Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках робототехники

 
 

Хлопотников Алексей Леонидович,

учитель робототехники

МБОУ «Аэрокосмический лицей им. Ю.В. Кондратюка» г. Новосибирска

 

Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках робототехники

Современное производство невозможно представить без автоматизации всех процессов, а высокое качество изделий при массовом выпуске требует применения робототехнических комплексов. Реализация этих технологий проводится во всех сферах деятельности человека: от медицины до космонавтики.

Развитие цивилизации требует внедрения новых технологий в области материаловедения, электроники, механики, программирования и других отраслей. Для этого необходимо использование высококвалифицированных кадров в указанных областях, поэтому ранняя профориентация стала приоритетом в основном общем образовании. Одним из направлений инженерной компетенции является робототехника.

Предмет робототехника изучает создание и применение роботов, других роботизированных средств и основанных на них технических систем, и комплексов различного назначения. Она позволяет спроектировать и сконструировать различные интеллектуальные механизмы – роботов, которые имеют модульную структуру и обладают мощными микропроцессорами.

Если рассматривать робототехнику с позиции российской школы, то возникают естественные вопросы: кто, как и зачем должен ее внедрять? Например, в Аэрокосмическом лицее имени Ю. В. Кондратюка «Основы робототехники» были выбраны в качестве школьного курса информатики. Акцент был сделан на изучение алгоритмов и программирования, а также на уровень инженерной составляющей предмета.

Педагогическая целесообразность этой темы очевидна. Ученики в процессе конструирования и программирования учатся объединять реальный мир с виртуальным. Кроме того, они получают дополнительные знания по физике, механике, электронике и информатике.

«Основы робототехники» как предмет

«Основы робототехники» – это один из интереснейших способов изучения компьютерных технологий и программирования. На занятиях ученики узнают, как проектировать, создавать и программировать роботов. Работа над практическими заданиями в команде способствует получению знаний о составляющих современных робототехнических устройств, а визуальная программная среда дает возможность легко и эффективно изучить алгоритмы и программирование.

Цель предмета робототехники: сформировать основы знаний по робототехнике и создать индивидуальный опыт, необходимые для выбора будущей профессии.

Задачи предмета:

– дать первоначальные знания о робототехнических устройствах;

– ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами, которые необходимы при конструировании роботов;

– научить основным приемам сборки и программирования роботов;

– развивать творческую инициативу и самостоятельность;

– развивать память, логическое мышление, аналитические способности, концентрацию внимания.

Робототехника – предмет научно-технической направленности. В наше время с её помощью можно научить ребенка решать задачи, используя автоматические системы, которые он может самостоятельно проектировать. Он учится защищать свое решение и воплощать его в реальной модели, непосредственно сконструировать и запрограммировать.

Робототехника выступает не только как самостоятельный предмет, но и помогает в изучении остальных школьных дисциплин. Робототехнические конструкторы можно использовать при демонстрации учебных экспериментов по математике, физике, биологии, химии, искусству и технологии, что дает возможность показать ученикам картину реального мира. Использование роботов делает обучение более увлекательным и понятным. Ученик лучше разбирается в том, что создал и увидел сам, а это способствует развитию творческих способностей и формированию раннего профессионального самоопределения.

Робототехнические конструкторы

Для каждой собранной из LEGO Mindstorms EV3 конструкции ученики решают максимально возможное количество задач, которые позволяют изучить, понять и закрепить классические понятия информатики – линейный и циклический алгоритм, ветвление, переменная, математическая логика.

Робототехнические конструкторы должны служить не предметом, а средством обучения. Они дают возможность реализовать деятельный подход, для которого характерно получение учениками знаний не в готовом виде, а самостоятельный их поиск. Причем, небольшое количество конструкторов в школе нельзя считать недостатком. Этот дефицит оборудования подталкивает учителя к организации проектного, коллективного обучения. Ученики, которые работают над задачей в команде, достигают больших личных результатов, чем те, кто занимался индивидуально. Задания необходимо строить таким образом, чтобы обеспечить отработку максимального количества универсальных учебных действий.

В основе всех конструкторов LEGO лежит принцип «Learning by making», или «обучение через действие»), который предполагает реализацию циклической модели обучения, основанной на четырех образовательных составляющих: взаимосвязь, конструирование, рефлексия, развитие.

«Взаимосвязь» предполагает, что получение новых знаний происходит тогда, когда вновь приобретенные опыт и умения удается объединить с уже имеющимися, или превратить их в стимул, отправную точку для нового этапа обучения.

«Конструирование» представляет из себя создание моделей и генерацию идей. Предлагаются три вида «Конструирования»:

1) свободное «зондирование» проблемы: учащиеся знакомятся с новым понятием, самостоятельно модифицируя простые модели и управляют ими;

2) исследование по инструкции: учащиеся, следуя подробным инструкциям, создают модели, дающие какие-либо количественные результаты, пригодные для математической обработки;

3) свободное решение проблемы: учащиеся создают собственную модель, которая способна выполнить поставленную задачу.

«Рефлексия» предполагает осмысление созданного во время занятий, поиск словесной формулировки полученного знания, способов представления результатов опыта, путей его применения в комплексе с другими идеями и решениями.

