Конкурсное движение как одно из условий повышения профессиональной компетентности и развития творческого потенциала учителей начальных классов образовательных учреждений Центрального округа
Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей.
М. Барбер
«Традиционно система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных выпускниками знаний оценивалась работа педагогического коллектива школы. Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации, выпускника, который может брать на себя ответственность, участвует в совместном принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества» [3]. Следовательно, основным направлением работы в современной школе становится развитие профессиональной компетентности учителя, который способен эффективно организовать деятельность учеников, а также передать обучающимся определенную сумму знаний для овладения детьми способностью к активному действию.
В современной педагогике существует несколько подходов к определению профессиональной компетентности. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова компетентность определяется как характеристика знающего, осведомленного, авторитетного в какой-либо области специалиста [2]. По мнению В.Н. Введенского, профессиональная компетентность педагога «не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике» [3]. Б.С. Гершунский понимает профессиональную компетентность как «единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности» [3]. В статьях И.В. Куренковой и В.В. Талышева под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности [1, 6].
Несмотря на неоднозначность представленных подходов, профессионально компетентным можно считать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся [1, 6].
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. развития его профессиональной компетентности, под которым понимается «развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде» [3, 6].
Исходя из современных требований, можно выделить следующие основные направления развития профессиональной компетентности педагога:
– работа в методических объединениях, творческих группах;
– исследовательская деятельность;
– инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
– различные формы педагогической поддержки;
– активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
– трансляция собственного педагогического опыта;
– использование ИКТ и др. [1, 6].
В своей статье мы подробно рассмотрим значение конкурсного движения для повышения профессиональной компетентности и развития творческого потенциала учителей начальных классов.
Мы разделяем точку зрения С.В. Разносчиковой, которая считает, что участие в различных конкурсах позволяет педагогам проявить себя, развить свои таланты, а также получить определенные преимущества в дальнейшей педагогической и образовательной деятельности [4]. Необходимость участия педагогов в профессиональных конкурсах является одним из критериев процедуры аттестации работников образования, а успешность участия учителя и обучающихся в различных конкурсах – критериями оценки эффективности деятельности педагогов в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».
По мнению С.В. Разносчиковой, профессиональный конкурс призван способствовать совершенствованию оценки и стимулирования труда педагогических работников, выявлению передового педагогического опыта, обновлению содержания школьного образования [5]. Мы согласны с С.Ю. Стекленевой, которая считает, что «конкурсы профессионального мастерства пропагандируют передовой педагогический опыт, развивают готовность педагогов к реализации индивидуального подхода в педагогической деятельности, а главное – поощряют профессиональную активность и педагогическое творчество» [5].
В работах Е.И. Огарёва, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова и др. известных ученых говорится о том, что творческая самореализация педагогов – процесс непрерывный и потенциально бесконечный, а главное – это всегда сотворчество с учениками. По мнению В.А. Кан-Калика и Н.В. Никандрова, в конкурсных материалах могут быть отражены различные варианты сотворчества учителя с учащимися: учитель не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя (педагог–«премьер»); учитель соотносит свой творческий процесс с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом (педагог–«дирижёр»); учитель учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся (педагог–«зеркало»); учитель создаёт общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальное самовыражение и творческое сотрудничество (педагог–«режиссёр»). Несомненно, «личностно-ориентированный подход соответствует последнему варианту сотворчества, на который равняется современное образование. Личностно-ориентированный подход к учащимся в учебно-воспитательном процессе является ключевым направлением всех прогрессивных педагогических технологий. Он объединяет и воплощает следующие воспитательные идеи и принципы: сотрудничества, взаимопонимания, тактичности, объективности» [5].
По мнению С.В. Разносчиковой, участников конкурсов можно условно разделить на три группы: «Первая – это «звезды», самодостаточные состоявшиеся педагогические личности, которые самостоятельно готовы к участию в конкурсах и требуют минимальных усилий со стороны администрации и коллектива. Вторая – опытные педагоги, владеющие уникальными методическими приемами и профессиональными качествами, но не считающие участие в конкурсах по разным причинам для себя важным. Третья группа – достаточно молодые, но уже неординарные, творческие учителя, в которых нужно вселить уверенность в свои силы» [3].
