Культура организации и проведения экскурсии по школьному музею
Проблемы организации экскурсионной деятельности были и остаются актуальными, в отечественной методической литературе освещены авторами: Добриной Н.А., Долженко Г.П., Ишековой Т.В., Леоновым Е.Е., Савиной Н.В., Сичинавы В.А., Юхневич М.Ю.
Экскурсионная работа в школьном музее имеет ряд специфических отличий, поскольку школьный музей – явление уникальное. Он представляет собой особенное пространство, в котором наиболее эффективно оттачиваются методики, приёмы, технологии взаимодействия школы и музея.
Музейная экскурсия – это форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. [5, с. 763] Организация экскурсии является первым этапом в ее подготовке.
При организации экскурсии в школьный музей необходимо учесть следующее:
- Какое количество экскурсантов одновременно может комфортно чувствовать себя в экспозиции.
- Возрастные особенности. От этого будет зависеть время проведения экскурсии, выбранный маршрут.
- Несмотря на то, что музей школьный, как правило, больше открытого хранения, правила поведения такие же, как и в других музеях.
- Перед экскурсией напомнить о культуре посещения музея: во время рассказа не перебиваем; находимся на расстоянии от экспонатов для лучшего их осмотра; не толкаем друг друга; большая просьба руками ничего не трогать.
- Учеников можно знать. Но замечания: «Иванов, ели не будешь слушать, получишь двойку», недопустимы.
Поскольку навыки экскурсовода определяются умением использовать экскурсионную методику, ее изучение является следующим этапом в подготовке.
Практически каждый человек способен выучить экскурсионный текст, но далеко не каждый способен стать экскурсоводом, и не каждый сможет в полной мере овладеть навыками экскурсовода.
«Экскурсионная методика представляет собой совокупность определенных требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий, разных видов, на различные темы и для различных групп людей». [3, с. 107] Экскурсионная методика связана с такими понятиями, как рассказ и показ. На вопрос о соотношении показа и рассказа в экскурсии методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следует с показа, со зрительных или иных (осязательных, обонятельных) впечатлений, а затем уже вводить рассказ. Показ в экскурсии – целенаправленный процесс изучения объектов, сопровождаемый анализом и квалифицированными пояснениями экскурсовода. Это демонстрация чувственно воспринимаемых объектов, раскрывающих содержание экскурсии. [7, с. 55] Методика учитывает способность объекта привлекать внимание. Использует различные средства усиления внимания экскурсантов. Еще одна задача методики – подсказать наиболее эффективное использование методических приемов ведения экскурсии. Экскурсионная методика учитывает вопросы эмоционального воздействия на экскурсантов. [4, с. 9] Методика рассказа позволяет экскурсантам углубить полученные в ходе показа знания. Посредством рассказа экскурсовод раскрывает особенности конкретной темы, отражает наиболее значимые моменты в индивидуальном тексте экскурсии, используя разные формы устной речи, справку, беседу, объяснение, описание, комментирование, литературный монтаж. Значительная часть методических приемов в рассказе экскурсовода заимствуется из арсенала лекторского искусства. Именно поэтому экскурсовод должен быть хорошим лектором, чтобы качественно использовать эти формы устной речи в своей экскурсии. [3, с. 110]
Показ и рассказ являются основными элементами любой экскурсии. Но если показ является большей частью экскурсионной методики по объему и сложности подготовки и осуществления, то рассказ можно считать ее меньшей частью, которая носит по отношению к методике показа подчиненный характер. Все дело в том, что рассказ строится во многом на показе и практически полностью подчинен показу, поскольку на протяжении большей части экскурсии экскурсовод рассказом раскрывает объекты показа, дает им пояснения, формирует знания экскурсантов о них. [2, с. 79] Главное требование экскурсионной методики – обеспечение непрерывности раскрытия темы в ходе экскурсии как процесса усвоения знаний, то есть воздействие экскурсионного материала на экскурсантов в течение всей продолжительности экскурсии (без пауз, остановок и перерывов).
Во-первых, любая пауза воспринимается группой экскурсантов как неуверенность экскурсовода, так как он будет «вынужден пропускать какие-либо значимые экспонаты. В результате зачастую экскурсанты сами начинают «заполнять паузы» своими репликами, для того чтобы помочь экскурсоводу избежать неловкого положения, что негативно сказывается на авторитете экскурсовода и смазывает общее впечатление от экскурсии.
Стоит обратить внимание на скорость речи. Быстрая речь не позволяет аудитории экскурсантов воспринять весь материал, а при медленной речи группа отвлекается, раздражается и теряет внимание. [1, с. 176] В идеале экскурсовод должен уметь регулировать темп излагаемого им материала в зависимости от различных факторов.
Говоря о методике проведения экскурсии, следует особо отметить проблему восстановления внимания группы, которое неизбежно утрачивается в процессе экскурсии. Это объясняется индивидуальными особенностями к восприятию информации и психологическим типами личности экскурсантов. Если экскурсовод ведет пассивный и не эмоциональный рассказ, то внимание группы падает уже в самом начале экскурсии. [7, с. 72–73] Хотя исследователи утверждают, что кризис внимания наступает на 14-й, 25-й, 34-й минутах и т. д. [3, с. 112–113] То есть каждые 10 минут, независимо от продолжительности экскурсии. Но стоит отметить, что это зависит, в первую очередь, от профессионализма экскурсовода, который за счет интересного рассказа и диалога с группой может и должен воссоздать атмосферу, которая задержит наступление кризиса внимания.
Большое значение имеют многие качества экскурсовода – мастерство педагога и актера: «Динамичный рассказ, умение быстро переключать внимание слушателей с одного экспоната на другой, заостряя внимание на главном, способность приводить интересные факты или любопытные сообщения. Экскурсовод должен обладать многими качествами педагога (терпением, доброжелательностью) и актера (артистической подачей материала, дикцией), которые помогут ему увлечь слушателей своей темой». [8, с. 17]
«Практика показывает, что в первые минуты внимание экскурсантов обеспечивается их интересом к теме. Затем внимание поддерживается увлекательностью рассказа и такими качествами экспонатов, как их известность, экзотичность, познавательная ценность. Устойчивости внимания способствуют также правильная последовательность показа». [3, с. 113] Одним из наиболее доступных и качественных методов по поддержанию внимания является использование диалога, который позволяет экскурсантам лучше воспринимать материал в ходе живого общения, а для экскурсовода важен с точки зрения контроля над вниманием группы, которое заострено на диалоге и не рассеивается. При живом общении экскурсанты не только лучше воспринимают материал, но и участвуют в экскурсии, а не просто присутствуют на ней. Если не поддерживать диалога с группой, то некоторые экскурсанты могут ощутить свою второстепенность, что с психологической точки зрения иногда подчеркивается появлением отчужденности. Кроме того при диалоге экскурсоводу проще увидеть степень усвоения материала группой.
Рассмотрев теоретические аспекты экскурсионной методики, выделим несколько важных моментов ее применения:
1) Одним из главных правил экскурсии является адаптация текста для группы и изложение его экскурсоводом простым разговорным языком. В данном случае экскурсовод показывает знания на основе реального общения с группой. Как показывает практика, воспроизведение заученного текста имеет ряд недостатков. Во-первых, данный факт сильно бросается в глаза и в связи с этим текст намного хуже воспринимается экскурсантами. Во-вторых, при воспроизведении экскурсоводом заученного текста у группы часто складывается впечатление, что он недостаточно хорошо владеет материалом, что очень пагубно влияет на оценку экскурсии посетителями музея. В-третьих, особенно когда экскурсовод не имеет достаточно опыта и нетвердо знает свой текст, любой неожиданно заданный вопрос экскурсанта или другой отвлекающий фактор может привести к тому, что экскурсовод просто не будет знать, что говорить дальше. Особенно часто это встречается при проведении экскурсий детьми в школьных музеях. С другой стороны, практически экскурсоводы со стажем сталкиваются с таким явлением, как «автоматизм», когда текст воспроизводится экскурсоводом по инерции. С одной стороны, это облегчает работу экскурсовода, с другой нивелирует эмоциональную составляющую экскурсии и пагубно сказывается на ее восприятии экскурсантами. Выходом из данной ситуации является именно изложение экскурсоводом не заученного текста экскурсии, а обычного разговорного текста, поскольку в данном случае даже при произнесении тех или иных кусков текста «на автомате» экскурсанты в большинстве своем не в состоянии ощутить разницы.
