Роль интегративных качеств в развитии дошкольника

 
 

Смирнова Марина Сергеевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад № 27 «Росинка» г. Новосибирска

 

Роль интегративных качеств в развитии дошкольника

В данной работе я хочу рассмотреть и рассказать о важности развития интегративных качеств дошкольников. Я попытаюсь доказать, что главная цель современного российского образования – формирование разносторонне развитой личности.

Известно, что современное дошкольное образование развивается в инновационных условиях, повышаются требования к качеству образования и итоговым результатам. На сегодняшний день, в силу разных причин, организация образовательного процесса отстает от приоритетных изменений в целях и в содержании образования, тем самым тормозя прогрессивные изменения образовательной практики. Следует отметить, что в погоне за инновациями в педагогической деятельности важно, чтобы не был потерян основной ориентир – разносторонне развитая личность ребенка.

Предполагается, что физически развитый ребенок устойчив к нагрузкам, активен, его движения скоординированы, экономичны и точны. Развитие движений плотно связано с общим психическим развитием ребенка, для детей младшего дошкольного возраста они неотделимы друг от друга. Любое движение – это выраженное завершение сложного психического процесса и отражение связи между психическими процессами и мышечными движениями, которые составляют психомоторную сферу и определяют общую подвижность ребенка. То есть движения являются носителями информации об эмоционально-личностных особенностях ребенка и выражают степень его эмоционального благополучия.

Следует отметить, что развитие любознательного и активного ребенка происходит в процессе его взаимодействия с окружающей средой и активность очень рано становится избирательной и во многом определяется особенностями нервной системы, общим эмоциональным состоянием, содержанием опыта взаимодействия с окружающими, а также условиями семейного воспитания и характером использования взрослыми запретов. Наиболее ярко детская активность и любознательность проявляется в вопросах, которые задает сам ребенок. Психолог Н.Б. Шумакова показала, что вопросы выполняют разную функцию: познавательную и коммуникативную. Из этого следует, что на основе связи с речью активность приобретает мыслительный характер деятельности.

Считается, что самые простые эмоции у ребенка проявляются очень рано и помогают накапливать и осмысливать собственный опыт, отмечая значимые события. Эмоции организуют восприятие, внимание, память, мышление, пробуждают воображение и стимулируют творческое познание. Ребенок, который имеет положительные, разнообразные переживания, бодр, активен, любознателен, уверен и оптимистичен. Отсутствие чувств, по мнению Л.С. Выготского, «засушенное сердце» – глухо к добру, красоте и не испытывает радости познания. Следовательно, главным приобретением дошкольного возраста в сфере эмоций является, то, что эмоции становятся умными: осознанными и сознательно регулируемыми.

Очень важно, чтобы ребенок в дошкольном возрасте освоил такой вид деятельности, как коммуникация. В этом возрасте происходят существенные изменения в сфере общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Изменяется содержание общения. В общении со сверстниками проявляется личностная позиция ребенка: эгоистичная, конкурентная или гуманная. Общение со взрослыми преобразуется исходя из новых потребностей ребенка, его возросших возможностей и новых требований со стороны взрослых. Взрослый для ребенка является носителем новой, ранее непознанной информации, средств, способов и целей деятельности, он безгранично доверяет взрослому и готов к усвоению всего того, чему учат. Дошкольника все больше увлекает мир людей, который он стремится познать. Но следует отметить, что развитие общения со сверстниками начинает приобретать характер особой коммуникативной деятельности. Общение может подкрепляться действиями не связанными с игрой, а выступать в виде диалога, разговора по интересам. На этой основе формируются дружеские отношения, которые отражают стойкую избирательную привязанность. Осознаются и соблюдаются правила взаимодействия.

Ребенок, способный управлять своим поведением и планировать свои действия, рассматривается как человек, находящийся на пути к социальной зрелости. Но старшие дошкольники имеют низкий уровень развития произвольности, у многих из них преобладает двигательная расторможенность и импульсивная реакция, они затрудняются в действиях по алгоритму, не могут обеспечить самоконтроль, то есть собственная деятельность оказывается недостаточно осознанной детьми, но в действиях появляются элементы планирования. Речь опережает практическую деятельность, а замысел направляет активность. Весь процесс становления произвольного поведения – это преодоление ситуативных воздействий и способность руководствоваться внутренними регуляторами (А.Н. Леонтьев). Таким образом, у детей появляется некий уровень моральной саморегуляции.

Одним из условий развития интеллектуальной активности старших дошкольников является обучение детей умению выделять, понимать и решать познавательные задачи. Ведущим мотивом является стремление научиться решать трудные умственные задачи. Он приобретает наибольшую побудительную силу. Дети стремятся узнать и понять, что, почему и как происходит в мире. Развитие способности решать познавательные задачи у дошкольников связано с формированием речемыслительной деятельности. Развитие логического мышления напрямую зависит от уровня освоения речи, обеспечивающей обобщение воспринимаемых однородных признаков. Освоение обобщений создает основу для развития словесно-логического мышления.

