Воспитание младших школьников в условиях информатизации жизни общества
Родители давно мечтали об изобретении такой игрушки для детей, чтобы ребёнок долгое время был занят и не отвлекал взрослых от их важных и неотложных дел. И наконец, эта игрушка изобретена – это гаджеты (смартфоны, айфоны, планшеты, ноутбуки, компьютеры). Дети, рождённые в XXI веке, легко учатся играть в различные игры на гаджетах, достаточно нажать на кнопочки, и ребенок погружается в фантастический мир виртуальной реальности, который уводит далеко от реальной жизни. Взрослые, особенно бабушки и дедушки, удивляются тому, как трудно им разобраться в работе этого нового устройства и как легко с ним справляется малолетний ребёнок. Однако мы, учителя, столкнулись с большими проблемами, когда такие дети пришли на обучение в школу. Дети, которые долгое время общаются со своими гаджетами, не научились слушать и слышать взрослых. Они не усидчивы, не воспринимают взрослых как авторитетное лицо, многие не обладают навыками самообслуживания, не внимательны, с нарушенной психикой. Но, что ещё интереснее, родители защищают своё чадо, не смотря на нарушение дисциплины и отставание в учёбе их ребёнка.
В таких сложных условиях учителю нужно воспитать ребёнка, любящего свой народ, свой край, свою Родину, уважающего и понимающего ценности семьи и общества, любознательного, активно и заинтересованно познающего мир и т.д. Первое, на что нужно обратить внимание учителя – это научить детей слушать взрослых. Дисциплина в классе желает лучшего, т.к. на уроках постоянный рабочий шум. Дети не могут сидеть тихо, они постоянно бубнят, вскакивают, бывает, даже гудят как машины или цокают как лошадки, но тишины в классе нет. Даже когда звенит звонок на урок, дети не бегут как раньше к своим местам, они его не слышат, и приходится учителю минут 5-7 призывать учеников к порядку. А причина всему информатизация жизни общества.
Каким образом педагог может добиться присвоения базовых национальных и общечеловеческих ценностей учеником, для которого самым ценным и значимым является обладание модным гаджетом и возможность использовать его для удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечении, самореализации и общении? [1]
Для того, чтобы воспитать младших школьников достойными и культурными людьми своей Родины, необходимо сотрудничать с родителями и вовлекать их в совместный воспитательный процесс. Очень хорошо организовывать поездки детей вместе с родителями в цирк, театр, музей, а также экскурсии на предприятия, где работают родители детей. В ходе экскурсий на предприятия обучающиеся погружаются в реальный мир, узнают, какой деятельностью занимаются их родители и испытывают гордость за свою семью, за своих предков. В нашей МБОУ – ООШ № 6 города Искитима есть такая традиция, как «День Здоровья», где дети всей школой вместе с родителями и учителями отправляются в поход на природу. В походе мы разжигаем костёр дружбы, запекаем картошку, участвуем в спортивных соревнованиях. И могу сказать, что дети ждут этого дня!
Но самое важное, что после похода весь свой мусор мы собираем в пакет для мусора и выносим его из леса. Так формируется экологическая культура личности ребёнка, которая развивает способность решать конкретные проблемы улучшения экологической среды.
Каждый год проводится во всех школах нашего города «Смотр строя и песни». Где ребята каждого класса представляют определённый род войск нашей армии, маршируют под строевую песню. Данное мероприятие формирует чувство патриотизма, чувство любви к своей Родине, к русской армии.
Много классных часов проводится с учащимися во внеурочное время. Классные часы выделяют, как правило, несколько функций:
Все три функции неразрывно связаны между собой. Учителю необходимо заранее продумать, как перевести разговор в практическую деятельность. За счет разнообразной деятельности классный час способствует формированию у учащихся различных умений и навыков и укрепляет отношения в детском коллективе. Нередко одной из практической деятельности является выполнение презентации по данной теме и представление этой презентации, а также раздача буклетов, которые помогут учащимся ориентироваться в данной теме. Темы классных часов могут быть различные: «С кем бы ты хотел дружить?», «Разрешение конфликтов», «Автомобиль – вред или польза?» и другие.
Классные часы помогают в воспитании младших школьников использовать новые информационные технологии, учат ответственному отношению к порученному делу, интеллектуальному развитию, умению поделится своими знаниями с другими.
Однако воспитывать младших школьников нужно и в урочное время. Вхождение маленького человека в литературу, искусство, другими словами, в культуру начинается в семье, с самого момента рождения. Первые мелодии, которые он слышит, – это колыбельные песни матери, первые произведения литературы – это сказки бабушки. Но так, к сожалению, бывает не всегда, особенно в наше время. Именно начальная школа может и должна запустить процесс образования и воспитания личности, сидящей за партой, чтобы потом он перешёл в самообразование и продолжался всю жизнь. Образование – это процесс становления человека, взращивание человеком доброты, сострадания, честности, благородства и др. Ни один школьный предмет не имеет таких возможностей в деле образования и нравственного воспитания детей, как литературное чтение.