Учителей начальных классов Центрального округа г. Новосибирска можно с уверенностью отнести к первой группе конкурсантов: опытные, творческие, щедрые педагоги, активно участвующие в конкурсах сами, а также активно вовлекающие в конкурсное движение своих воспитанников. Этот вывод мы смогли сделать на основании двухлетней работы ОМО учителей ОРКСЭ ЦАО г. Новосибирска. За это время нами была разработана и апробирована система профессиональных конкурсов, а также система предметных конкурсов по ОРКСЭ для обучающихся 1-4 классов.
Так, уже традиционным стали конкурсы презентаций к родительскому собранию и к урокам ОРКСЭ, которые проводятся в течение двух лет.
Конкурс «Лучшая презентация для родителей по курсу ОРКСЭ»
ОУ |
2013-2014 уч.г. |
2014-2015 уч.г. |
МБОУ СОШ № 4 |
Иващук Тамара Анатольевна (победитель) |
|
МБОУ СОШ № 156 с УИП ХЭЦ |
Соловьева Светлана Сергеевна (победитель) |
Воробьева Ирина Владимировна (1 место) |
МБОУ СОШ № 24 |
Безуглова Юлия Сергеевна (победитель) |
|
МБОУ ООШ №84 |
Абросимова Кира Владимировна (лауреат) |
|
МБОУ СОШ № 77 |
|
Галкина Ирина Анатольевна и Ершова Оксана Григорьевна (2 место) |
Конкурс «Лучшая презентация к уроку ОРКСЭ»
ОУ |
2013-2014 уч.г. |
2014-2015 уч.г. |
МБОУ СОШ № 99 с УИП ХЭЦ |
Титарева Татьяна Николаевна (лауреат) |
|
МБОУ «Гимназия №13» |
Родионова Юлия Владимировна и Котева Марина Алексеевна (лауреат) Важенина Ольга Викторовна (поощрительный приз) Литасова Лилия Юрьевна (победитель) Жильцова Людмила Станиславовна (поощрительный приз) Бобинова Светлана Вячеславовна (победитель) |
Родионова Юлия Владимировна (2 место) |
МБОУ СОШ № 77 |
Никифорчук Наталья Васильевна и Ершова Оксана Григорьевна (поощрительный приз) |
|
МБОУ СОШ № 4 |
Никитенко Ольга Владимировна (победитель) |
|
МБОУ «Лицей №22 «Надежда Сибири» |
Матвеева Юлия Евгеньевна (победитель) |
|
МБОУ СОШ №17 |
Масальская Оксана Владимировна (победитель) |
|
МБОУ СОШ №168 С УИП ХЭЦ |
Крапивина Ольга Анатольевна (поощрительный приз) |
|
МАОУ Гимназия №10 |
Коробова Ольга Николаевна (лауреат) |
|
МБОУ СОШ № 29 с углублённым изучением истории и обществознания |
Калинина Наталья Владимировна (поощрительный приз) |
|
МБОУ СОШ № 159 с углублённым изучением математики, физики |
Банникова Наталья Анатольевна (лауреат) |
|
МАОУ «Гимназия №10» |
|
Зайцева Татьяна Анатольевна (1 место) |
МБОУ СОШ №17 |
|
Кравчук Ольга Александровна (3 место) |
МБОУ СОШ № 12 |
|
Ковалькова Марина Ивановна (2 место) |
МБОУ СОШ № 156 с УИП ХЭЦ |
|
Соловьева Светлана Сергеевна (3 место) |
МАОУ СОШ «Диалог» |
|
Чагина Татьяна Евгеньевна (2 место) |
По итогам конкурсов созданы диски с работами участников.
В 2014-2015 уч.г. были проведены литературный конкурс «Доброслов» для обучающихся 4 классов и конкурс ДПИ «Храмы и соборы» для обучающихся 1-3 классов.
