передачи информации |
Периодичность
|
Предоставляемая информация |
Целевая группа |
Народный форум: линейка и общее собрание лагеря |
Ежедневно |
О внутренней жизни каждого отряда и лагеря в целом; о мнениях, отзывах, предложениях членов лагеря |
Воспитанники лагеря; воспитатели |
Экран дня: стенд |
Ежедневно |
Информация о жизни лагеря сегодня и то, что будет происходить в предстоящий период |
Воспитанники лагеря; родители (законные представители); воспитатели |
Рейтинг: Экран соревнований |
По мере достижения результатов |
Результат деятельности отрядов; индивидуальные достижения |
Воспитанники лагеря; родители (законные представители); воспитатели |
СМИ лагеря: стенд «Сибирячка»; газета лагерной смены «Яркие мечты»; сайт школы; мультимедийные презентации; фоторепортажи; тематические листовки |
Ежедневно |
Информация о событиях лагеря, достижениях и победах индивидуальных, отрядных, лагерных |
Воспитанники лагеря; родители (законные представители); педагогические работники |
Приложение. Презентация «Смена 2015 «Прыжок во времени»
Приложение. Видеоролик к смене
Количество просмотров: 8646 |
Добавить комментарий