«Материал хорошего качества» – это художественная литература, особенно наша русская классика. Но просто так духовно-нравственное содержание, а тем более социально-нравственный опыт, не «перетекает» из художественного произведения в душу ребёнка. А ведь труд души по строительству личности, может быть, самый большой труд из всех известных нам. Главным условием решения личностного развития и нравственного воспитания учащихся на уроках «Литературного чтения» является организация значимого для ученика полноценного чтения и самостоятельного глубокого анализа художественных произведений.
На уроках изобразительного искусства благодатным материалом для воспитания младших школьников являются произведения искусства, которые могут приблизить ребёнка к миру чувств и переживаний, нравственных ценностей и безнравственных поступков. А чуткий, умный педагог поможет ему понять язык искусства, научит размышлять. Совершенно по-другому будет построен урок, на котором целью станет познание самого искусства, открытие самого себя в нём. Ведь искусство – это жизнь в художественном её проявлении. Главное в этом – человек, его эмоции, чувства, мысли. Научив детей лучше понимать искусство, мы научим их лучше понимать себя.
От простого детского рисунка «Моя мама» до темы материнства в изобразительном искусстве, от беседы «С чего начинается Родина?» до выполнения эскиза герба своего города, от рисования любого пейзажа до создания социальной рекламы «Сохраним памятники истории и культуры», от иллюстрирования знакомой сказки до участия в социальном проекте «Море книголюбов», таким может быть духовный и художественный рост ребёнка. Прийти к такому результату поможет деятельный подход, в основе которого получение всей информации через деятельность (размышление, проблемный вопрос, проблемная ситуация, творческое задание). Даже обычный анализ детских работ в конце урока может привести к философскому размышлению: «Почему все нарисовали по-разному?» – «Да потому, что мы все разные». – А хорошо это или плохо? – и т.д.
«Сверхзадачей» педагога становится пробуждение духовного потенциала личности, благодаря которому знания нравственных норм перерастают в убеждения. А о самом человеке, по словам Б. Паскаля, о его нравственных качествах, нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.
Долгое время музыку как вид искусства и как школьный предмет рассматривали как часть, небольшую, малозначимую часть детской жизни. А ведь если вдуматься, то формирование музыкальной культуры школьников – часть всей духовной культуры. «Путь к духовности – это поиск истины, добра и красоты», – писал великий мыслитель древности Платон. С самых первых шагов маленького человека музыка входит в его мир как часть духовной культуры человечества, соединенная тысячами нитей с литературой, изобразительным искусством, пластикой, где понятие художественного образа целостно, ибо целостно восприятие ребенком окружающего мира, того мира, в котором все одушевлено и имеет свой язык, обращенный к чувствам, разуму, душе и сердцу человека.
Знакомясь с народным творчеством: русскими народными песнями, напевами, музыкой русских композиторов Глинки, Чайковского, Мусорского, Римского- Корсакова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, с историей народных инструментов, их звучанием, дети постигают интонационный строй народной музыки, размышляют о величии страны и красоте природы, выразительности, задушевности мелодий.
Таким образом, воспитательный момент должен быть на каждом уроке. Всё должно быть в мере, и даже информатизация образования. А культура общения в социальных сетях должна воспитываться учителем как правила этикета. Произведения русской классики, произведения искусства и музыка русских композиторов приводят к осознанию младшими школьниками, что в этих произведениях воплощены высокие мысли и чувства, что они проникнуты глубокой человечностью. Эти качества необходимы современному человеку, чтобы быть Человеком, стараться изменить мир к лучшему.
Список литературы:
1. Бродовская З.В. Наблюдай и разгадывай тайны природы: методические рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы в начальной школе. – Новосибирск, 2004.
2. Крамер Е.А. Обучение младших школьников навыкам безопасного поведения в виртуальном пространстве // Начальное образование. 2016. Том 4. Выпуск 5. С. 33- 37. 3.
3. Лазарева В.А. Пути и способы анализа художественного текста на уроках литературы. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.
4. Молокова А.В. ИКТ-компетентность и воспитанность личности: единство противоположностей // Сибирский учитель. 2016. № 1. С.41-43.
5. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы / сост. М.А. Козлова. – М.: Экзамен, 2011.
[1] Сборник РАО – 2017 Молокова А.В. Крамер Е.А. Особенности воспитания младших школьников в условиях информатизации. – с. 167.
Количество просмотров: 6465 |
Добавить комментарий