Литературный конкурс «Доброслов» (22 работы)
ОУ |
Ф.И.О. педагога |
Результаты участия |
МБОУ СОШ № 17 (5 работ) |
Кравчук Ольга Александровна |
4 участника, лауреат |
МБОУ СОШ № 77 (5 работ)
|
Ершова Оксана Григорьевна; Ершова Оксана Григорьевна и Галкина Ирина Анатольевна |
лауреат; дипломант 2 степени |
Никифорчук Наталья Васильевна |
дипломант 1 степени, 2 дипломанта 2 степени |
|
МБОУ "Лицей № 22" (11 работ) |
Исакова Наталья Александровна |
2 лауреата, 3 дипломанта 3 степени, дипломант 2 степени |
Матвеева Юлия Евгеньевна |
дипломант 3 степени, 2 дипломанта 2 степени, дипломант 1 степени |
|
Асеева Валентина Ивановна |
дипломант 2 степени |
|
МБОУ гимназия №13 (1 работа) |
Авдеева Виктория Викторовна |
участник |
Наибольшее количество работ представил МБОУ «Лицей № 22» (11 работ), из учителей – Кравчук Ольга Александровна МБОУ СОШ № 17 (5 работ).
Конкурс ДПИ «Храмы и соборы»
1 класс (40 работ)
ОУ |
Ф.И.О. педагога |
Результаты участия |
МБОУ СОШ № 77 (15 работ) |
Ершова Оксана Григорьевна |
4 участника, 3 дипломанта 3 степени, 2 дипломанта 2 степени, 3 дипломанта 1 степени |
Никифорчук Наталья Васильевна |
Участник, дипломант 2 степени, дипломант 1 степени |
|
МБОУ «Лицей №22» (3 работы) |
Вальшевская Ольга Владимировна |
дипломант 1 степени |
Олексюк Виктория Михайловна |
дипломант 1 степени |
|
Микина Анна Михайловна |
дипломант 2 степени |
|
МБОУ СОШ № 168 с УИП ХЭЦ (1 работа) |
Миняйленко Оксана Геннадьевна |
дипломант 1 степени |
МБОУ СОШ №159 (1 работа) |
Зорина Жанна Григорьевна |
дипломант 3 степени |
МБОУ СОШ № 17 (2 работы) |
Гуляшова Н.Л |
участник, дипломант 3 степени |
МБОУ СОШ №51 (1 работа) |
Кудряшова Любовь Витиславна |
дипломант 2 степени |
МБОУ СОШ № 4 (16 работ) |
Иващук Тамара Анатольевна |
6 участников, 3 дипломанта 3 степени, 2 дипломанта 2 степени, 5 дипломантов 1 степени |
2 класс (22 работы)
ОУ |
Ф.И.О. педагога |
Результаты участия |
МБОУ СОШ № 77 (7 работ) |
Валова Надежда Александровна |
Дипломант 1 степени |
ХолматоваГульнара Даранбековна |
Участник, 2 дипломанта 3 степени, дипломант 2 степени, 2 дипломанта 1 степени |
|
МБОУ гимназия № 13 (3 работы) |
Важенина Ольга Викторовна |
3 дипломанта 3 степени |
МАОУ СОШ «Диалог» (2 работы) |
Чагина Татьяна Евгеньевна |
дипломант 3 степени, дипломант 1 степени |
МБОУ «Лицей №22» (1 работа) |
Кулакова Елена Александровна |
дипломант 1 степени |
МБОУ СОШ №156 (7 работ) |
Соловьева Светлана Сергеевна |
дипломант 2 степени, 3 дипломанта 1 степени |
Гейде Лидия Николаевна |
2 дипломанта 3 степени, дипломант 2 степени |
|
МБОУ СОШ № 17 (2 работы) |
Васильева Наталья Александровна |
дипломант 1 степени |
Шалимова Лариса Викторовна |
дипломант 1 степени |
3 класс (55 работ)
ОУ |
Ф.И.О. педагога |
Результаты участия |
МБОУ СОШ № 77 (8 работ) |
Павленко Наталья Юрьевна |
4 участника, 2 дипломанта 3 степени, 2 дипломанта 1 степени |
МБОУКШИ «Сибирский кадетский корпус» (3 работы) |
Гусева Светлана Валерьевна |
участник, 2 дипломанта 3 степени |
МАОУ СОШ «Диалог» (2 работы) |
Чагина Татьяна Евгеньевна |
Участник, дипломант 2 степени |
МБОУ СОШ № 168 с УИП ХЭЦ (1 работа) |
