Личность и профессиональная компетентность педагога в современном образовании

 
 

Краевская Лариса Анатольевна,

педагог-психолог МБОУ «Лицей № 200» г. Новосибирска

 

Личность и профессиональная компетентность педагога в современном образовании

Перспективы развития современного образования ориентированы на свободные и ответственные отношения его участников. Интересы личности провозглашаются приоритетными, а реализация возможностей для её развития является главной задачей образования.

Основная характеристика современной образовательной ситуации состоит в поиске путей реализации ведущей идеи модернизации системы образования – идеи развития личности, формирования механизмов развития и саморазвития системы образования.

Очень многое в системе образования определяется самими обучающими и обучающимися, поскольку их целеустремлённость, творческая инициатива и способности, нестандартность мышления, стремление к прогнозированию, новациям – непременные характеристики эффективности системы образования, её жизнедеятельности и прогресса.

В тоже время ключевой фигурой образовательной системы выступает учитель как творец педагогического образования, его идеологии, содержания, технологии.

Профессионально-личностное развитие учителя – одна из целей педагогического образования. Практика показывает, что педагогической профессией и педагогическим мастерством можно овладеть только на индивидуально-личностном уровне.

Педагог – это носитель накопленных культурой общечеловеческих ценностей, реализующий в педагогической профессии свой способ жизнедеятельности, готовность принимать на себя ответственность за решение педагогических задач, вырабатывать свою стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности, формируя тем самым педагогический профессионализм.

Педагогический профессионализм основывается на взаимосвязи разнообразных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Таковыми являются:

– уровень общей культуры;

– владение содержанием предмета и педагогическими технологиями;

– способности к целеполаганию и реализации поставленной цели;

– способности к педагогической рефлексии;

– способности к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования.

– психолого-педагогическая компетентность.

Одним из ключевых понятий является «профессиональная компетентность педагога».

Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Под компетентностью педагога можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность учителя направлена не только на обучение, но и на воспитание, на процесс развития личности ребенка. Именно личность педагога оказывает мощное воспитывающее влияние. В связи с этим, педагог должен обладать следующими качествами, которые и будут составлять психологический портрет идеального педагога, т.е. он должен уметь управлять собой, быть гуманным, искренним, добрым и отзывчивым. Это педагог, обладающий хорошими коммуникативными способностями, который умеет чувствовать новое и умеет развивать инновационное мышление у обучающихся, проявляет интерес к ним, умеет сопереживать и мысленно ставить себя на место другого человека.

На развитие личности значимую роль оказывают внимательные, доброжелательные и заинтересованные отношения педагога и обучающегося. Важную роль во взаимодействии педагога и ребёнка играет общение. В ходе педагогического общения со стороны педагога возможно осуществление осознаваемого и неосознаваемого, прямого и косвенного педагогического воздействия. Поэтому особенно важна форма общения.

Для демократичной формы характерен широкий контакт с обучающимися, проявление доверия и уважения к детям, разъяснение вводимых правил поведения, требований, оценок. У педагогов с демократичной формой общения прослеживается личностный подход к детям, для них типично учесть индивидуальные особенности обучающихся, отсутствие предпочтения одних детей другим, стереотипности в оценке детей, их поведения.

Авторитарная форма имеет ярко выраженные субъективные установки, избирательность по отношению к детям, стереотипность и бедность оценок. Руководство детьми характеризуется жесткой регламентированностью. Педагоги значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, в работе преобладает деловой подход, вводимые требования, правила поведения вообще не разъясняются или разъясняются редко.

Каждая форма общения и воздействия оказывает особое влияние на развитие личности ребенка. Основы личности закладываются в детстве, поэтому к мастерству, личности, уровню духовного развития педагога в современном образовании предъявляются повышенные требования. Непременным условием эффективности воздействия на обучающихся и многогранности их мироощущений является богатство личности педагога.

Список литературы:

1. Гапацевич Е.С. Большая современная энциклопедия “Педагогика”. – Минск, 2005.

2. Галкин С. Воспитание и личность. – Н. Новгород: Гладкова, 2004.

3. Зимняя М.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2004.

4. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

5. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. – Олма-пресс. 2004.

6. Никишина, И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы / И.В.Никишина. – Волгоград, 2007.

Количество просмотров: 13913  

Добавить комментарий

1. Применение методов ТРИЗ для развития творческой активности на занятиях внеурочной деятельности по программе «Лабиринт мастерства» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование творческих компетенций детей младшего школьного возраста на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Взаимодействие педагогов, учащихся и родителей во внеурочной деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Организация работы с родителями в рамках внеурочной деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Разработка классного часа для 7 инженерного класса «Элементарно, Ватсон» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Души прекрасные порывы – тебе, Новосибирск! ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Система работы студии «Мокрый нос» для учащихся 1-4 классов по программе «Мы – твои друзья!» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Наставники счастливых людей ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Семья и школа – партнёры в воспитании ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Новые возможности интеграции иностранных граждан в российское общество ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы