Использование приёмов ТРИЗ-технологии в развитии речи детей

 
 

Кущева Ирина Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 481 г. Новосибирска

 

Использование приёмов ТРИЗ-технологии в развитии речи детей

В настоящее время одним из условий качественного образования является применение инновационных образовательных технологий. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач, хотя основана она примерно 50-60 лет назад ученым, изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Несмотря на «возраст», она остаётся инновационной, потому что подразумевает проявление индивидуальности, развитие творческой личности, умения нестандартно мыслить, находить выход из любых жизненных ситуаций.

Хочу поделиться своими педагогическими наблюдениями об использовании приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников. Через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Чем внятнее и выразительнее его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Работу по развитию речи с использованием ТРИЗ я провожу в несколько этапов: сначала подвожу детей к проблеме многофункционального использования объекта. Например: Как можно использовать предмет – карандаш? (как средство для рисования, указку, меру для измерения и т. п.). Я использую игры: «Да – нетки», «Угадай, что я загадала», «Один – много», «Цепочка». Очень интересно проходит игра «Цепочка». Например: трава какая? – зеленая, мягкая? А что еще бывает мягкое? – подушка, а подушка еще какая? – прямоугольная и т. д.

Не менее увлекательна игра «Один – много»: Скажите, сколько у меня расчесок? (одна). Чего в расческе много? (зубчиков).

Аналогично: коробка, стол, стул, книга, дерево, ковер, цветок, морковь.

После проведенных игр у ребят в речи появилось много новых слов, они научились составлять загадки, опираясь на признаки предметов.

На втором этапе мы с ребятами учимся выявлять противоречия в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Например: игра «Хорошо-плохо». Эта игра учит детей выделять противоречия в предметах. Ведущий называет предмет или явление и показывает белый круг, а дети называют положительные свойства объекта или явления. Если черный круг – то отрицательные свойства. Например: укол – хорошо, что лечит, быстро выздоравливаешь. Плохо: страшно, лекарство дорогое, больно.

Участвуя в таких играх, дети стали больше рассуждать, сравнивать предметы, выявлять в них разные стороны, как положительные, так и отрицательные.

Третий этап – разрешение проблем и нахождение своего решения. На этапе изобретательства – основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство дошкольников выражается в творческой фантазии, в воображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новую игрушку, новый транспорт и др. Я заметила, что дети стали придумывать новые образы в сюжетно-ролевых играх, в творческой деятельности.

Следующий этап работы по технологии ТРИЗ – это придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Ребятам очень нравится переделывать сказки и сочинять собственные. Во время такой работы дети учатся правильно строить предложения, использовать в своей речи сравнения, эпитеты. Речь ребят становится более яркой и выразительной.

На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, придумывая оригинальные решения проблем, ребенок учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель, обозначив проблему, только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности.

В работе по ТРИЗ-технологии я использую различные методы и приемы.

Один из методов-аналогия. Предлагаю ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Например, выбираю образ цветочка на клумбе, которую забыли полить, и прошу рассказать, о чем он думает в данной ситуации. Дети быстро поняли смысл игры и представляли очень интересные варианты ответов. Например: «Мне очень жарко, я хочу пить!»; «Посмотрите на меня, скоро я высохну, и вы не сможете мной любоваться!»; «Как хочется, чтобы пошел дождь!». Прямая аналогия – основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний. Например, игровое задание: «Добавь словечко». Яркое, теплое (Что?) – солнце, лампа. Снег, мороженое (Что делают?) – тают. Звенит, бежит (Что?) – ручей и т.д.

Затем знакомлю детей с методом фокальных объектов, суть которого в переносе признаков одного или несколько предметов на выбранный нами объект. К определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных объектов. Например, игра: «Какой, какая, какое?». Мяч – какой он? (Круглый, прыгающий, резиновый и т.д.). Теперь все свойства мяча переносим на другой предмет, например: стол, стул карандаш. У нас получается стул резиновый, прыгающий, круглый и т.д. Для этой игры можно использовать карточки с различными изображениями.

Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес. После использования игровой технологии ТРИЗ, я стала замечать, что дети стали более раскованы, в их речи появилось много новых слов, они научились рассуждать, стали предлагать нестандартные решения проблемных ситуаций. Например, ситуация: на улице начался дождь, а у вас нет зонта и резиновых сапог. Дети предложили взять полиэтиленовые пакеты вместо резиновых сапог, предложили поехать на машине, не выходить из дома, попросить зонт у соседей, взять дождевик, бежать быстро, передвигаться с кем-нибудь вдвоем под одним зонтом и т.д.

В результате использования элементов ТРИЗ в разных видах деятельности, я попробовала применить ТРИЗ и в творческом рассказывании, используя различные варианты работы со сказкой.

Начинаю работу с простых игр: «Сказка с новым концом» – предлагается к известной детям сказке придумать новый конец. (Курочка Ряба, Колобок, Теремок и т.д.). Или «Сказка с новым началом», где нужно изменить начало сказки.

Затем знакомлю с игрой «Сказка наизнанку» – игра состоит в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Можно поменять характеры героев. Например: Красная шапочка злая, а волк – добрый.

Интересная игра «Знакомые герои в новых обстоятельствах». Предлагаю детям пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка, а возможно они застряли в лифте многоэтажного дома).

Также организую игру «Новая сказка». Здесь дети учатся изменять сказку, в зависимости от введения новых объектов. Для этой игры я изготовила специальное пособие: круги Луллия (На первом - изображения сюжетов знакомых сказок; на втором – предметов из этих сказок). Реальное задание: «Посмотри, иллюстрация к какой сказке находится под стрелкой». («Красная Шапочка» Ш.Перро.) «Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет». (Корзинка). Фантастическое задание: «Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. (Иллюстрация из сказки «Три поросенка» и сковорода из сказки «Федорино горе» К. Чуковского). «Как сковорода может помочь поросятам?». Таких заданий может быть множество.

Хочется отметить, что детям такие игры очень нравятся и способствуют активизации познавательной деятельности детей, созданию мотивационных установок на проявление творчества, условий для развития образной стороны речи детей, повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами, формированию осознанности в построении лексико-грамматических конструкций, развитию гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Эта технология очень интересна и увлекательна – стоит только поглубже с ней познакомиться.

Количество просмотров: 11872  

Добавить комментарий

1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы