Театральная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания
В продажный век, век лжи и грубой силы,
Зовешь добру и истине служить.
А. Плещеев
Исследователь Л.В. Кудрявцев отметил: «Крепкое и благополучное в социальном отношении государство не может существовать без достаточно высокого уровня его граждан, при котором ценятся нравственные поступки, а безнравственные и даже просто непорядочные — осуждаются. Стабильность и жизнеспособность государства определяется прежде всего нравственным и духовным уровнями его населения». Если каждый из нас начнет с себя, то наша страна имеет шанс на «исцеление». Многие могут не согласиться, сказав, что подростков уже не переделать. Приведу пример из своей практики.
Я являюсь педагогом дополнительного образования МБУДО «ЦВР «Пашинский» структурного подразделения «Парус». В нашем подразделении 12 объединений разных направленностей. Являясь руководителем творческого объединения «Хамелеон», провожу занятия по театрализованной деятельности. В нашем подразделении работает объединение «English World», в котором дети, изучая язык, знакомятся с традициями англоязычных стран. Один из самых ярких праздников – Хэллоуин. Учащиеся знакомятся с историей праздника, делают фонарики из тыквы. Дети моего объединения, узнав о проводимом в объединении «English World» Хэллоуина, поинтересовались, почему наше подразделение не проводит этот праздник для всех детей. Я объяснила ребятам, что это не праздник, а одна из тем, которые изучают учащиеся объединения «English World». Тогда мои дети предложили организовать Хэллоуин для учащихся объединения английского языка, подготовив театрализованное представление. Я сомневалась, но плюсы в предложениях ребят все же были. Во-первых, «театралы» имели возможность проявить свои актерские способности, во-вторых, для детей, занимающихся в «English World », праздник прошел бы не по традиционному сценарию. В-третьих, когда мероприятие проводят не взрослые, а сверстники, это всегда интересней.
Было решено провести мероприятие в виде квеста, с несложными, но интересными заданиями. Очень важно было не навредить. Чтобы не произошло подмены и искажения общечеловеческих представлений о добре и зле, нечистой силе была отведена роль отрицательных персонажей, где она выступила противником детей. Мы записали видеоролик, в котором преподаватель, взятая в заложники силами тьмы, просила помощи у учащихся. Была подготовлена презентация с подробным рассказом об истории возникновения праздника. В сценарии есть строки: «...читайте о духах Руси, не следуйте западной моде». Она попала в цель. После проведения квеста, ребята признались, что теперь понимают, почему взрослые негативно относятся к Хэллоуину, сказали, что многие бездумно перенимают традиции других стран, не задумываясь о смысле. Разместили с соцсетях картинки «Хэллоуин не наш праздник», а позже – 14 февраля – «Наш день влюбленных – 8 июля». Честно говоря, результаты неожиданные. А ведь можно было отмахнуться от детей, не разрешить проводить этот чужеродный праздник, тем самым еще больше подогрев интерес к нему.
Для того, чтобы ребята и дальше задумывались о подобных вещах, совершали осознанные поступки, на своих занятиях я стараюсь подобрать для работы соответствующие тексты и задания. Например, предложила двум девочкам одновременно показать этюды «Девушка 19 века», «Девушка 21 века». Необходимо было выполнить простые действия: показать, как девушка в разные эпохи ест, танцует, разговаривает и т.д. Простое сравнение двух образов помогло детям увидеть себя со стороны, многие девочки сказали, что им стыдно за то, как они себя ведут и согласились, что «девушка 19 века» выглядит гораздо скромнее и женственнее.
В нашей жизни есть даты, о которых никогда не забудем. Великая Отечественная война – одна из них. Прочитав на занятии пьесу «Апрель 45-го» Андрея Гуркова, историю о детях, сбежавших из концлагеря в годы Великой Отечественной войны, учащиеся рыдали навзрыд. И тогда я поняла, что они не знают, что такое концлагерь. Рассказав немного об ужасах концлагерей, дала детям задание: подумать о том, как, по их мнению, должны выглядеть герои пьесы. Естественно, ребята обратились к помощи интернета. Вечером в нашей группе в соцсетях стали появляться фотографии и ролики об узниках концлагерей с комментариями детей. А на следующем занятии учащиеся сказали, что мы обязательно должны поставить этот спектакль и показать всем ученикам школы. На мой вопрос: «Почему?» – дети ответили, что об этом никогда нельзя забывать, нужно сделать все, чтобы больше этого не повторилось. Мы приступили к постановке пьесы. В начале мая 2016 года для учащихся 5-8 классов был показан спектакль «Апрель 45-го», зрители не смогли сдержать слез. После спектакля юные актеры признались, что были очень рады, когда увидели плачущих зрителей. «Значит, мы смогли достучаться до их сердец», – сказали они.