2) Ошибкой в экскурсии являются ситуации, когда экскурсовод ставит группу выше или ниже других. Это происходит путем фраз: «Вы это уже и так знаете» или «Вы об этом, конечно же, ничего не слышали». Не стоит «занижать» или «завышать» группу, познания которой могут быть обширны. Даже если это не так и экскурсовод не ошибся в своей оценке, данная ситуация может привести к тому, что у группы сложится негативное отношение к экскурсоводу, которое исправить позже будет очень сложно. Чтобы избежать этого, экскурсоводу рекомендуется, напротив, опираться в своей экскурсии на факты, которые наверняка известны группе из школьной программы, личного опыта или даже из рассказа самого экскурсовода, звучавшего ранее. Поэтому вместо категоричных фраз на экскурсии следует употреблять более обтекаемые, дающие возможность группе «блеснуть знаниями», но не ставящие экскурсантов в неловкое положение. Например, «Возможно, кто-нибудь из вас помнит…»; «Кто-нибудь из вас слышал про…?» и т. п.
3) Всегда положительно оцениваются группой экскурсантов эпизоды, когда экскурсовод ссылается на личный опыт, приводит примеры из других экскурсий, рассказывает о репликах, данных по теме экскурсии другими экскурсантами и т. д.
4) Одним из редко применяемых методов является метод анонсирования. Его рекомендуется использовать при проведении экскурсии для детей с повышенной тревожностью. Суть этого метода заключается в том, что экскурсовод перед началом экскурсии кратко говорит группе, что они увидят: «В нашем музее мы внимательно рассмотрим четыре комплекса. Первый посвящен…» и т. п.
5) В случае, если экскурсовод не может ответить на какой-либо вопрос, используют «метод отфутболивания», когда вопрос переадресовывается группе либо самому спрашивающему. В этом случае экскурсовод уходит от прямого ответа и есть вероятность, что кто-то из группы сможет ответить на этот вопрос. Существенным минусом этого метода является то, что если на вопрос никто из группы не ответил, то отвечать экскурсоводу придется в любом случае, поскольку внимание к вопросу было привлечено. В связи с этим данный метод рекомендуется использовать, когда вопрос на самом деле очень легкий и ответ на него просто «вылетел у экскурсовода из головы». Еще один похожий, но не настолько «опасный для экскурсовода» метод – когда после заданного несложного вопроса экскурсовод выдерживает паузу, и в большинстве случаев кто-нибудь из группы сам дает ответ на этот вопрос.
Таким образом, мы рассмотрели экскурсионную методику, показав особенности и принципы, используемые в ходе экскурсий. Однако нами была описана лишь часть приемов экскурсовода.
Безусловно, значимыми являются не только используемые им методы, но речевая культура, уровень общих знаний, внешний вид, жестикуляция, эмоциональный фон. Но важно отметить, что при наличии всех этих деталей, но без использования методики, невозможно провести качественную экскурсию, поскольку именно применение методики подчеркивает уровень экскурсовода и помогает ему не только грамотно работать с группой экскурсантов, но и совершенствоваться, используя на практике новые методы.
Литература
1. Добрина Н. А. Экскурсоведение: учеб. пособие. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. – 88 с.
2. Долженко Г. П. Экскурсионное дело: учеб. пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», 2008. – 272 с.
3. Емельянов Б. В. Экскурсоведение: учебник. – М.: Советский спорт, 2008. – 216 с.
4. Ишекова Т. В. Экскурсионное дело: учеб. пособие. – Саратов: Научная книга, 2006. – 40 с.
5. Леонов Е. Е. Экскурсия как форма коммуникативного подхода в школьном музее // Наука
и современность-2010: сб. ст. по итогам VII Международ. научно-практ. конф. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. – С. 103–106.
6. Основы советского музееведения. – М.: Гос. изд-во культурно-просветит. лит., 1955. – 373 с.
7. Савина Н. В. Экскурсоведение: учеб. пособие. – Минск: БГЭУ, 2009. – 255
8. Сичинава В. А. Экскурсионная работа: (Из опыта): пособие для учителей. М.: Просвещение,1981. – 96 с.
Количество просмотров: 7942 |
Добавить комментарий