Поддержка творческой атмосферы, радости от успешно выполненной работы реализуется на этапе «Развитие» при выполнении более сложных заданий. Это способствует углублению полученного опыта, развитию креативных и исследовательских навыков.

Содержание предмета «Робототехника»

По содержанию в начальном курсе изучения основ робототехники можно выделить два раздела: «Основы конструирования и механики» и «Программирование робототехнических устройств».

Раздел «Основы конструирования и механики» служит для изучения базовых принципов механики и элементарных технических решений, которые лежат в основе всех современных конструкций и устройств. Эти знания дают учащимся возможность разрабатывать и собирать модели для решения поставленных задач.

Раздел «Программирование робототехнических устройств» основан на требованиях к результатам изучения предметной области «Математика и информатика», которые включают в себя:

– развитие алгоритмического мышления,

– развитие умений по составлению и записи алгоритмов для конкретного исполнителя,

– формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях,

– знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической.

Любая робототехническая конструкция является исполнителем программы (алгоритма). В процессе обучения робототехнике, педагог сталкивается с необходимостью:

– организации проектной деятельности;

– использования метода научного познания в ходе выполнения проекта;

– подготовки учащихся к соревнованиям роботов.

Метод проектов

Метод проектов является ведущим методом при обучении образовательной робототехнике. Он предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат. Использование метода проектов в обучении предполагает наличие значимой проблемы, которая требует использования объединенных знаний, проведения исследования для поиска ее решения. Кроме того, в этом случае необходима организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке или во внеурочное время. Создание действующей модели робота представляется в виде проекта. При этом созданная модель должна одновременно сочетать в себе функции как практико-ориентированного, так и исследовательского проекта.

Практико-ориентированный проект отличается тем, что результат деятельности обозначен с самого начала. Как правило, это робот, выполняющий определенные функции. При отладке робота проект приобретает характер исследования. Его суть заключается в том, что проект подчиняется логике пусть небольшого, но исследования, и имеет структуру, которая приближается к настоящим научным исследованиям.

Испытание и отладка робота также предполагает уяснение цели и обоснование гипотезы, проектирование серии опытов для испытания модели, подготовка условий для испытаний, проведение испытаний, внесение поправок в конструкцию и программу робота на основании сделанных выводов.

Соревнования роботов

Подготовка к соревнованиям роботов превращает учителя в тренера команды. Соревнования, как одна из форм организации учебного процесса по робототехнике, способствуют формированию конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности человека к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования школьник улучшает отношения с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только активность, но и формирует у него способность к самоактуализации, которую можно рассматривать как метод самовоспитания.

Соревнования роботов можно назвать своеобразным смотром достижений. Участие в них является итоговым результатом их изучения робототехники. Это позволяет повысить мотивацию к занятиям робототехникой, популяризировать этот вид технического творчества.

Резюмируя сказанное, можно утверждать, что робототехника – это предмет, который дает возможность сформировать профессиональные навыки, помогает сделать осознанный выбор будущей профессии, получить углубленные знания по многим техническим дисциплинам. Учитывая скорость научно-технического прогресса, эта специальность будет становиться все актуальнее, и подготовка квалифицированных кадров может стать наиболее приоритетной в сфере образования.

Количество просмотров: 3793  

Добавить комментарий

1. Использование конструктора Сuboro в образовательном процессе ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Предпосылки формирования инженерных способностей младших дошкольников ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
3. Робототехника как инновационная технология в обучении детей дошкольного возраста в дополнительном образовании ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
4. Применение логоробота Bee-Вot в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи ВЫПУСК №105, февраль 2023
5. Развитие креативных способностей как составляющая инженерного творчества ВЫПУСК №105, февраль 2023
6. Робототехника как элемент инновационной деятельности в дополнительном образовании детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
7. Техническое конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием средств ИКТ и программируемого мини-робота Bee-Bot «Умная пчела» для детей старшей группы по теме «Баба Яга. В поисках Bee-Bot» ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством STEM-образования с использованием игрового набора «Дары Фребеля» Выпуск №100, Апрель 2022
10. Робототехника и профессии будущего Выпуск №98, декабрь 2021
11. Языковая подготовка учащихся на основе интегрированного подхода к инженерному образованию Выпуск №98, декабрь 2021
12. Использование матриц для развития инженерного мышления дошкольников Выпуск №98, декабрь 2021
13. Развитие инженерного мышления и технического творчества дошкольников средствами робототехники и конструирования Выпуск №86, декабрь 2019
14. Развитие инженерного образования в МБОУ Гимназия № 14 «Университетская» города Новосибирска Выпуск №86, декабрь 2019
15. Bee-Bot – увлекательный мир программирования Выпуск №82, апрель 2019
16. Лего-конструирование как вид деятельности по развитию инженерного мышления детей среднего дошкольного возраста Выпуск №82, апрель 2019
17. Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников Выпуск №82, апрель 2019
18. Развитие детей посредством конструирования в условиях детского сада ВЫПУСК №76, Апрель 2018
19. Инженерное направление в начальных классах. Теория и практика ВЫПУСК №76, Апрель 2018
20. Использование мини-роботов Bee-bot в работе с дошкольниками ВЫПУСК №76, Апрель 2018

Страницы