ИКТ в классе предшкольной подготовки

 
 

Карапетян Нарине Саркисовна,

учитель класса предшкольной подготовки МБОУ СОШ № 180
Заельцовского района г. Новосибирска

 

ИКТ в классе предшкольной подготовки

Современные дети растут в условиях информационного изобилия. Для них естественным является умение оперировать большими массивами информации, использовать в повседневной жизни ресурсы Интернета, мобильной связи. Ребенок вполне может одновременно слушать музыку, отправлять СМС, просматривать сайт. Однако много и охотно общаясь в виртуальной реальности, дети часто не умеют выстроить общение со сверстниками и взрослыми в реальном мире, не различают реальный мир и вымышленный. Последствиями такого перекоса в формировании коммуникативных действий является уход от реального мира, формирование компьютерной зависимости и различного рода нарушения социализации.

Наша школа на протяжении ряда лет является базовой школой научно-методического центра «Современные технологии» НИПКиПРО по проблемам информатизации образовательного процесса. На внутришкольных семинарах, заседаниях методических объединений (МО) обсуждаются проблемы, перспективы и риски применения современных образовательных технологий, в том числе ИКТ.

Готовясь к введению ФГОС, педагоги МО учителей начальных классов внимательно изучили условия, технологии и порядок формирования УУД. С нашей точки зрения, наиболее важными и сложными в формировании являются коммуникативные УУД. Разрабатывая основную образовательную программу, в качестве механизма формирования коммуникативных УУД мы указали среди прочего информационно-коммуникационные технологии. Мы считаем, что методически правильное, последовательное и системное применение ИКТ позволяет не только успешно сформировать коммуникативные умения детей, но и избежать возможных рисков. На базе нашей школы уже восьмой год работает класс предшкольной подготовки 12-часового пребывания. Свою работу в указанном направлении мы решили строить, начиная с предшколы.

В нашей школе единство образовательных, методических подходов и содержания на ступени «предшкольное образование – начальная школа» достигается за счет использования родственных учебно-методических комплектов: «Предшкола нового поколения» и «Перспективная начальная школа». Для достижения максимальной эффективности образовательного процесса в классе предшкольной подготовки уже с первых дней обучения применяются ИКТ. Для оптимизации учебного процесса учителю необходимо дидактически и методически продуманно применять компьютер в классе предшкольной подготовки, потому что занятие рассматривается сегодня не только как форма обучения, но и как форма учения. Разнообразие приёмов использования электронных учебных пособий (ЭУП) на занятии (индивидуальная, работа в парах, по цепочке, эстафета, фронтальная и т.д.) позволяет повысить мотивацию к обучению, а это необходимое условие успешности, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ребенка. Важно, чтобы выбранные методы, приёмы комплексно влияли на продуктивность образовательного процесса.

Например, использование ЭУП на занятиях позволяет стереть грань разноуровневой подготовки. Яркий иллюстрированный материал привлекает внимание детей, развивает непроизвольное внимание, помогает научиться делить слова на слоги, подбирать слова к схеме, ставить ударение, а самое главное пополнять словарный запас дошкольников.

Индивидуальная работа за компьютером даёт возможность каждому ребёнку работать в привычном для него темпе. Учитель не торопит, а значит и не создаётся стрессовая ситуация, сохраняется психическое здоровье ребёнка. Благодаря тому, что в классе имеется смарт-доска, дети охотно работают с материалом, развивают мелкую моторику, работая пальцами на доске.

В классе предшкольной подготовки используются ЭУП «Азбука», «Развитие речи», «Математика», «Словарь», разработанные под руководством доктора пед. наук А.В. Молоковой. На занятиях по обучению грамоте широко используется ЭУП «Азбука» для закрепления знаний о буквах и звуках. В этом пособии есть интересные задания на определение характеристик согласных звуков. В классе предшкольной подготовки есть уже читающие дети, они работают с заданием, где нужно к части слова добавить пропущенный слог и получить целое слово. ЭУП «Математика» удачно дополняет занятия по учебным пособиям «Кронтик учится считать» и «Кронтик учится записывать числа». Применение ЭУП существенно расширяет возможности традиционного преподавания в классе предшкольной подготовки.

Также немаловажным представляется использование компьютера для облегчения труда учителя, создания возможностей для представления результатов работы детей и педагога. В классе предшкольной подготовки использую следующие технические средства на базе ИКТ:

-компьютер;

-мультимедийный проектор;

-интерактивная доска;

-сканер;

-принтер;

-видеокамера;

-CD-диски с музыкой для показа презентаций, разучивания музыкальных произведений;

-цифровой фотоаппарат для фотографирования детей (праздник, режимные моменты и др.), детских работ, создания слайд-шоу детских работ и фотографий для родительских собраний;

-набор электронных физминуток для проведения зарядки.

При переходе в начальную школу наши дошколята вновь встречаются с ЭУП, знакомыми им по предшколе. Но работа по ним ведется на качественно ином, новом уровне. Не случайно в УМК значительное место отведено работе в парах, группах, оказанию помощи товарищу, формированию умения попросить о помощи.

Использую единую систему организации обучения: в группах, в парах, фронтально и индивидуально позволяет ребенку научиться учитывать мнение товарища, договариваться, строить взаимоотношения со сверстниками.

Таким образом, в процессе предшкольного занятия реализуется программа формирования коммуникативных УУД средствами ИКТ, формируется социально адаптированная личность современного человека, обладающего качествами, отвечающими требованиям информационного общества.

Количество просмотров: 8147  

Добавить комментарий

1. Использование цифровых образовательных ресурсов в обучении математике в начальной школе ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
2. Буктрейлер как средство повышения читательской активности младших школьников ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
3. Семейный интерактивный календарь «Безопасность дорожного движения» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
4. Создание проекта «Новосибирск в цифрах» с использованием инструментов информационно-образовательной среды ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Создание образовательного календаря «Экскурсии в начальной школе» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Использование микроскопа в курсе внеурочной деятельности «Занимательная экология» для учащихся начальной школы ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Искусственный интеллект в образовании: использование нейросети GigaChat в обучении младших школьников ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. Применение инструментов информационно-образовательной среды в обучении младших школьников на уроках изобразительного искусства ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Применение инструментов информационно-образовательной среды в обучении младших школьников на уроках математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Мультимедийные инструменты для обучения: опыт применения LearningApps ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Реализация проекта «День Синички» с использованием инструментов информационно-образовательной среды в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Мнемонические приёмы для развития памяти младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Использование новых форматов текста на уроках русского языка и литературы для повышения качества образования ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Интерактивные игры в информационно-образовательной среде на уроках математики в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Геймификация на уроках окружающего мира в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Воспитательное событие «Правила дорожного движения» с использованием инструментов информационно-образовательной среды в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Создание web-квестов и их использование в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Социально-эмоциональное развитие младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы