Особенности подготовки экскурсии по военной истории для дошкольников и младших школьников
Современность требует от педагога применения в своей практике новых технологий обучения, в том числе и во внеклассной деятельности. Большая роль в воспитательной Программе нашей школы отводится музею Боевой славы 278-й истребительной авиадивизии. В план работы музея внесены разные формы деятельности; среди них особое значение место мы придаём циклу музейно-педагогических занятий с младшими школьниками и воспитанниками уровня дошкольного образования, соблюдая при этом принцип преемственности. Программа занятий соотнесена с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с реалиями сегодняшнего дня; разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и направлена на реализацию гражданско-патриотического воспитания.
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Поэтому все наши музейные занятия проходят в игровой форме.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому лишь неоднократное обращение к одной и той же теме способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к данной теме. Иными словами, посещение музея не должно быть одноразовым – наибольший познавательный эффект имеют экскурсионные циклы, что, к сожалению, не всегда осуществляется на практике. Причина этого – несогласованность планов воспитательной работы школы и дошкольного учреждения. Иногда первое посещение дошкольниками музея становится единственным и не имеет должного воспитательного значения. Что касается младших школьников, экскурсии и музейные занятия для них обычно бывают приурочены к памятным датам, и провести полноценный цикл музейно-педагогических занятий становится затруднительно. План воспитательной работы школы очень насыщен мероприятиями, каждый классный коллектив проводит свои классные часы, беседы и т.д.; кроме того, это музейные и библиотечные мероприятия – и это только внутри школы! Плюс мероприятия по районному плану. Порой учителям приходится выбирать, в каком мероприятии принять участие (к примеру, экскурсии, посвящённые дню снятия Блокады Ленинграда, посещают мало классов начальной школы по той простой причине, что в эти же дни в школе проводятся мероприятия, посвящённые Рождественским праздникам, и учителя с большей охотой ведут детей в музей Русской народной культуры, нежели в музей Боевой славы. А дети идут туда, куда их ведёт учитель).
Кроме того, имеются и так называемые «внутренние» факторы, затрудняющие проведение в полном объёме цикла занятий. Сюда можно отнести старение материальной базы музея и отсутствие финансирования для её обновления, а также проблемы в обучении экскурсоводов и лекторских групп. В школьном музее, как и в любом другом, должны постоянно появляться новые экспонаты, обновляться стенды и витрины, то есть содержание музея не должно быть статичным, иначе детям там будет просто неинтересно! Наш музей был открыт в 1975 году, и не все стенды пока заменены на новые.
В Активе нашего музея – учащиеся третьих-четвёртых классов, и проведение экскурсий для них является ещё трудной задачей. А старшеклассники к такой работе не проявляют интереса, хотя раньше в музее работали очень дружные и сильные коллективы.
Тем не менее, музей работает достаточно стабильно, экскурсии и музейные занятия для малышей проводятся, и в качестве примера предлагаю конспект одного из таких занятий.
Тема: «Солдат идёт на фронт».
Участники: воспитанники уровня дошкольного образования МБОУ СОШ № 15 (5-6 лет).
Цель занятия: Создание благоприятных условий для формирования основ музейной культуры и уважительного отношения дошкольников к истории нашей малой родины.
Задачи:
- Познакомить воспитанников с некоторыми музейными предметами времён Великой Отечественной войны.
- Рассказать, как вещь становится музейным экспонатом.
- Провести ролевую игру «Солдат идёт на фронт» (для закрепления изученного материала).
Оборудование: музейная экспресс-экспозиция (стенд «Солдат идёт на фронт» с предметами времён В.О.В.), магнитофон с аудиозаписями песен военных лет, указка.
Ход занятия:
Звучит музыка военных лет. Дети входят в музей, где для них приготовлены стулья перед стендом «Солдат идёт на фронт». Педагог приветствует ребят, предлагает им садиться.
Начинается диалог.
Педагог: Дорогие ребята, мы с вами продолжаем знакомство с экспозицией музея Боевой славы нашей школы. Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по выставке «Солдат идёт на фронт». Перед вами стенд, на котором находятся музейные предметы времён Великой Отечественной войны, отсюда мы и отправимся в наше путешествие. Но прежде давайте вспомним то, о чём мы говорили на первом занятии.
(Вопросы педагога и ответы детей по теме первого занятия «Знакомство с музеем»).
Педагог: Ребята, вы молодцы, что так хорошо всё запомнили.
А теперь отправляемся в путешествие! Прежде всего, нам нужно соответственно одеться, ведь наше путешествие будет по военным местам! Посмотрите на выставку: какие вещи нам с вами пригодятся?
(Дети называют предметы одежды, а педагог проговаривает их правильные названия, например, «гимнастёрка», «шинель», «китель», «ремень» и т.д.).
Педагог: Теперь нам с вами нужно подкрепиться перед походом. На нашей выставке есть необходимые для этого предметы, которые я вас прошу найти.
(Дети выходят поочерёдно к выставке, находят предметы военного быта, называют их, а педагог проговаривает их правильные названия, например, «фляжка», «котелок» и показывает, как этими предметами пользоваться).
Педагог: Ребята! Внимательно посмотрите на самую верхнюю полочку, где стоит макет военного самолёта. Этот макет музею подарили ветераны дивизии к 30-летию Победы. Именно на таких самолётах сражались наши лётчики в годы войны.
(Педагог предлагает ребятам рассмотреть поближе макет самолёта, называя все его основные части).
А для того, чтобы нам в пути не заблудиться, нам нужна карта! На большом стенде мы с вами уже выдели карту боевого пути 278-й авиадивизии, но ведь такую карту с собой не возьмёшь, нужна другая. Кто из вас уже увидел её?
(Дети выходят, находят карту местности и слушают рассказ педагога о том, как такой картой пользоваться)
Педагог: Какие вы сегодня молодцы! Очень приятно с такими друзьями ходить в поход! Давайте продолжим наш разговор и обратимся к выставке: здесь есть ещё несколько предметов. Посмотрите и скажите, для чего они?
(На выставке есть полевая сумка, кобура от пистолета; дети с интересом рассматривают эти предметы и обсуждают их назначение).
Педагог: Молодцы, ребята! Сегодня вы активны и любознательны, столько новых предметов узнали! А как, по-вашему, вещи попадают в музей?
(Ответы детей)
Педагог: Правильно. Вещи приносят в музей разные люди. Но есть и другие способы поступления, например, поисковая деятельность. Очень давно, в 1972 году в нашей школе работала Мария Павловна Затёсана, учитель немецкого языка. Именно она организовала группу учащихся для похода по местам боёв. Наши ребята побывали в разных городах: Новороссийске, Крымске, Абинске, других городах и посёлках. И там они разыскали предметы времён Великой Отечественной войны и привезли их в школу. Ребята с помощью взрослых смастерили простые стенды и стеллажи и на них разместили привезённые предметы. Но, прежде чем проводить экскурсии, нужно было все эти предметы изучить. Как это делается? Давайте с вами попробуем рассказать о каком-нибудь предмете, например, возьмём эту книгу, которая так понравилась Лизе. С чего бы вы начали ваш рассказ?
(Ответы детей. Педагог помогает детям, задаёт вопросы: «Из чего сделан предмет?», «Какой формы и какого цвета предмет?», «Для чего он нужен?» и т.д.).
Педагог: Хорошо. Вот мы и составили рассказ о книге, теперь это не просто предмет, а музейный экспонат, то есть «музейный предмет, выставленный для обозрения». Теперь вы можете смело рассказывать об этой книге своим товарищам. А сейчас я предлагаю провести игру, в которой каждый сможет поучаствовать и показать, как он усвоил изученный материал.
(Педагог задаёт вопрос: «Что нужно взять солдату на фронт?» Дети поочерёдно выходят к стенду, берут и называют предметы; рассказывают то, что о них узнали и запомнили).
Педагог: Молодцы! А теперь давайте вместе подведём итог нашей встречи. Мы познакомились с разными музейными предметами, узнали, как они попадают в музей, как устроены и для чего нужны. И теперь нам пора возвращаться из путешествия. До свидания, до новых встреч!
(Занятие заканчивается минутой молчания у «Вечного огня»).
Список литературы
- Документы музея.
- Краткий словарь музейных терминов. (В помощь руководителю музея ОУ)/ Сост. В.А.Орлова. - Н.: МИРОНО, 2008.
- Музейная экспресс-экспозиция «Солдат идёт на фронт».
Количество просмотров: 11479 |
Комментарии
Наталья опубликовано
Валентина опубликовано
Ольга Костина, ... опубликовано
Валентина опубликовано
Страницы
Добавить комментарий