Миняйленко Оксана Геннадьевна |
дипломант 2 степени |
МБОУ СОШ № 137 (1 работа) |
Кокорина Софья Михайловна |
дипломант 3 степени |
МБОУ «Лицей №22» (2 работы) |
Кулакова Елена Александровна |
дипломант 1 степени |
Филюшова Оксана Александровна |
дипломант 1 степени |
|
МБОУ ООШ №84 (1 работа) |
Котельникова Татьяна Анатольевна |
дипломант 2 степени |
МБОУ СОШ №159 (8 работ) |
Зверева Виктория Васильевна |
3 дипломанта 3 степени, 2 дипломанта 2 степени, дипломант 1 степени |
Павлова Ирина Николаевна |
2 дипломанта 2 степени |
|
МБОУ гимназия № 13 (7 работ) |
Афонасова Ольга Владимировна |
5 дипломантов 3 степени, 2 дипломанта 2 степени |
МБОУ СОШ № 17 (8 работ) |
Семина Татьяна Владимировна |
2 участника, 5 дипломантов 3 степени |
Киреева Анастасия Владимировна |
дипломант 3 степени |
|
МБОУ СОШ № 12 (1 работа) |
Шебалина Юлия Борисовна |
дипломант 3 степени |
МБОУ СОШ №51 (4 работы) |
Чудакова Любовь Николаевна |
3 участника, дипломант 3 степени |
МБОУ СОШ № 4 (7 работ) |
Иващук Галина Алексеевна |
6 участников, дипломант 3 степени |
Самыми активными оказались учителя и обучающиеся МБОУ СОШ № 77 (30 работ) и МБОУ СОШ № 4 (23 работы), из учителей – Иващук Тамара Анатольевна (МБОУ СОШ № 4), представившая 16 работ своих первоклассников.
Анализ результатов двухлетней работы показал, что учителя начальных классов Центрального округа активно участвуют в конкурсах по ОРКСЭ сами и не менее активно привлекают к участию в них своих учеников. Особую благодарность хотелось бы выразить коллективам МБОУ СОШ № 77, МБОУ СОШ № 17, МБОУ «Лицей № 22 «Надежда Сибири», МБОУ СОШ № 156 с УИП ХЭЦ, МБОУ СОШ № 4, МБОУ «Гимназия № 13», С.С. Соловьевой (МБОУ СОШ № 156 с УИП ХЭЦ), Т.А. Иващук (МБОУ СОШ № 4) и Ю.Е. Матвеевой (МБОУ «Лицей №22»).
Итоги конкурсов позволяют сделать вывод об их востребованности и значимости для повышения профессиональной компетентности и развития творческого потенциала учителей начальных классов образовательных учреждений Центрального округа.
Мы планируем продолжить работу по развитию конкурсного движения в ЦАО: реализовать идею создания библиотеки методических материалов к урокам ОРКСЭ, разработанных учителями начальных классов Центрального округа, провести окружную НПК младших школьников по ОРКСЭ.
Литература
1. Куренкова И.В. Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС в основной школе: http://easyen.ru/load/metodika/stati
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1986. – 797 с.
3. Приданникова О.Г. Развитие профессиональной компетентности учителя:
http://festival.1september.ru.
4. Разносчикова С.В. Конкурсное движение педагогов – школа профессионального мастерства и лаборатория педагогического опыта http://rop-sch.lmn.lokos.net
5. Стекленева С. Ю. Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие творческого потенциала личности учителя географии [Текст] / С. Ю. Стекленева // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.2. — С. 136-138.
6. Талышев В. В. Профессиональная компетентность учителя: http://festival.1september.ru
Количество просмотров: 10594 |
Добавить комментарий