Нравственно-патриотическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО
Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.
С. Михалков
В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья человека. В концепции дошкольного воспитания определены задачи формирования человека здорового физически, духовно, богато нравственного, творческого, думающего.
Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».
Дошкольное детство – важнейший период в жизни человека, когда закладываются основы его личностной культуры, осваиваются моральные и нравственные ценности общества. Именно в этот период жизни у ребенка формируются представления о самом себе, о людях, о явлениях общественной жизни, о человеческой культуре, что создает предпосылки воспитания гражданских качеств и присвоения нравственных ценностей общества.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо.
И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины, там, где он родился и вырос. Любовь к большому надо прививать с малого.
В образовательной деятельности нашего ДОУ патриотическое воспитание осуществляется по направлениям: духовно-нравственное, социально-коммуникативное, эстетическое, краеведческое, трудовое, интеллектуальное, художественно-эстетическое, работа с семьей.
Для реализации этих направлений необходима системная работа в рамках программы патриотического воспитания. Исходя их этого данная работа включает целый комплекс задач:
– воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважения к труду;
– развитие интереса к русским традициям и промыслам;
– формирование элементарных знаний о правах человека;
– расширение представлений о городах России;
– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах образовательной деятельности: на непосредственно образовательной деятельности (занятиях), самостоятельной деятельности детей, в играх, в труде, в быту. Разработано годовое перспективно-тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (приложение № 1).
Коллектив ДОУ проводит большую работу по ознакомлению дошкольников с героическим прошлым Родины. Ежегодно проводятся следующие мероприятия:
выставка поделок и рисунков «Мой папа – защитник Отечества»;
НОД (занятия) «Герои войны – наши земляки»;
«Уроки мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего бессмертное мужество в суровое для страны время;
оформление поздравительных открыток для ветеранов войны;
занятия, беседы;
парад «День Победы»;
ежегодно участвуем в районном конкурсе «Аты-баты»
экскурсии с возложением цветов к Монументу славы.
Нравственно-патриотическое воспитание проводится в тесном сотрудничестве со школой:
– экскурсии в библиотеку школы;
– преемственность со школой. Образовательная деятельность с дошкольниками учителя литературы «В мире детских книг».
– познавательное занятие «Быт наших предков» в музее «Светлица» МБОУ СОШ № 90 ХЭЦ;
– преемственность со школой. Экскурсия «Музей – Землянка» МБОУ СОШ № 90 ХЭЦ;
– семейная музыкальная гостиная «Музыкальные народные инструменты в жизни ребенка».
Наше дошкольное учреждение сотрудничает с библиотекой имени Ахматовой, проводятся литературные вечера, чтении стихов русских и современных поэтов, встречи с Новосибирскими писателями и поэтами.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию. С их участием проводятся: выставки рисунков, поделок, фотографии: «Открытка для мамочки», «Мой папа – Защитник Отечества», «Моя семья», «Самая лучшая бабушка», досуг «День Матери», «Бабушкина сдоба», «День Дублера».
Сотрудничество с родителями воспитанников ДУО по реализации информационно-исследовательских проектов:
«Родной язык моей семьи»,
«Богатыри Земли русской»,
«Волшебные воды Сибири»,
«Кого мы встретим в сибирских лесах»,
«Осень в картинах художников,
«Культурное наследие Новосибирска»,
«Зима в картинах художников»,
«Многонациональная Сибирь»,
«Весна в картинах художников»,
«Наш отдых в парках Новосибирска»,
«Русская матрешка»,
«Театры Новосибирска»,
«Глиняная игрушка»,
«Музеи Новосибирска»,
«Деревянная игрушка» (приложение № 2 – фотоотчет).
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоции ребенка, его социальной восприимчивости.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развитие речи, музыке, изобразительном искусстве.
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
Список использованной литературы:
1. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада/Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1996. – 192 с.: ил.
2. Практический журнал «Воспитатель ДОУ» №8/2010.
3. Метенова Н.М. Педсовет. Нравственное воспитание. Новые подходы к проведению педагогических советов в ДОУ//ООО ИПК «Индиго», 2017. – 61с.
4. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С. 33-35.
5. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982. т. 4. – 386 с.
6. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребёнок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость / Под ред. В.Н. Столетова, О.Г. Свердлова. – М.: Педагогика, 1980. 320 с.
Количество просмотров: 16755 |
Добавить комментарий