Ребята предложили снять видеоролик о детях войны, взяв интервью у людей, которые были детьми в военное время. Видя, как сильно ребят затронула эта тема, я посоветовала им прочесть книгу «Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна, и представители «нечитающего поколения» ее прочли. Было интересно наблюдать за ребятами, когда они рассуждали, что такое фашизм, с чего он начинается. И когда прозвучала фраза о том, что нужно пресекать негативные высказывания о других нациях, что нет плохих народов, есть плохие и хорошие люди, я посчитала, что моя цель достигнута.
Активное участие учащиеся моего объединения в праздничных концертных программах структурного подразделения, выпускном школы раннего развития «Юнга» способствовало формированию чувства ответственности и явилось положительным примером для малышей.
С большим трепетом дети ждали концерт, посвященный Дню Матери. Кроме стихотворений и инсценировки ими был подготовлен трогательный видеоролик о материнской любви. И опять слезы… Старшеклассницы признались, что только теперь понимают, как много мама для них делает, как часто они ее обижают, как ей тяжело, ведь большинство детей моего объединения растут без отца.
На занятиях мы обыгрываем такие темы: «как мужчина должен относиться к женщине», «к чему приводит безразличие», «может ли человек в одиночку изменить мир», «влияет ли окружение на нас», «влияние телевидения и интернета на ребенка». Согласившись с тем, что проблема компьютерной зависимости на самом деле очень серьезна, старшеклассники предложили в дни летних каникул провести для детей игровую программу. Они полагают, что, обучая младших школьников подвижным играм, начнут больше общаться между собой вне компьютеров и планшетов.
Однажды я спросила учащихся, что больше всего не нравится им в окружающей действительности. «Горы мусора, брошенные животные, участившиеся пожары в лесах», – вот что прозвучало в ответ. Наших детей, которые «не думают о будущем», «ничем не интересуются» волнуют проблемы экологии и бережного отношения к животным! Мною был задан еще один вопрос: «А гордитесь ли вы своей страной?» Младшие дети ответили утвердительно, старшие сказали, что не могут дать однозначного ответа. Гордятся своей страной старшеклассники, когда вспоминают о том, что «наши солдаты победили фашизм», когда «российские спортсмены выигрывают соревнования». Чувство гордости не вызывает «отношение государства к простому народу». Детям не нравится «ходить по нечищеным от снега улицам», в общественном транспорте они слышат разговоры пенсионеров, и делают вывод о том, как государство относится к людям. Но самое главное, – хоть очень неожиданно было это услышать – детям «неприятно видеть полуголых женщин в рекламе, в фильмах». Ребята хотели бы, «чтобы вместо подобных фильмов по телевидению показывали познавательные передачи», а вместо обилия наружной рекламы – «картинки, глядя на которые, можно было бы наслаждаться красотой». Поделились ребята и своими переживаниями: обижаются на взрослых за то, что их делами интересуются, только когда они грустят или накануне родительского собрания, что взрослые даже не пытаются понять их увлечения и интересы.
Я часто слышу от детей, что им скучно. Скучно учиться, скучно дома. Но ведь у них масса энергии, и необходимо просто направить ее в нужном направлении. По моему мнению, дети просто не видят альтернативы. Видимо, мы, взрослые, не можем предложить им то, что действительно может быть интересно. Задача родителей и педагогов совместными усилиями создать эту альтернативу. Родителям необходимо уделять детям больше внимания. Педагогам - сменить авторитарную педагогическую позицию на гуманистическую, системно-деятельный подход должен реализовываться не формально. Воспитание — это управление процессом развития личности ребенка через создание благоприятных условий. И если мы хотим воспитать нравственного человека, нужно создать соответствующие условия.
Часто сами губим те зачатки нравственности в их душах, подавая отрицательный пример и не давая возможности им проявить себя, навязывая свои мероприятия, не давая возможности детям принять участие в их создании, не учитывая их интересы.
Навешивая ярлыки на нынешнее поколение, часто мы даже не предлагаем им то, о чем они мечтают. Я отказалась от идеи провести вечер поэзии, думая, что детям будет это неинтересно. Какого же было мое удивление, когда дети в конце года сами мне предложил в следующем году провести вечер, посвященный поэтам Серебряного века.
Прав А. Н. Острогорский, утверждающий, что «воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески».
Количество просмотров: 3228 |
Комментарии
Людмила опубликовано
Оксана опубликовано
Добавить комментарий