Дошкольник имеет первичные представления об окружающем мире, получая их в процессе непосредственного взаимодействия с окружающими. Эти знания связаны с опытом ребенка и определяются этим опытом, они составляют основу для усвоения знаний. Именно знания составляют содержание мышления и в то же время являются условием его развития. Главная роль в формировании знаний и представлений отводится слову. Слово выполняет разные функции, перестраивая представления дошкольника (А.А. Люблинская). Изменение представлений на основе их связи с речью выражается существенными признаками в образе предмета. Если само слово понятно ребенку, то его значение запоминается в образе и позволяет знаниям стать четкими и систематизированными.

Развитие изобразительной деятельности связано с формированием сенсорно-перцептивного опыта и речи. К продуктивной деятельности, помимо изобразительной, также относится конструирование и труд. Начиная с 5 лет, развитие изобразительной деятельности связано с мышлением и воображением, рисунки приобретают выразительность и передают размышления и переживания ребенка по поводу окружающего. С развитием замыслов ребенок начинает выбирать изобразительные и выразительные средства деятельности. Интерес у детей вызывает создание коллективных работ. Значительно вырастает оригинальность работ, гибкость использования ранее освоенных техник. В конструировании развивается знаково-символическая функция сознания, также появляется потребность в реализации разнообразных замыслов, комбинированию известных способов конструирования и создание новых на основе познания свойств предметов и материалов. В дошкольном детстве закладывается основа трудовой активности, формируются качества характера, черты личности, умения, которые в дальнейшем позволяют человеку участвовать в сложных процессах, развивается мотивационная сфера личности. Ребенок в процессе труда накапливает трудовой, социальный опыт, формируется новая социальная позиция, которая связана с ответственным отношением к себе и поступкам.

Музыкальная деятельность в дошкольном возрасте развивается в единстве исполнительства, восприятия и творчества на основе интеграции познавательной, волевой и эмоциональной сфер. Эмоциональный отклик характерен ребенку достаточно рано. В основе музыкальных способностей лежит чувство ритма. Согласование движений в ритме музыкального произведения дает ребенку возможность ориентировать свои движения и придавать им свободу и непринужденность, позволяет их творчески преобразовывать. Итак, развитие музыкальной деятельности предполагает: понимание и содержание музыкальных произведений, способность к воссозданию и творческому созданию музыкального образа, передачу метроритмического рисунка во всех видах музыкальной деятельности и постижение выразительности способов музыкальной деятельности.

Завершается дошкольный возраст кризисом 7 лет. Ребенок теряет непосредственность всех своих проявлений, в его поступки привносится интеллектуальный момент, появляются предпосылки универсальной учебной деятельности. Они входят в структуру психологической готовности ребенка к школе, которая выражается в появлении новой внутренней позиции – позиции ученика. Начинает проявляться желание учиться в школе, образуемое социальной и познавательной потребностью – приобретать знания в новых социальных условиях.

Становление всех интегративных качеств в дошкольном возрасте определяется участием ребенка в разнообразных видах деятельности. В основе развития всех видов деятельности лежит игровая деятельность. Развивающий, воспитательный и обучающий потенциал игры определятся тем, что игра предполагает отображение мира в представляемой ситуации, но при этом дошкольник переживает вполне реальные чувства и эмоции, которые дают возможность опробовать и освоить разные способы общения с миром.

Важными задачами воспитания в соответствии с принципом гуманизма выступают любовь к Родине, патриотизм, коллективизм. Любовь к Родине сама по себе органично вписывается в систему гуманистических ценностей. Общечеловеческое всегда реализуется через конкретно-человеческое. А каждый человек – гражданин определенного государства, принадлежит к своей народности, нации, и общечеловеческое начало реализуется в этих конкретных социальных образованиях. Поэтому важным аспектом воспитания становится формирование гражданских, патриотических качеств личности.

Таким образом, мы отметили, что развитие личности идет через собственную деятельность ребенка по освоению действительности. Поэтому воспитание предполагает организацию жизни и деятельности детей. В процессе игровой, учебно-познавательной, трудовой, спортивной, художественной, технической и других видов деятельности, по мере постоянного их обогащения и преобразования, на основе общения с людьми ребенок совершает переход от подражания как самого простого проявления активности к самостоятельным способам деятельности, к творческой активности, к самовоспитанию. Главная цель современного российского образования – формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.

Литература

1. Афонькина, Ю.А. Развитие интегративных качеств дошкольников. Методический конструктор/Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2014. – 92с.

2. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. статей/ А.А. Люблинская. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995.

3. Люблинская, А.А. Детская психология: учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1971.

Количество просмотров: 13641  

Добавить комментарий

1. Сотрудничество детского сада и семьи: от традиций к инновациям
2. Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
3. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО
4. Проблемы развития инклюзивного образования в сфере дошкольного образования
5. Проект в первой младшей группе в адаптационный период «Здравствуй, детский сад!»
6. Патриотическое воспитание детей в детском саду
7. Экономическое воспитание старших дошкольников
8. Развитие выразительной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации
9. Нетрадиционная работа с бумагой
10. Роль художественной литературы в развитии речи детей
11. Роль интегративных качеств в развитии дошкольника
12. «Эти трудные звуки…» Использование зрительных символов звуков в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи
13. Семь раз отмерь…
14. «Добрая дорога детства» в детском саду «Черничка»
15. Здоровье детей – это общее дело
16. Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО
17. Русское народное творчество как основа гармоничного развития ребенка
18. Вовлечение родителей в жизнь группы детского сада
19. Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками
1. Развитие дивергентного мышления у воспитанников детского сада ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы