Недетские игры со смертью

 
 

Семёнова Елена Ревокатовна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.

МБОУ СОШ № 173 Калининского района г. Новосибирска

 

Недетские игры со смертью

Убийца убивает человека,

самоубийца – человечество.

Гилберт Честертон

И время было другое, и игры были другие… Что-то пошло не так… Безобидное стихотворение Б. Заходера теперь обрело новые значения:

Всю жизнь в воде проводит Кит,

Хотя он и не рыба.

Он в море ест и в море спит,

За что ему спасибо:

Тесно было бы на суше

От такой огромной туши.

Удивились? Напрасно. Сегодня именно это многотонное чудо природы стало символом страшного молодёжного развлечения – игры со смертью. По сообщению «Российской газеты», Роспотребнадзор заблокировал 6351 сайт, каждый из них призывает детей к самоубийству. Каждый из них терпеливо и грамотно вёл своих юных «китов» на сушу. Как известно, в природе сознательная гибель животных имеет место, но как случилось, что природный инстинкт, не присущий человеку, стал так близок созидательной сущности ребенка?

*Скриншот со страницы одной из групп любителей аниме

Специалисты разных областей, психологи, статисты, журналисты, психиатры, социологи, усиленно пытаются разгадать секрет столь стремительно нарастающей беды. На сегодняшний день статистика такова: «Число самоубийств детей и подростков до 14 лет с 2000 года по 2010 год сократилось в два раза – с 500 до 240. С другой стороны, согласно данным ВОЗ, "критический уровень" – 11 случаев суицида на 100 тысяч населения, а в России этот показатель превышен в четыре раза – 38-40 случаев» (РИА Новости http://ria.ru). Такое чудовищное наблюдение оставляет много вопросов. Журналисты всей страны по крупицам собирают картину суицида, работая не только с печатными источниками, но и непосредственно с семьями, к которым уже вошла в дом непоправимая беда.

Галина Мурсалиева, обозреватель «Новой газеты», провела журналистское расследование вместе с мамой одной из погибших девочек. Медленно, но верно распутывая клубок долгой череды событий, предшествовавших страшной трагедии, они пришли к ужасающему выводу – над гибелью детей усердно трудятся взрослые люди, разработавшие целую систему верных шагов. В группе риска, как выяснилось, может оказаться любой подросток вне зависимости от пола, привычек, увлечений и т.д. Главное, что объединяет погибших, – страницы в социальных сетях. Иногда достаточно и участия в неформальной организации типа «анимэшников», «челкастых» и т.д. Опасение вызывают не столько сами увлечения, сколько природа их желания прибиться к тому или иному сообществу. Обычно причинами становятся подростковые комплексы, недостаток внимания со стороны родителей, социальная неуспешность и прочее. Безобидные, на первый взгляд, группы «В контакте» зачастую таят в себе смертельное оружие. Внушаемому подростку, для которого мнение со стороны важнее увещеваний взрослых, легко втолковать, как бессмысленна и ужасна жизнь, как уныл этот мир и т.д. Фраза возымеет ещё больший эффект, если к ней будет прикреплена фотография любимого певца, актёра, мульт-персонажа… Это хорошо освоили «ловцы» таких вот интернет-сообществ. В статье Г. Мурсалиевой упоминается много их названий, поэтому заострять на этом внимание излишне. Попытаемся понять, что же влечёт доверчивых подростков к саморазрушению.

В периодизации возрастных кризисов Б. Эльконина, советского психолога, обозначена мотивационно-потребностная линия младшего подросткового возраста (12-15 лет). В этот период подросток испытывает самоопределение себя в системе отношений со сверстниками. Появляется новообразование в виде чувства взрослости и рефлексии. Результатом этого периода развития становится:

– формирование системы «я», развитие самосознания;

– развитие мировозрения и философского мышления;

– формирование системы теоретических знаний.

Это основы возрастной психологии, известные каждому педагогу и психологу. Однако родители подростков зачастую не осведомлены в подобных тонкостях переходного возраста и не в состоянии понять причины замкнутости и скрытости своего отпрыска. Так в семьях нередко возникают непримиримые разногласия, отчего юный бунтарь и стремится найти общение в безграничном океане интернет-сообществ, где все свои и так хорошо понимают его «депрессивное» состояние.

*Скриншот фрагмента ленты новостей в одной из подростковых групп. Обратите внимание на количество так называемых «лайков».

Этим распространённым фактом активно пользуются организаторы «игр со смертью». Пользуясь доверчивостью и незамотивированностью подростка, они начинают вместе с ним игру, которая поначалу действительно кажется безобидной. Сначала это с виду обычное интернет-знакомство, призыв к взаимопониманию, типа «ой, как я тебя понимаю, у меня такая же проблема», затем нагнетание крайней таинственности, будоражащей воображение ребенка, обмен имеющимся опытом (часто это переписка с обсуждением самоистязаний вроде порезов бритвой на коже, фотографии с окровавленными участками рук или ног), а уж после, войдя в доверие ребёнка, специалист по доведению до самоубийства начинает мощную атаку, сопротивление которой иногда фатально.

Существует ли выход из столь опасного действа? Ответить на этот вопрос мучительно сложно, так как родители и даже педагоги столкнулись с отнюдь не рядовым вопросом. Если уж целый ряд серьёзных организаций ломает голову над решением, то что остаётся нам, «простым смертным»? Однако, сидеть сложа руки не представляется возможным, и мы попробуем обозначить себе некоторые пути для оборонительных и профилактических действий:

1. Никто не застрахован. Не думайте, что если ваш ребенок хорошо учится, читает много книжек, высказывает мудрые житейские мысли, занимается в кружках и секциях, дружит со всеми ребятами в классе, то он вне группы риска. Вспомните из школьной программы произведение «Горе от ума». Чацкий вступил в конфликт с целым обществом, защищая свои благие мудрые мысли относительно нового времени. Имейте в виду, что ваше чадо именно от «большого ума» под влиянием чужого хорошо поднесённого мнения может возомнить себя таким вот Чацким и изо всех сил, руководствуясь собственной мудростью, станет отстаивать опасные доводы «игроков».

2. Самое мощное оружие – информация! На сегодняшний день выявлено огромное множество источников угрозы: опасные группы в соцсетях, исполнители песен, призывающих к суициду и сами песни, имена и фамилии погибших подростков, ставших теперь образцом для подражания, интернет кишит фразами, услышав которые от своего ребёнка, родитель должен немедленно начать бить тревогу и т.д.

3. Будьте бдительны. Если вы считаете, что «поговорили» со своим чадом и этого достаточно, то глубоко ошибаетесь. Вспомните, с глубокого детства фраза «Я больше так не буду» или «Я всё понял» вовсе не означала, что ребёнок действительно провёл глубоки внутренний самоанализ и осознал все свои ошибки. Часто это уловка, чтобы родитель или учитель отстал и дал возможность в следующий раз получше спрятать свои проступки, ведь подсознательно подросток понимает, сто самоубийство – это плохо, но инстинктивно продолжает «игру».

4. Буря приносит лишь новые разрушения. Крик, скандалы, наказания, резко возникший жёсткий контроль не принесут результатов. Мы же хорошо понимаем, что «палочная дисциплина» была отменена не случайно. Прежде чем выйти из себя проконсультируйтесь со специалистами, насколько опасна конкретная ситуация в принципе и каков путь спасения в каждом индивидуальном случае.

5. Нет дыма без огня. Казалось бы, что может быть проще, чем узнать о проблемах своего ребенка или своего ученика? Ошибочное предположение. Если в детстве человек откровенно делится бедами со взрослыми, то в подростковом возрасте всё становится одной сплошной загадкой, превращающей поиск причины для грусти или замкнутости в настоящий детектив. И тут уж приходится пользоваться методом дедукции самого Шерлока Холмса: присматриваться к привычкам ребенка, особенно если они меняются; ближе узнавать новых знакомых, их увлечения; прислушиваться к высказанным мыслям ребенка, даже если они кажутся совершенно случайными. Иногда именно в них и таятся первые тревожные нотки. Всё, что происходит в жизни подростка, крайне важно для него, а значит и для взрослых, окружающих его.

6. Больше позитива! Поскольку в подростковом возрасте как никогда важна мотивация, задача родителей и учителей – помочь ребёнку в её определении. И тут уж придётся забыть о коронных фразах типа «Окончишь четверть с тройками – накажу!», «Что за наряд (боевой раскрас) – быстро переоденься (умойся)!». Нужно будет как следует постараться, чтобы объяснить ещё раз «что такое хорошо, а что такое плохо», не проявив агрессии. Необходимо знакомить ребенка с лучшими проявлениями этого мира, открытиями и свершениями, чаще говорить подростку о его уникальности, положительных качествах, о том, как сильно вы его любите и цените. Звучит банально, но иного способа пока нет. Важно не произносить слов, связанных с самоубийством.

7. Не оставайтесь наедине с проблемой. Что бы ни происходило, знайте, вы не одиноки. Пренебрегая общением со специалистами, уверяя себя, что никто не в силах помочь, вы теряете шанс на спасение своего ребёнка. Иногда именно сплочённая совместная работа помогает не только спасти юную жертву, но и предотвратить беду. Тут уж придётся стать одной командой родителям, школе, специальным службам, занимающимся подростковым суицидом.

В песне Андрея Макаревича говорится:

Я смысл этой жизни вижу в том,

Чтоб не жалея ни души, ни тела,

Идти вперед, любить и делать дело,

Себя не оставляя на потом.

А ведь правда, жизнь одна, и нет у нас морального права распоряжаться ею неосмотрительно. Чем бы ни руководствовались киты, выбрасывающиеся на берег, вряд ли они задумывались о песне Макаревича или какого бы то ни было другого исполнителя. На то человек и считается существом разумным и биосоциальным, чтобы понимать и принимать законы жизни, беречь и ценить каждое её мгновение, бороться с трудностями, совершенствуя себя. У любой игры есть победители и проигравшие, игру всегда можно начать заново, даже тем, кто проиграл…, если только это не игра со смертью, в которой выбывшие больше не вернутся и не смогут вновь ступить на игровое поле.

Хочется пожелать подрастающему поколению морального здоровья и социального благополучия, а взрослым – терпения и понимания, ведь именно этого так не хватает в современном безумном мире.

Количество просмотров: 10964  

Комментарии

Елена, в сложившейся ситуации тема действительно актуальна. Многие родители, стараются уберечь своих детей от подобных ошибок, но часто не знают как это сделать. Спасибо Вам за совет.
Очень нужная информация, особенно для родителей подростков..

Страницы

Добавить комментарий

1. Электронные образовательные ресурсы – в помощь современному учителю
2. Недетские игры со смертью
3. Медиацентр – центр информационно-образовательной среды гимназии
4. Развитие воссоздающего воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства
5. Неделя начальных классов как одна из форм повышения мотивации учебной деятельности обучающихся
6. Интернет-журнал на английском языке как способ мотивации внеурочной деятельности обучающихся
7. Планшетное поколение
8. Внеклассное занятие для учащихся 5-ых классов «Детективная история» (по теме «Важнейшие изобретения древних людей», обобщение знаний)
9. Система работы по орфографической грамотности на уроках русского языка в курсе морфологии
10. Современный урок русского языка на основе системно-деятельностного подхода на примере урока развития речи в 6 классе по теме «Описание одежды, костюма как средство характеристики человека»
1. Формирование творческих компетенций детей младшего школьного возраста на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Взаимодействие педагогов, учащихся и родителей во внеурочной деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Организация работы с родителями в рамках внеурочной деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Разработка классного часа для 7 инженерного класса «Элементарно, Ватсон» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Души прекрасные порывы – тебе, Новосибирск! ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Система работы студии «Мокрый нос» для учащихся 1-4 классов по программе «Мы – твои друзья!» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Наставники счастливых людей ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Семья и школа – партнёры в воспитании ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Новые возможности интеграции иностранных граждан в российское общество ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы